Гений Леонардо да Винчи Print

Твитнуть





Леонардо да Винчи – гений, опередивший своё время.

В Европе эпохи Возрождения существовала сложившаяся система меценатства. Художники, как правило, работали при дворах сильных мира сего и от них же получали основные заказы.

Во времена Леонардо да Винчи во Флоренции таким могущественным семейством меценатов являлось семейство Медичи. Но Леонардо с этим семейством не слишком повезло. Гораздо более плодотворные отношения у него сложились с конкурентами Медичи – миланским кланом Сфорца. Именно герцогу миланскому Лодовико Сфорца Леонардо служил верой и правдой почти 20 лет.

Леонардо да Винчи. «Дама с горностаем», 1490

Одним из первых художественных заказов Лодовико Сфорца был портрет Цецилии Галлерани, одной из любовниц герцога, которая славилась своим умом и красотой. Этот портрет – «Дама с горностаем» – отмечен гармонией жеста и позы. А её едва уловимая улыбка предвосхищает знаменитую улыбку Джоконды. Леонардо был убеждён, что для передачи внутреннего состояния необязательно изображать сильные эмоции, иногда гораздо лучше просто намекнуть на них.

 Гений Леонардо да Винчи. Картины. Дама с горностаем
 Леонардо да Винчи. «Дама с горностаем», 1490

 

Искусство для Леонардо да Винчи было инструментом познания мира. Он постоянно экспериментировал с красками, стремясь максимально использовать их возможности для передачи света и тени. Трудно переоценить значение для творчества самого Леонардо да Винчи да и всей последующей живописи его открытие неустойчивости, изменчивости видимого мира и способа передачи её в картине. Это знаменитое «сфумато» – «дымчатая светотень» Леонардо да Винчи, оптическое впечатление в духе импрессионизма. До него в живописи царила линия. Благодаря технике сфумата (секрет которой не разгадан, кстати, до сих пор), Леонардо добивался удивительных эффектов, которые назвал «пропаданием очертаний», когда линия становилась как бы воздушной.

Леонардо да Винчи. «Мадонна в гроте»

В алтарном образе для капеллы непорочного зачатия «Мадонна в гроте» фигуры отделены от зрителя лёгкой дымкой – сфумато. Этот приём теперь стал визитной карточной Леонардо да Винчи.

 Гений Леонардо да Винчи. Картины. Мадонна в гроте
 Леонардо да Винчи. «Мадонна в гроте»

 

Леонардо да Винчи. «Тайная вечеря»

В 1495 году герцог Лодовико Сфорца – правитель Милана – заказал Леонардо да Винчи фреску «Тайная вечеря» для трапезной монастыря Санта-Мария деле Грацие недалеко от Милана, где она сохранилась до наших дней. Сюжет для таких помещений был традиционным – последний ужин Христа со своими учениками, но каким же нетрадиционным оказалось решение темы Леонардо да Винчи. Он выбрал трагический момент, когда Христос сообщил своим апостолам о предательстве одного из них. Леонардо решил изобразить гамму разных реакций апостолов на эти слова, выразив эмоции через движение.

Сам Леонардо да Винчи писал: «Изображённая фигура имеет ценность только в том случае, если её движение передаёт состояние души». Благодаря такому подходу художник прекрасно справился с поставленной задачей. До Леонардо многие художники в своём творчестве оставались ремесленниками с устаревшими приёмами. Работы Леонардо отличались не только высоким мастерством, но и умелым решением композиционных проблем.

 Гений Леонардо да Винчи. Картины. Тайная вечеря
 Леонардо да Винчи. «Тайная вечеря»

 

Леонардо да Винчи был перфекционистом, для него не существовало мелочей в искусстве. Об этой особенности творчества художника рассказал Вазари. Настоятель монастыря Санта Мария деле Грацие был недоволен тем, как художник работал над заказанной ему «Тайной вечерей». Леонардо мог простоять в размышлениях чуть ли не целый день перед едва начатой фреской. А настоятель хотел, чтобы художник работал «как вскапывающий сад работник». Исчерпав все свои возможности повлиять на скорость работы художника, настоятель пожаловался Сфорца. Сфорца потребовал объяснений. Леонардо, который по воспоминаниям современников был очень приятный в общении, с присущим ему юмором всё объяснил. Он сказал, что ему нужны идеальные модели, и он никак не мог найти лицо, с которого можно писать лик Христа. Та же проблема касалась и Иуды, но её можно было легко решить – голова настоятеля монастыря вполне устраивала художника. Шутка Леонардо чрезвычайно понравилась герцогу, и инцидент был исчерпан. Леонардо писал медленно и поэтому отдавал предпочтение масляным краскам: они дольше сохли, что позволяло добиться более тонких и разнообразных эффектов, чем в работе с темперой – краской, которую готовили на основе сухих порошковых натуральных пигментов, разбавляя соком растений или разведённым водой желтком цельного куриного яйца.

