Эдгар Де Га (позже он изменил своё имя на менее аристократичное – Дега) – родился в Париже 19 июля 1834 года. Был старшим сыном в успешной и образованной семье Огюста Де Га – управляющего французским отделением крупного банка. Мать Эдгара Селестина Мюссон была дочерью хлопкового брокера на хлопковой бирже в Новом Орлеане. Мать скончалась, когда Эдгару было 13 лет, что стало для него сильным ударом.
Эдгар был способным мальчиком и успешно закончил школу. Любил историю и латынь, но больше всего – рисование. Отец поддерживал его интерес к творчеству. Предприняв неудачную попытку стать юристом, Эдгар полностью отдаётся живописи. С 1854 года берёт уроки у известного на то время художника Луи Ламота. Последний, в свою очередь, был учеником величайшего французского живописца Энгра, и ему удалось привить Дега любовь к чётким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. В 1855 году состоялась знаменательная встреча Дега с Энгром, которому на тот момент исполнилось 75 лет. Во время этой встречи Дега и получил от наставника важный совет: “Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры”.
 |
Эдгар Дега, “Балерина” |
Начинающему художнику Дега, вообще, во многом повезло. К примеру, он не испытал финансовых трудностей, как многие молодые художники. Богатый отец всячески его поддерживал, поэтому Эдгар мог позволить себе совершить поездку в Италию, посетить Рим, Неаполь, Флоренцию, познакомиться там с работами великих мастеров. По возвращению в Париж Дега открывает собственную мастерскую на рю Мадам.
В это время художник увлекается масштабной исторической живописью, а также рисует портреты членов своей семьи. Но позже, к началу 1860-х годов, и, в особенности, после знакомства с Эдуардом Мане и другими импрессионистами, Дега концентрирует внимание на сценах современной жизни, преимущественно на скачках.
Его работы время от времени экcпонируются в Салоне, но продаёт их Дега неохотно.
 |
Эдгар Дега, “Гладильщицы”, 1884 |
Разразившаяся в 1870-м году Франко-прусская война положила конец спокойной жизни художника. Дега записался добровольцем в пехотный полк, однако был переведён в ряды артиллеристов из-за болезни правого глаза. Эта болезнь в старости обернётся для художника почти полной слепотой.
В 1873 году Дега ждёт новый удар: умирает его отец, оставив после себя огромные долги. А поскольку собственных денег, полученных в наследство, для покрытия долгов не хватает, Дега приходится продать дом и собранную отцом коллекцию работ старых мастеров. Но и этих денег оказалось мало, поэтому Дега начинает всерьёз задумываться над продажей своих собственных работ. И хорошим способом найти покупателей было участие в групповых выставках импрессионистов. Художник участвует в семи из них, картины его отлично продаются, и финансовый кризис остаётся позади.
К этому времени Дега пересекает 50-летний рубеж. Болезнь глаз прогрессирует. Художник постепенно переходит от масла к пастели, поскольку эта техника позволяет ощущать непосредственную близость холста. Занимается также восковой скульптурой, более полагаясь на осязание (после смерти художника его наследники перевели все 70 восковых скульптур в бронзу).
После 1908 года Дега уже почти ничего не писал. В 1912 году его работа “Танцовщицы в баре” была куплена на аукционе нью-йоркским музеем Метрополитен за большую, небывалую по тем временам сумму – 478 000 франков. Умер Эдгар Дега 21 сентября 1917 года в возрасте 83 лет.
Хотя Дега при жизни активно принимал участие в выставках импрессионистов, его работы нельзя в полной мере назвать импрессионистскими. Общим для Дега и других его коллег можно назвать только интерес к современной жизни и желание запечатлеть её на холсте необычным, новым способом. Вместе с тем, Дега совершенно не интересовался пейзажами, которые преобладали у других импрессионистов. Отходил Дега также и от плэнерной работы с её мгновенной фиксацией действительности.
Источником его вдохновения была фотография. Наиболее заметно её влияние на композицию его работ. Вот откуда в них ассиметрия и подрезание фигур краем картины. Это помогало достигать эффекта случайности. Сценка на картине выглядит выхваченной из повседневной жизни, будто подсмотрена в замочную скважину.
Как известно, Дега часто обращается к теме танцовщиц. Но, в отличие от своих предшественников, которые рисовали известных балерин, похожих на современных моделей из глянцевых журналов, Дега показывает нам закулисную жизнь парижского театра Опера и танцевальный класс, где репетируют юные балерины.
 |
Эдгар Дега, “Балетный класс” |
Образы моющихся и вытирающихся после ванны женщин с картин Дега можно по праву отнести к числу наиболее выразительных и оригинальных изображений обнажённой натуры во всём искусстве ХIХ века. Раскрывает свой секрет сам художник: “Обнажённые фигуры обычно изображаются в позах, заранее рассчитанных на зрителя. Однако я пишу скромных, простых женщин из народа, которые заняты обычным уходом за своим телом… Это всё равно, что подсматривать за ними в замочную скважину”.
 |
Эдгар Дега, “Женщина, моющая спину”, 1886 |
Цикл работ художник посвятил и обитательницам публичных домов. Серия, известная под названием “Сцены в закрытых домах”, состоящая из пятидесяти листов и найденная уже после смерти художника, шокировала почитателей его таланта. Возможно, в высказывании Эдуарда Мане о том, что Дега не способен любить женщину, есть доля правды. Сюзанна Валадон, неоднократно позировавшая художнику, на вопрос, была ли она его любовницей, ответила: “Никогда! Он слишком боялся! Никогда мужчина не делал мне столько комплиментов по поводу моей кожи, моих волос, моих мускулов акробатки. Его восхищение было исключительно духовным...”.
 |
Эдгар Дега, “Женщина, расчёсывающая волосы”, 1886 |
Всю свою жизнь Эдгар Дега так и оставался одиноким: он ни разу не был женат и не имел детей.
автор: Юлия Каминская, галерист