“Надо быть современником и писать то, что видишь”, - сказал Эдуард Мане в юности и никогда не отступал от этого. Создавая свои образы, пользовался мотивами, почерпнутыми у старых мастеров: таков был свойственный художнику метод утверждения современного человека в искусстве. Творческая биография и интересные факты об Эдуарде Мане.
на фото: фрагмент портрета Эдуарда Мане, художник Анри Фантен-Латур
Эдуард Мане: ранние годы и занятия живописью
Эдуард Мане родился 23 января 1832 года в Париже, в семье Огюста Мане, чиновника Министерства юстиции, и Эжени-Дезире Фурнье, дочери дипломата. Его родители надеялись, что сын получит престижное юридическое образование и сделает блестящую карьеру государственного чиновника. В 1839 году Эдуард Мане был отдан в пансион аббата Пуалу, а в 1844-1848 годах учился в коллеже Роллен. С согласия отца Мане даже намеревается стать моряком. И, несмотря на то, что дважды проваливается на конкурсе в Борда, ему, всё же, удалось в качестве юнги совершить круиз в Рио-де-Жанейро. Но, в конце концов, тяга к творчеству победила.
В течение шести лет (1850-1856) Эдуард Мане занимался живописью в мастерской известного на то время исторического художника Тома Кутюра. Однако, в занятиях этих сразу проявился сильный антагонизм: трудно было найти что-то более несочитаемое, чем стремление Мане к живому искусству и академический “историзм” Кутюра. Но, как говорится, нет худа без добра. Именно в мастерской Кутюра, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, Мане открыл для себя классическое наследие.
Оставив рутину школы Кутюра, 24-летний Мане активно занялся самообразованием, регулярно посещал Лувр. Позже совершил путешествие по музеям Италии, Германии, Австрии, Голландии, Испании, где, как любой начинающий художник, копировал работы великих мастеров – Тициана, Веласкеса и Рембрандта.
 |
Эдуард Мане, “Натюрморт” |
"Любитель абсента"
В 1859 году Эдуард Мане вместе с друзьями попытался выставить свои работы в Салоне, который проходил тогда раз в два года. Но его картина “Любитель абсента” (1859) была отвергнута. Кстати, работа эта создавалась не без влияния дружбы с поэтом Шарлем Бодлером и, вероятно, была иллюстрацией к его сборнику “Цветы зла”.
"Завтрак на траве"
Первой успешной картиной Эдуарда Мане стал “Завтрак на траве” (1862). Вот что рассказывал о ней Мане своему другу, журналисту А. Прусту:
“Когда я был в ателье, я копировал Джорджоне, нагую женщину с музыкантами. Но у меня все будет по-другому − я перенесу сцену на воздух, окружу ее прозрачной атмосферой, а люди будут такими, какими мы их видим сегодня”.
Это очень важно, ведь именно открытое обращение художника к старой живописи подчёркивало новизну его стиля.
 |
Эдуард Мане, “Завтрак на траве”, 1862 |
На картине "Завтрак на траве" изображены парижане 60-х годов XIX века, непринуждённо расположившиеся на месте классических героев. Дерзкий и непосредственный взгляд обнажённой женщины (художник написал её со своей любимой натурщицы Викторины Меран) устремлён прямо на зрителя. В работе видны характерные для Мане тенденции: стремление к мгновенной фиксации увиденного и, в то же время, к статичной манере письма. Если пейзаж написан легкими, стремительными мазками, то фигуры и натюрморт представлены в более сгущенных и контрастных тонах. Но эта работа Мане была отвергнута Салоном и экспонировалась в так называемом “Салоне отвергнутых”. С этого и начался неразрешимый конфликт Эдуарда Мане с официальным искусством.
