Не всем известно имя фотографа Стива МакКарри, но, пожалуй, вряд ли найдётся человек, не видевший его фотографию «Шарбат Гула. Афганская девочка» («Афганская Мона Лиза»). На сегодня «Афганская девочка» признана самой узнаваемой фотографией журнала National Geographic, однако, и без рейтингов-опросов понятно, что «Афганская девочка» – самая знаменитая фотография в мире.
фото «Шарбат Гула. Афганская девочка», лагерь беженцев Насир-Баг недалеко от Пешаварa, Пакистан, 1984
Стив МакКарри родился в 1950 году в Филадельфии, штат Пенсильвания, США. После окончания Пенсильванского университета в 1974 году, в котором он изучал кино и театральное искусство, МакКарри несколько лет проработал в местной газете. Однако, тяга к путешествиям и репортажам из-за рубежа взяла верх.
МакКарри – первый фотограф, показавший миру трагедию афганского народа
В 1979 году, прямо накануне ввода советских войск в Афганистан, благодаря помощи беженцев Стив МакКарри добрался до афганско-пакистанской границы и оказался на территории Афганистана, подконтрольной повстанцам. МакКарри стал первым западным фотографом, которому удалось показать миру изображения конфликта (после советского вторжения в Афганистан доступ в зону конфликта западным журналистам был закрыт). Он перемещался по Афганистану под видом местного жителя: отпустил бороду и переоделся в местную одежду, в которую зашил катушки с пленками.
«Шарбат Гула. Афганская девочка»
Как фотограф National Geografic Стив МакКарри посетил лагеря афганских беженцев на афганско-пакистанской границе в 1984 году – он собирал новый материал об афганско-советской войне.
Фотографируя группу учеников в лагере беженцев Насир-Баг, Стив МакКарри обратил внимание на взгляд Шарбат Гулы, 12-летней девочки. Осведомившись у учительницы о том, кто она и что с ней случилось (девочка вместе с родственниками около двух недель добиралась до лагеря пешком через горы после того, как их деревня попала под вертолётный обстрел и многие из членов её семьи, в том числе, её родители, погибли), МакКарри несколько минут её фотографировал. Тогда и был сделан снимок «Афганская девочка».
Имя Шарбат Гулы Стив МакКарри тогда не узнал, так как на момент создания фотографии не представлял, насколько эта фотография впечатлит мир. Только вернувшись в Вашингтон и проявив плёнку, МакКарри понял, насколько эта фотография неординарна:
«Это был один из тех невероятных, поразительных моментов в работе фотографа, когда всё складывается, как нужно».
Стив МакКарри, 2002 год
Фоторедактор National Geographic изначально не хотел ставить фото Шарбат Гулы на обложку, считая её слишком «тяжёлой», но, в итоге, уступил и поместил её на обложку под названием «Афганская девочка» - имя Шарбат Гулы не было известно до 2002 года, когда Гула была найдена.
 |
 |
обложка National Geographic, 1985 год
|
Шарбат Гула (вероятно, 2002 год) |
«За последние 17 лет, по-моему, не было ни одного дня, чтобы я не получил какое-нибудь письмо, e-mail или телефонный звонок по поводу этой девочки. Одни хотели выслать ей денег, другие — удочерить её. Были и письма от мужчин, которые хотели найти её и жениться».
Стив МакКарри, 2002 год
С того времени МакКарри побывал в Ираке, Йемене, Ливане, Югославии, Камбодже, на Филиппинах, где в объективе его камеры были войны и вооруженные конфликты. В фокусе всегда – портрет местного жителя: МакКарри пытался прочувствовать и понять чувства людей, оказавшихся помимо собственной воли в эпицентре гуманитарной катастрофы.
Фотография «Афганская девочка» для западного читателя стала символом трагедии афганского народа и советской «миротворческой» операции в Афганистане.
Другими темами творчества Стива МакКарри являются культура, традиции, обычаи, исчезающие народы.
Фотографии Стива МакКарри:

«Старейшина племени Рабари», Раджастхан, Индия 2010

«Продавец цветов на озере Дал», Сринагар, Джамму и Кашмир, Индия, 1996

«Тренировка Шаолиньских монахов», Чженьчжоу, Китай, 2004
автор текста: Елизавета Мельниченко