Когда в 1987 году Иосиф Бродский удостоился Нобелевской премии, климат Советского Союза уже начал меняться. Страна постепенно открывалась для мира, но смириться с тем, что русский эмигрант удостоился такой высокой премии, она, по-прежнему, не могла. А сам Бродский на вопросы о том, не скучает ли он по родине, отвечал: «Лучшая часть меня уже там - моя поэзия».
Иосиф Бродский родился 24 мая 1940 года в Ленинграде. Его отец, Александр Иванович Бродский, окончил географический факультет Ленинградского университета и Школу красных журналистов. Во время войны работал фотожурналистом, но в 1950 году был демобилизован из советской армии, в связи с еврейской «чисткой». После этого отец Бродского подрабатывал в различных газетах. Мать его, Мария Моисеевна Вольперт, всю жизнь проработала бухгалтером.
Иосиф Бродский бросил школу после 8 класса, так как не мог примириться с навязываемой советскими педагогами точкой зрения. Так как бороться с системой он в то время не мог, то просто решил остаться в стороне: «жгу свой мундир и ломаю саблю», - как пишет Бродский позже. Будущий поэт решил заняться самообразованием и самостоятельно выучил английский и польский языки. Уже с 15 лет Иосиф Бродский начинает работать на заводе, но вскоре увольняется и сменяет профессии одну за другой.
К поэзии Бродский пришел в 1957 году. Тогда он впервые начал писать стихи и читать их публично. В то время Иосиф Бродский удивил свою публику, в первую очередь, необычностью формы и интонации своих стихотворений. Но, что важнее, он снова открыл в русской поэзии некую духовность: «В каждом из нас — Бог». Бродский знакомится с Анной Ахматовой, которая высоко ценит талант молодого поэта; она становится для него своего рода наставником. Официальная литературная среда, естественно, Иосифа Бродского не принимает, зато среди андеграунда он становится восходящей звездой, хотя ни к поэтическим группам, ни к диссидентам он никогда не был отнесен.

Иосиф Бродский (фотограф: Александр Бродский, Ленинград, 1958 год)
С работой у Бродского в то время было трудно, так как из всех его стихотворений было напечатано лишь 11, и то, некоторые в самиздательствах. Ему много помогали друзья, с которыми он объездил практически весь союз. Но отсутствие постоянной работы и специфика его поэзии вызывают интерес у КГБ. Начиная с 1959 года, Иосифа Бродского не раз приглашали на допросы. Он подвергся трем кратковременным арестам. Сам того не желая, Бродский оказывается в самом центре борьбы с интеллигенцией. В 1963 году он даже пытается укрыться в психиатрической клинике, но не выдерживает обстановки.
12 февраля 1964 года Иосифа Бродского арестовывают в Ленинграде. Он попадает в центр процесса по борьбе с тунеядством. В прессе стали появляться статьи под названием: «Окололитературный трутень», «Тунеядцу воздается должное» и другие. А 13 марта 1964 года состоялся суд над поэтом. За Иосифа Бродского заступились Ахматова, Маршак, Шостакович, Сартр, а Фриде Вигдоровой удалось дословно записать весь процесс. Во время суда Анна Ахматова сказала: «Какую биографию делают нашему рыжему!», - и оказалась права. Вот небольшая часть из записей в зале суда:
"Судья: А вообще, какая ваша специальность?
Бродский: Поэт. Поэт-переводчик.
Судья: А кто это признал, что вы поэт? Кто причислил вас к поэтам?
Бродский: Никто. (Без вызова). А кто причислил меня к роду человеческому?
Судья: А вы учились этому?
Бродский: Чему?
Судья: Чтобы быть поэтом? Не пытались кончить Вуз, где готовят... где учат...
Бродский: Я не думал, что это дается образованием.
Судья: А чем же?
Бродский: Я думаю, это... (растерянно)... от Бога..."

Суд над поэтом
Благодаря этому процессу Иосиф Бродский стал известен за рубежом, а на родине его фразы буквально стали нарицательными. Но, помимо славы, Бродскому присудили пятилетнюю ссылку в Архангельскую область с обязательным привлечением к физическому труду. Благодаря протестам мировой общественности Бродский пробыл там лишь год, и уже в 1965 году вышел на свободу с еще более окрепшим мировоззрением.
После ссылки Бродский написал множество великолепных произведений (цикл «Песни счастливой зимы», «Прощальная ода», «Пришла зима и все, кто мог лететь...», «Письмо в бутылке», «Новые стансы к Августе», «Два часа в резервуаре»…). Бродский начинает изучать англоязычную поэзию в оригинале, а также другие творения мировой литературы.
Стихи Иосифа Бродского, по-прежнему, никто не публиковал, и эта невостребованность сильно отразилась на творчестве поэта. Более того, по возвращению в Ленинград у него отобрали его прописку в коммунальной квартире и долго не хотели прописывать. Лишь благодаря помощи Дмитрия Шостаковича, Бродскому всё же дали поселиться в родном городе. Но спокойствие продолжалось недолго. В этом же году в США выход сборник стихотворений Бродского «Стихотворения и поэмы», а пятью годами позже, в 1970-м - «Остановка в пустыне». Еще до эмиграции основной комплекс стихов Иосифа Бродского был издан за границей благодаря помощи его друзей. В России четырехтомное собрание его сочинений так и не допустили в печать.
Тогда Бродский принимает сложное для себя решение - покинуть родную страну. Он пишет Брежневу такие слова: «во плоти или на бумаге:...даже если моему народу не нужно мое тело, душа моя ему еще пригодится…». И, 4 июня 1972 года улетает из Советского Союза. Первым пунктом назначения была Вена, где его встретил старый друг, издатель Карл Проффер. Тогда же он знакомится с У. Х. Оденом, общение с которым стало для поэта важной страницей в его жизни. В этом же году Иосиф Бродский уже надолго обосновывается в Нью-Йорке.