"Олимпия"
Конфликт усугубился с появлением следующего произведения Мане – знаменитой “Олимпии”, которая также стала своего рода пощёчиной общественному вкусу. В ней художник также модернизировал классические мотивы (прототипом служила “Венера Урбинская” Тициана). Вместо Венеры Мане изобразил “голую женщину на неприбранной постели и возле нее негритянку с букетом цветов и черную кошку с выгнутой спиной”. Между персонажами не видно явной связи, но от их сочетания рождаются неоднозначные ассоциации. Моделью для “Олимпии” также служила Викторина Меран.
 |
Эдуард Мане, “Олимпия”, 1863 |
Картина была принята в Салон и потрясла публику. Возле неё собирались толпы людей, некоторые норовили проткнуть её зонтиками, и охранники вынуждены были призывать всех к порядку. Новизна этих двух полотен вызывала критику со всех сторон. Но более проницательными оказались Эмиль Золя, Виктор Гюго и Шарль Бодлер – они приняли сторону Эдуарда Мане. Золя активно защищал Мане в прессе:
"Поскольку об этом никто не говорит, говорить буду я. И буду кричать об этом с крыш домов. Я настолько убежден, что господин Мане − художник завтрашнего дня, что, будь я богат, я бы скупил сегодня все его полотна, и это было бы выгоднейшим капиталовложением. Место господина Мане − в Лувре, как и Курбе, как любого художника, наделенного сильным, бескомпромиссным талантом".

Эдуард Мане, "Голова собаки"
Любопытно писал об Эдуарде Мане А. Пруст:
“Глаз Мане был наделен поразительной зоркостью, Париж не знал фланера, который бы извлекал столько наблюдений из своих прогулок по городу”.
Мане писал парижские улицы и кафе, скачки, морские сцены, обнажённых женщин за туалетом, портреты и натюрморты. Именно это стремление облагородить саму окружающую действительность привлекало к Мане молодых новаторов, за которыми вскоре утвердилось название "импрессионисты". Местом, где собирались художники нового направления, стало кафе “Гербуа” в квартале Батиньоль, откуда произошло первое название группы – “батиньольская”. Но, хотя Эдуард Мане во многом способствовал зарождению импрессионизма, сам он не слился с этим движением. Своеобразным итогом импрессионистических поисков и всего творчества Мане становится его работа “Бар в Фоли-Бержер” (1882).
Портреты, репортажи, батальные сцены
В 1860-х годах Мане создавал преимущественно портреты современников. Фигуры эти удивительны простотой движений и поз, запечатлённых быстрыми и решительными мазками. В них читается тончайший психологизм, проникновенность и наблюдательность художника, умение в нескольких штрихах передать характер героя.
 |
Эдуард Мане, “Нана”, 1877 |
Если где-то происходило интересное событие, Мане отправлялся туда и фиксировал его, подобно фоторепортёру. Он был единственным импрессионистом, рисовавшим батальные сцены. Примером может служить написанная в открытом море работа “Битва “Кирсаджа” и “Алабамы” (1864), изображающая североамериканский корвет “Кирсадж” и помогающий южанам капер “Алабама”.
 |
Эдуард Мане, “Битва “Кирсаджа” и “Алабамы”, 1864 |
В 1874 году, когда его друзья-импрессионисты решили выставиться вместе, Мане отошёл от них, оставив место главы движения за Клодом Моне.
В поздний период своего творчества Эдуард Мане окончательно отдалился от импрессионизма и возвратился к своему прежнему стилю. В середине 1870-х годов увлеченно работал пастелью (“Женщина, подвязывающая чулок”, 1880).
 |
Эдуард Мане, “Женщина, подвязывающая чулок”, 1880 |
Официальное признание Эдуард Мане получил в 1882 году, когда ему был вручен орден Почетного Легиона − главная награда Франции. Большая выставка его работ прошла в 1983 в Париже (Гран Пале) и Нью-Йорке (музей Метрополитен).
30 апреля 1883 года, после перенесенной операции Эдуард Мане умер в возрасте 52-х лет.
Несмотря на то, что Мане регулярно изменял своей жене, он был превосходным мужем для Сюзанны, своей первой возлюбленной, и питал к ней самые нежные чувства. Между супругами было заключено джентльменское соглашение: она не держала его в узде, а он каждый вечер добросовестно возвращался домой, к своей роли крупного буржуа, отца семейства, где он принимал друзей совсем иного рода, нежели в мастерской: респектабельных любителей музыки с безупречной репутацией.
“Надо быть современником и писать то, что видишь”, - сказал Эдуард Мане в юности и никогда не отступал от этого. Создавая свои образы, художник пользовался мотивами, почерпнутыми у старых мастеров: таков был свойственный художнику метод утверждения современного человека в искусстве.
автор: Юлия Каминская, галерист