Информационно-развлекательный портал 2queens.ru

Квентин Тарантино: особенности режиссёрского стиля



Квентин Тарантино — один из самых знаменитых режиссёров в мире. Не имея никакого специального образования, режиссёр получил за дебютную работу «Бешеные псы» немало премий, а за свой третий фильм Тарантино получил «Оскар». Каждый его фильм узнаваем по неповторимому режиссёрскому почерку, атмосфере и энергетике. Попробуем разобраться, в чём же отличительные черты режиссёрского стиля Квентина Тарантино?


АРТХАУС

«Я не ходил в киношколу, я ходил в кино».

Как вы уже знаете, Квентин Тарантино не получал никакого специального режиссёрского образования. Он просто работал клерком в видеосалоне и впитывал в себя всё кино, которое попадалось под руку. Таким образом, имея за плечами багаж как из лучших классических киношедевров, так и из массового, а порой и откровенно трэшевого кино, Тарантино начал понемногу вырабатывать свой стиль, в котором выдвинул артхаус в мэйнстрим.

НЕЛИНЕЙНОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ

«Убить Билла» и «Бесславные ублюдки» поделены на главы, как книги. Вспомним также знаменитое «Криминальное чтиво», в котором все истории по-своему связаны, и «Бешеных псов», содержащих многочисленные отсылки в прошлое.

кадр из фильма криминальное чтиво

Кадр из фильма «Бешеные псы»

НАСИЛИЕ

"Кому-нибудь снесут полбашки из Винчестера — и меня это ни капли не тронет. Я воспринимаю это как клёвый спецэффект, или мне нравится мизансцена. Меня по-настоящему трогают обычные человеческие истории. Кто-нибудь порежется листом бумаги на съёмочной площадке, и меня пробирает, потому что я могу это на себя примерить. А получить в живот очередь — ну как такое на себя примеришь…"

В фильмах Тарантино много убийств и крови, но большинство убийств происходят за кадром, а мы видим только их последствия. Тарантиновское насилие не страшно зрителю, так как является фантазией, красиво оформленной и классно сыгранной, а не «живой» историей, леденящей душу.

кадр из криминального чтива

Кадр из фильма «Криминальное чтиво»

В фильмах Тарантино встречаются сцены, в которых убивают родителей малолетних детей – иногда на глазах у детей, как в фильмах «Убить Билла» и «Джанго Освобождённом».

убить билла стиль тарантино

Кадр из фильма «Убить Билла»

«Насилие появляется ниоткуда. Ты можешь сидеть и смеяться, а в следующее мгновение стать неуправляемым... Однажды я ждал автобуса на углу Уэстерн и Санта-Моники — там куча проституток. Там же стояла черная проститутка-трансвестит. И вдруг рядом остановилась машина, из неё выскочил мексиканский парнишка с бейсбольной битой и пошёл к проститутке. Это был полный сюр. Я не мог даже рот открыть. Она что-то почувствовала, повернулась и увидела, что парень сейчас её ударит. Она ему сказала с угрозой: «Не делай этого, я шлюха». Совершенно дикий ответ. Я испугался. А парень держит биту у нее над головой и врубается, что она сказала. И она говорит: «Не делай этого, блядь, не делай этого». И вдруг — бац! — он её бьёт. Они начали драться, и тут из машины вылезают еще несколько парней. Тут уж я дал деру, и она дала деру. Вот вам настоящее жизненное насилие».

АЛКОГОЛЬ И НАРКОТИКИ

В своей фильмографии Тарантино уделил достаточно внимания различным видам психотропных средств и алкоголя, а также последствиям их принятия. Посмотрев, например, эпизоды «Криминального чтива» с наркотиками, наркотики потреблять не захочется. То же и с алкоголем. Хоть фильмам они и придают определённую атмосферность.

КРАСИВЫЙ ЧЁРНЫЙ ЮМОР

Сюжет своих фильмов Тарантино, часто являющийся и автором сценария, строит таким образом, что насилие выглядит оправданным, так как в большинстве случаев применяется к негативным персонажам, и даже смешным.

ЖАНРОВОЕ КИНО

«Страшно люблю жанровое кино, причём все — от спагетти-вестернов до самурайских фильмов».

Чего не отнять, того не отнять. Тарантино любит обращаться к наименее популярным, а часто и давно забытым жанрам. К примеру, «Доказательство смерти» — типичный эксплотейшн 70-х, «Убить Билла» — самурайский фильм, а «Джанго» — спагетти-вестерн. Тарантино обожает возвращать моду на классику.

стиль тарантино

Кадр из фильма «Джанго освобождённый»

ВАЖНЫЕ ДИАЛОГИ

Фильмы Тарантино можно в буквальном смысле разбирать на цитаты. диалоги происходят, как правило, в закрытых помещениях — кафе, ресторанах, а их участников показывают крупным планом. Также Тарантино любит снимать только одного из участников, в то время как голос другого зритель просто слышит за кадром. Темы для диалогов режиссёр (а он же, как правило, и сценарист) выбирает самые разнообразные. Неважно, о чём говорят герои, главное — это увлекательно.

