Говорят, что «скромность украшает человека, но плохо его одевает». А кто же одевает «хорошо»? 2queens.ru решили расспросить об этом художника по костюмам, выпускницу Киевского Национального Университета технологий и дизайна, Веронику Яценко.
2queens.ru: Вероника, художник по костюмам – это Ваша работа или призвание? Или и то, и другое вместе?
Вероника Яценко: Это – профессия, от которой я получаю удовольствие!
2queens.ru: Как Вы заинтересовались костюмом и как Вы пришли именно в кино?
Вероника Яценко: Вся моя жизнь с раннего детства, так или иначе, была связана с одеждой. Еще маленькой девочкой, когда я ехала с родителями в трамвае я жадно рассматривала – во что одеты окружающие меня люди, кто-то притягивал мое внимание красивыми и удивительными вещами, кто-то желанием его преобразить, и тогда моя фантазия начинала создавать картинки, во что бы я его переодела.
В десять лет я уже ходила в кружок «кроя и шитья» в киевский Дворец Пионеров. Мне повезло, я попала к замечательному преподавателю, которая научила меня не только шить одежду, но и привила мне такие качества как усидчивость и неприязнь к халтуре: если занимаешься чем-то, то выкладываться необходимо на все сто! Дальше был Киевский Национальный Университет технологий и дизайна, и работа в элитном магазине одежды, в котором я научилась терпеливой работе с людьми и безошибочно «на глаз» определять размер одежды любого человека. И, когда подруга предложила мне поработать в кино, я поняла, что весь набор знаний, собранный за всю жизнь, я в полном объеме могу реализовать именно в профессии художника по костюмам.
2queens.ru: Вероника, Ваше имя обязательно упоминается в титрах к фильму, сериалу – что Вы испытывали, когда это произошло впервые? Что было Вашей первой работой?
Вероника Яценко: Кино – это коллективное творчество, не может появиться картина только стараниями режиссера или продюсера, над одним фильмом работает очень большой коллектив, и каждое звено выполняет свою работу с полной отдачей своих профессиональных качеств. Не бывает кино без, например, монтажа и реквизита, без буфета и водителей. Поэтому титры очень старательно составляются, указываются все департаменты, все люди, вложившие частичку своих стараний для одного общего дела. И, конечно, я сама лично слежу, чтобы мой департамент был указан в титрах в полном составе, включая ассистентов, костюмеров и всех, кто нам помогал.
А первый раз с гордостью я прочла свое имя на большом экране кинотеатра «Зоряный» на презентации фильма Оксаны Байрак «Аврора». Это была моя первая большая работа, которая заставила влюбиться в кино на всю жизнь.
2queens.ru: Насколько одобряется собственный элемент творчества в работе художника по костюмам? Кто диктует Вам, каким должен быть костюм героя?
Вероника Яценко: Ну, в первую очередь, каким должен быть костюм диктуется сценарием. Ведь темы, затрагивающиеся в кино, могут быть абсолютно разнообразными, это может быть жизнь современных олигархов или самых низов социальной лестницы, это может быть исторический фильм, начиная со времен каменного века, или, наоборот, о фантастическом будущем. Естественно, это задает главную тему подбора костюмов.
Затем, очень важно мнение режиссера-постановщика, он – основной мозг всего процесса, только в его голове складывается картинка фильма целиком, включая подбор актеров, декораций, костюмов и музыки. И очень важно, чтобы все эти составляющие были гармоничными между собой, отвечали одному задуманному направлению. Вот именно учитывая эти критерии, художнику и дается полная свобода творчества и фантазии, от которых зависит окончательный результат – тот, который зрители и увидят на экране.
2queens.ru: Вероника, а как происходит сам процесс подбора одежды для костюмов, с чего всё начинается?
Вероника Яценко: Начинается, конечно же, с эскизов, ведь для начала необходимо определить, что это будет за костюм, для какого случая он нужен и как он должен функционировать. После утверждения эскизов принимается решение, нужно ли костюм шить индивидуально или можно подобрать из готовой одежды.