Страна возможностей встретила его с распростертыми объятиями и сразу дала возможность преподавать в различных университетах (таких, как Мичиганский университет, South Hadley Mount Holyoke College, Ann Arbor и других). Постепенно начинают появляться новые сборники его стихов уже с переводом на английский («Selected Poems», New York, 1973). В этом ему сильно помогает Карл Проффер, глава издательского дома «Ардис», который и публикует сборники стихов Иосифа Бродского.
В 1978 Иосиф Бродский переносит первую операцию на сердце, после которой целый год новые стихи не появляются. Несмотря на хорошее знание английского, Бродскому трудно жить в новой языковой среде. В 1980-м году Бродский получает американское гражданство. Стихи поэт по-прежнему пишет только на русском. Зато, начинает осваивать новые для себя жанры: эссеистику и литературную критику. В этих жанрах Бродский начинает работать на английском, и вскоре, в 1986 году, выходит первый сборник его прозы «Less Than One: Selected Essays», который тут же получает литературную награду. Многие из его эссе были автобиографическими и рассказывали о жизни определенного поколения. Он печатается в «The New Yorker», «New York Review of Books», участвует в конференциях, симпозиумах и много путешествует по миру, что тоже сильно отражается на содержании его стихов.
Благодаря англоязычной прозе Иосиф Бродский превращается из русского поэта-эмигранта во всемирно известного литератора. Но, он по-прежнему верит, что именно поэзия обладает какой-то невероятной спасительной силой для всего человечества, и борется за то, чтобы «сборники стихов лежали у кровати рядом с аспирином и библией». Иосиф Бродский не раз подчеркивал, что он не считает поэзию выше или лучше прозы, просто своё предназначение он видел лишь в написании стихов. Его литературный язык постоянно меняется под воздействием времени, а происходящие в мире события прямо влияют на их тематику.
Родители Бродского долгое время пытались получить разрешение на выезд за границу, но так его и не дождались. Не увидев сына, они умирают в родном Ленинграде. Для поэта это становиться страшным ударом, в первую очередь ударом по родным корням. Эти трагические ноты останутся в творчестве поэта до самого конца.

1987 год становиться «праздником справедливости», по словам Л. Лосева. Творчество Иосифа Бродского в некотором смысле возвращается на родину - впервые его стихи публикуют в «Новом мире». Но самым важным для Бродского в этом году становится присуждение ему Нобелевской премии. На церемонии вручения он читает свою блистательную «Нобелевскую лекцию»:
«Пишущий стихотворение пишет его, прежде всего потому, что стихосложение — колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения, испытав это ускорение единожды, человек уже не в состоянии отказаться от повторения этого опыта, он впадает в зависимость от этого процесса, как впадают в зависимость от наркотиков или алкоголя. Человек, находящийся в подобной зависимости от языка, я полагаю, и называется поэтом». Он также говорит о важности языка для поэта: «Быть может, самое святое, что у нас есть — это наш язык...».
После этого творчество Иосифа Бродского начинает вызывать научный интерес. Начинают появляться первые работы по его поэтике. На Иосифа Бродского осыпается множество всевозможных премий, но лишь за его англоязычное творчество. Он удостаивается звания «Поэт-лауреат США» 1991-1992. В 1990 году Бродский женился на Марии Соццани, итальянской аристократке, русской по материнской линии. В 1993 году у них родилась дочь Анна.

Иосиф Бродский с женой
Иосиф Бродский переносит свою вторую операцию на сердце, и находится в ожидании третей. Но творчество поэт не бросает, а наоборот, предчувствуя кончину, пытается сказать этому миру как можно больше. Сборники сочинений Иосифа Бродского начинают выходить в России: первые из них — «Назидание», «Осенний крик ястреба», «Стихотворения».
Иосиф Бродский умер в ночь с 27-го на 28-е января 1996 года в Нью-Йорке. По воле самого поэта, его последнюю поэтическую книгу «Пейзаж с наводнением» завершает стихотворение со строками:
«Меня обвиняли во всем, окромя погоды...
Общего, может, небытия броня
ценит попытки её превращения в сито
и за отверстие поблагодарит меня».
Иосиф Бродский однажды сказал: «Все мои стихи, более или менее, об одной и той же вещи — о времени. О том, что время делает с человеком». Самого поэта жизнь бросала по разным местам, но время сделало своё, возведя его в ранг классиков литературы. 24 мая 2015 года Иосифу Бродскому могло бы исполниться 75 лет, но судьба распорядилась иначе. Но даже за короткие 55 лет своими стихами он успел сказать очень многое.
автор: Елена Яковлева