Да, я неоднократно посещала Почаевскую Лавру, жила там неделями. Туда пускают абсолютно всех, требуют лишь соблюдать правила поведения и то, что касается внешнего вида. И туристов там полно, подъезжают к воротам целыми автобусами. Я сама видела, как поляки снимали на видеокамеру чудотворную икону в Успенском соборе – скорее всего, для этой съёмки требуется специальное разрешение.
Опишу только внешнюю, «бытовую» часть жизни Лавры. Её территория очень ухоженная, придраться не к чему: газоны, изгороди, ступеньки, сами храмы – всё находится в идеальном порядке. Очень красив Успенский собор – в стиле барокко, просто роскошный. Мне больше по душе Троицкий собор, построенный в начале прошлого века в древнерусском стиле, более аскетичный. Ещё один строился, и на его стройплощадке я впервые увидела монаха в рясе за рычагами бульдозера.
Есть странноприимная (гостиница), где даже по коридору нельзя ходить с непокрытой головой, трапезная (типа столовой), где завтраки не готовят и не подают, потому что монахи не завтракают, а обеды и ужины – очень вкусные и по смешной цене. Хлеб пекут сами монахи по старинным рецептам и в печи на дровах.
На её подворье есть отдельное помещение – «Записной стол», где монахи и принимают записки. Меня монах расспрашивал минут сорок – кто я, крещёная или нет, прихожанкой какой церкви являюсь, кто эти люди, за которых я прошу их помолиться, причащались ли при жизни и по какому обряду похоронены. Не все мои ответы пришлись монаху по душе, но все записки принял.
В Лавре со мной произошёл один казус. В Пещерном храме сохранилась малюсенькая пещерка, выдолбленная прямо в скале, в которой молился сам Иов. Я долго не могла заставить себя в неё спуститься – клаустрофобия, что ли. Попросила послушника пустить меня туда одну, он послал к монаху за благословением. Монах разрешил. И вот, дождавшись, когда очередь иссякнет, я стала осторожно спускатьcя в эту пещерку одна, без посторонней помощи, хотя спуск в неё отвесный и глубокий, как в колодец, прикреплён только толстый канат, чтобы держаться. Не рассчитала высоты в темноте и грохнулась прямо на каменный пол. Только вечером обнаружила гематомы по всей левой стороне тела. Потом спускалась я туда ещё несколько раз.
Службы в лаврских храмах гораздо продолжительнее по времени, чем в обыкновенных церквях. Одна служба продолжалась около пяти часов – очень тяжело и утомительно выстоять. Но это - ничто по сравнению… Нет, об этом говорить не будем.
-- Отредактировано 06.02.2014 17:41:03: от nadezhda.le.