Фаина Раневская - рекордсмен по количеству цитируемых "высказываний". Определить истинность "цитат", "афоризмов" и "высказываний" Раневской не всегда представляется возможным. Редкое исключение составляют цитаты из Дневника "Фаина Раневская: судьба-шлюха", составленного из записей актрисы Дмитрием Щегловым.
на фото: Фаина Раневская, фильм “Золушка”, 1947 год
Записи и письма Фаины Раневской опубликованы в Дневнике “Фаина Раневская: "Судьба - шлюха"”, автор-составитель – Дмитрий Щеглов.
Записи в Дневнике размещены не в хронологическом порядке их написания, а в виде отдельных подборок; получились небольшие рассказы о театре, актерах, литераторах и многом другом, состоящие из высказываний актрисы, написанных в разные периоды. Комментариев к этим высказываниям нет, читатель имеет возможность составить самостоятельное мнение о прочитанном. Много записей – об Анне Ахматовой, о дружбе Раневской и Ахматовой: довоенные, военные, послевоенные годы, до смерти Ахматовой в 1966 году. В Дневнике есть записи и о других известных поэтах и писателях - представителях Серебряного века русской литературы. Эти записи позволяют представить их как живых людей, с индивидуальными особенностями и характерами.
Высказывания Фаины Раневской о поэтах Серебряного века
О Елене и Михаиле Булгаковых:
"Елену Сергеевну Булгакову хорошо знала. Она сделала все, чтобы современники поняли и оценили этого гениального писателя. Она мне однажды рассказывала, что Булгаков ночью плакал, говоря ей "Почему меня не печатают, ведь я талантливый, Леночка!"
Об Анне Ахматовой:
“Часто замечала в ней что-то наивное, это у Гения, очевидно, такое свойство. Она видела что-то в человеке обычном – необычное или наоборот.
Часто умилялась и доверяла тому, что во мне не вызывало умиления. Пример первый: Надька Мандельштам. Анна Андреевна любила это чудовище, верила ей, жалела, говорила о ней с нежностью…
Анна Андреевна очень чтила Мандельштама и была дружна с крокодилицей его женой, потом вдовой, ненавидевшей Ахматову и писавшей оскорбительно для А.А.
Ахматова чудо. Оценят ли её потомки? Поймут ли? Узнают в ней Гения? Нет, наверно”.
“Есть ещё посмертная казнь поэта - "Воспоминания". Читаю этих сволочных воспоминательниц об Ахматовой и бешусь. Этим стервам охота рассказать о себе. Лучше бы читали её, а ведь не знают, не читают. Она украсила время".
О Владимире Маяковском:
“В первый раз я увидела его в доме какой-то очень странной музыкально-театральной школы… Маяковский стоял молча и наблюдал странное это сборище. Был в куртке и полосатых брюках. Мне он показался очень красивым. Я стала около него вертеться, старалась попасть ему на глаза. Заметив меня, он попросил дать ему чаю. Взяв стакан, он поблагодарил и отвернулся. Я обиделась, - мне хотелось с ним поговорить, чтобы потом хвастаться этим знакомым. Он уже был в большой моде. Им восхищались и его ругали. (1914 г.)”
Об Осипе Мандельштаме:
“1915 год… Меня устроила в театр балерина Екатерина Васильевна Гельцер. Она вводила меня в литературный салон. Помню Осипа Мандельштама, он вошел очень элегантный, в котелке и, как гимназист, кушал пирожные, целую тарелку. Поклонился и ушел, предоставив возможность расплатиться за него Екатерине Васильевне Гельцер, с которой не был знаком. Мы хохотали после его ухода. Уходил торжественно подняв голову и задрав маленький нос. Все это было неожиданно, подсел он к нашему столику без приглашения. Это было очень смешно. Я тогда же подумала, что он гениальная личность. Когда же я узнала его стихи – поняла, что не ошиблась”.
Высказывания Раневской отличаются лаконичностью характеристик, четкостью и завершенностью образов. Умение разглядеть и описать в нескольких словах манеру, характер, повадки – редкий дар.
Дневник “Фаина Раневская: судьба - шлюха” является замечательным источником для составления биографий поэтов, писателей, литераторов, актеров, режиссеров, музыкантов. Даже самая “сухая” биография при цитировании Дневника Раневской обретет живость, а объект описания – человеческие черты.
автор: Елизавета Мельниченко