Еще один важный этап в подборе костюма – это примерка костюмов актерами, ведь именно определенного актера зритель увидит на экране в этом костюме, и тут очень важен индивидуальный подход. Прежде всего, костюм должен нравиться именно актеру. Костюм должен быть комфортным – иначе зрители рискуют увидеть не блестящую игру актера, а борьбу с неприемлемым ему костюмом, или просто давящей в бок застежкой. Ведь задача костюма – в первую очередь помочь актеру быстрее вжиться в роль, подсказать ту или иную линию поведения его героя, помочь выразить характер и социальное положение.
2queens.ru: Вероника, Вам как художнику по костюмам необходимо быть в курсе модных тенденций? Как чувствуют себя рядом мода и кино? Существует ли такое направление, как «мода в кино»?
Вероника Яценко: Я бы не ставила рядом эти два понятия: «мода» и «кино», ведь понятие костюма в кино более многогранно и разностороннее, чем просто одеть героя модно. Кино дает нам возможность показать разные слои нашего социума. Было бы скучно смотреть в кино только на хорошо и современно одетых людей, тем более, что этим активно занимаются многочисленные телевизионные программы о светских тусовках и модных дефиле. Кино же дает нам возможность показать жизнь такой, какая она есть: со всем разнообразием направлений в одежде всех без исключения слоев населения, и множеством молодежных направлений. Гораздо интереснее покопаться в характерах героев, в их прошлом, в их увлечениях, в их желаниях и проблемах, и сотворить из всего этого ни на кого не похожий, новый, свой, индивидуальный образ – вот в этом и заключается главное волшебство творческого процесса.
2queens.ru: А есть ли какие-то принципиальные различия между работой над костюмами для кино и для театральных постановок?
Вероника Яценко: Да, конечно. В работе художника по костюмам театра есть своя особенная специфика, в основном это обусловлено различиями между восприятием зрителем картинки на экране и из зрительного зала театра. Поэтому театральные художники пользуются своими профессиональными секретами.
2queens.ru: Какие работы других художников по костюмам произвели на Вас впечатление и кто для Вас авторитет в Вашей работе?
Вероника Яценко: Меня всегда впечатляют фильмы на исторические темы с большими массовыми сценами. От одного представления, насколько титанический труд проделывается, у меня мурашки идут по коже, и перехватывает дыхание. Зритель смотрит на 5-ти секундный кадр базара, например, 17-го века, и даже не задумывается в этот момент, сколько людей трудилось над этим кадром, сколько литературы перелистано, сколько метров ткани перешито, сколько пар обуви было добыто весьма разнообразными способами. А, кроме того, все эти костюмы необходимо подобрать на каждого из трехсот человек, участвующих в этих съемках, чтобы костюмы не только подходили каждому по размеру, но и создавалось впечатление, что это действительно его любимая повседневная одежда. И я имею в виду не только главных героев, но и того дяденьку, который стоит за самой последней лавкой, и женщину с ребенком, покупающую у него рыбу. Такая работа заслуживает бесспорного уважения.
Но если выделить определенный фильм, то особенно мне понравилась работа по костюмам в «Шерлоке Холмсе» Гая Риччи. В этом фильме игра костюмов и актеров составляла 50/50, настолько там абсолютно все стилизовано выдержано. И, безусловно, российский фильм Валерия Тодоровского «Стиляги», в котором художественная задумка, выраженная в костюмах, была главной темой картины. И, обратите внимание, насколько колоритно были сделаны не только представители «серых» комсомольцев и в противовес им яркие стиляги, но и насколько «вкусно» сделаны «тетеньки в коммуналке», «буфетчица в пивной» и другие. В этом фильме с любовью и недюжинной фантазией был вылеплен каждый персонаж фильма.
Вот это я считаю высшим классом!
2queens.ru: Вероника, а что служит для Вас как художника по костюмам источником вдохновения?
Вероника Яценко: Вдохновением для меня всегда есть и были люди, окружающие меня. Я очень люблю знакомиться с новыми людьми и узнавать их ближе. Каждый человек индивидуален, неповторим, у каждого свой характер и свои увлечения. Каждый человек своим костюмом выражает принадлежность к своему социальному срезу. Еще безумно люблю ездить в метро, вот уж воистину бездонная бочка разнообразных идей для костюмов и даже персонажей!
2queens.ru: Благодарим Вас за интервью, Вероника!
интервью взяла Надежда Панталий