Джулс: Надо было брать дробовики.

Винсент: Сколько их будет?

Джулс: Три—четыре.

Винсент: Включая нашего парня?

Джулс: Не уверен.

Винсент: То есть, их может быть пять или больше?

Джулс: Возможно.

Винсент: Надо было брать грёбанные дробовики.

«Криминальное чтиво»

криминальное чтиво

Кадр из фильма «Криминальное чтиво»

«ФУТФЕТИШ»

Во многих своих фильмах Тарантино снимает крупным планом женские стопы («Криминальное чтиво», «Джеки Браун», «Убить Билла», «Доказательство смерти», «Бесславные ублюдки»). Также героини нередко говорят о ногах («Криминальное чтиво), или даже их теряют.

Ума Турман, по некоторым данным, получила роль в «Криминальном чтиве» благодаря своему 42-му размеру стоп. Когда Тарантино их увидел, то понял, что обязан снять эти стопы в своём фильме.

режиссёрский стиль тарантино

Кадр из фильма «Доказательство смерти»

ОДЕЖДА

Стоит обратить внимание на то, что в большинстве фильмов Квентина Тарантино появляются герои в классических (и не только) черных костюмах с белыми рубашками. И при этом у него особенная страсть к женским брючным костюмам. Что же касается других элементов одежды, то, к примеру, белая майка определяет бесспорно крутого героя.

«МЕКСИКАНСКИЙ ТУПИК»

Если вы знакомы со всеми или практически всеми фильмами Квентина Тарантино, то наверняка обратили внимания, что во всех, за исключением «Доказательства смерти», есть сцена, в которой трое героев одновременно направляют оружие друг на друга. Этот приём называется «Мексиканский тупик».

режиссёрский стиль тарантино бешеные псы

Кадр из фильма «Бешеные псы»

ПСЕВДОНИМЫ И КЛИЧКИ

Тарантино часто даёт своим героям различные псевдонимы и клички. Так, в «Бешеных псах» нас знакомят с мистерами Белым, Розовым, Синим, Оранжевым, Коричневым и Блондином. В «От заката до рассвета» — «Бритва» Чарли, а уж в «Убить Билла», так и вовсе, кличка на кличке.

ВЫДУМАННЫЕ БРЕНДЫ

Квентин Тарантино ненавидит рекламу в кино, поэтому в его фильмах часто можно встретить вымышленные самим автором брэнды. Так, в большинстве его фильмов присутствуют сигареты «Красное яблоко». Также в некоторых его фильмах фигурирует выдуманые сети ресторанов «Big Kahuna Burger» и «Teriyaki Donut».

режиссёрский стиль квентина тарантино

Кадр из фильма «Четыре комнаты»

РЕАЛИСТИЧНОСТЬ

У Тарантино нет ни одного положительного персонажа. Режиссёр всегда изображает людей такими, какими они есть в реальной жизни, со всем дуализмом их характера.

БЕСЕДА С СОБОЙ ПЕРЕД ЗЕРКАЛОМ

Съемка отражения главных героев в зеркалах присутствует в шести фильмах Тарантино («Бешеные псы», « Криминальное чтиво», «Настоящая любовь», «Джеки Браун», «Убить Билла. Фильм 2», «Доказательство смерти»). И при этом они всегда говорят сами с собой.

стиль тарантино

Кадр из фильма «Доказательство смерти»

СЦЕНЫ В ТУАЛЕТЕ

Их немало: почти во всех фильмах Тарантино именно там происходит немало интересных вещей.

стиль тарантино

Кадр из фильма «Криминальное чтиво»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРЕСНОГО СЮЖЕТА

Тарантино любит возвращается к классическому кинематографу, за что его прозвали «самым талантливым вором в киноистории». Мало кому известно, но фильм «Убить Билла» практически полностью повторяет сюжет японского фильма «Госпожа Кровавый Снег», а «Бешеные псы» — гонконгскую картину «Город в огне».

ЛЮБИМЫЕ АКТЁРЫ

Как и многие другие режиссёры, Квентин Тарантино имеет круг любимых актёров. В него входят Ума Турман, Тим Рот, Харви Кейтель, Майкл Мэдсен, Кристоф Вальц и Самюэль Л. Джексон. Но это ещё не всё. В каждом его фильме, за исключением «Доказательства смерти», играет кто-то из тех актёров, которые играли в фильме Мартина Скорсезе «Злые улицы».

тарантино стиль

Кадр из фильма «Бешеные псы»

Ранние фильмы Квентина Тарантино сделали его героем рубежа ХХ-XXI веков. Интересные сюжеты, нелинейность повествования, умелое создание напряжённых моментов, красивые исторические интерпретации и другие особенности стиля режиссёра способствовали созданию большого зрительского фан-клуба Тарантино. Балансируя на тонкой грани между комедией и всплесками насилия, Квентин Тарантино никогда не изменял своему фирменному стилю.

автор: Елена Яковлева