В работе над «Тайной вечерей» художник отказался от принятой техники настенной росписи по влажной штукатурке, главным недостатком которой была неумолимая зависимость работы художника от времени высыхания штукатурки. Леонардо решил наносить изображение на сухую штукатурку, которая должна была служить ему загрунтованной доской. Эксперимент оказался неудачным, краска стала осыпаться ещё при жизни да Винчи. Та же участь (краски не легли на грунт) постигла и фреску «Битва при Ангиари». Спустя несколько лет после создания, «Тайная вечеря», по словам Вазари, была «беспорядочным набором пятен». И теперь, после многочисленных безрезультатных реставраций фреска представляет собой самые знаменитые руины в истории искусства.

В 1499 году вторгшиеся в Милан французы свергли Сфорца, и Леонардо да Винчи вернулся во Флоренцию.

Леонардо да Винчи. «Джоконда»

Около 1503 г. он начал писать «Мону Лизу», которая стала одной из самых знаменитых картин в истории живописи, настолько ценной, что до сих пор не осмеливаются счистить с её поверхности многовековой налёт въёвшейся пыли.

 Джоконда Мона Лиза Леонардо да Винчи картины гений

Леонардо да Винчи. «Джоконда»

 

Портрет подписан «Джоконда», но до сих пор существует мнение, что на портрете изображена жена богатого флорентийского купца. XIX век наградил её титулом загадочной, даже роковой женщины. Но, скорее всего, загадочность улыбки Джоконды – результат наиболее удачного эксперимента Леонардо в использовании техники сфумато, когда краска наносилась многими (до 30) тонкими слоями так, чтобы один слой просвечивал сквозь следующий. После смерти художника, согласно завещанию, коллекцию его работ и знаменитую «Джоконду» получил в собственность Джан Джакомо Капротти, который до самой смерти Леонардо оставался его помощником. До сих пор остаётся загадкой, почему Леонардо не отдал готовый портрет заказчику и хранил его при себе до самой смерти.

Леонардо да Винчи. Автопортрет

Считается, что единственный сохранившийся портрет Леонардо да Винчи датируется 1514 годом. Но в 2008 году в частной коллекции Ачеренца был обнаружен автопортрет Леонардо да Винчи, написанный в 1505 году. Сейчас автопортрет выставлен в музее в Вальо-Базиликато.

 Автопортрет Леонардо да Винчи картины найден в 2008 году музей Вальо Базиликато
 Леонардо да Винчи. Автопортрет, 1505

 

После череды беспорядков в Милане в 1513 году, Леонардо да Винчи направился в Рим получить работу при папском дворе. При дворе художника приняли почтительно, но ни одного заказа он так и не получил. Леонардо уже было 60 лет, у него была репутация художника, никогда не завершающего свои работы. Леонардо действительно никогда не спешил закончить произведение, потому что был убеждён, что неоконченность – обязательное качество жизни. К тому же, на художественном горизонте уже появились Рафаэль и Микеланджело, которые умели писать быстро.

Леонардо да Винчи. Автопортрет сангиной

В 1514 год, за 5 лет до кончины, Леонардо пишет красной сангиной (красноватым мелком) свой знаменитый автопортрет. Художник написал себя в образе всезнающего и всевидящего древнего Старца, хотя в это время ему было всего 62 года. Суровый взгляд старца не оставляет людям никаких надежд. Будущее страшно, мрачно – и он его пророк.

 

Леонардо да Винчи. Автопортрет сангиной

 

После создания автопортрета художник добровольно покидает Италию по приглашению французского короля Франциска I, боготворившего автора «Тайной вечери». Франциск даже намеревался выломать эту фреску и увезти её во Францию, но что-то там не сложилось. Леонардо получил официальный титул «первого королевского художника, инженера и архитектора», но в действительности занимался организацией пышных придворных праздников и работой над дневниками и рукописями.

Франциск I высоко ценил Леонардо как собеседника и прекрасно понимал, что при его дворе оказался один из величайших мыслителей его времени. Леонардо жил в усадьбе Клу недалеко от королевского замка Амбуаз, где и умер 2 мая 1519 года. Ему было 67 лет. Похоронили Леонардо да Винчи на местном церковном кладбище. В последствии кладбище оказалось разрушенным, и могила художника оказалась утерянной. Его картины к этому времени были рассеяны по частным коллекциям. Та же участь постигла и его записи.

автор: Людмила Велигорская

фото с сайтов: repfineart.com, freelibs.com, jaydax.co.uk, parisbestlodge.com, kingsacademy.com, racehist.blogspot.com

Если вы желаете опубликовать свои отзывы/впечатления о художественных выставках, которые вы посетили, на нашем портале – вы можете прислать их в нашу редакцию по адресу: info@2queens.ru.

Также вы можете инициировать обсуждение интересных вам тем на Форуме нашего портала.

Отзывы о самых нашумевших выставках, фильмах, спектаклях – на портале 2queens.ru!

 

Твитнуть
Василий Кричевский: живописец, график, архитектор, художник фильмов

Василий Кричевский: живописец, график, архитектор, художник фильмов

Архитектор, живописец, график, художник книги, исследователь народного творчества, дизайнер, сценограф, мастер декоративно-прикладного искусства, художник кино,

Хаим Сутин – «более великий художник, чем Ван Гог»

Хаим Сутин – «более великий художник, чем Ван Гог»

Уже этой осенью московский Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина совместно с парижскими музеями Орсе и Оранжери организуют в российской столице

Загрузка...
КОММЕНТАРИИ

Л. Велигорская от 15 мая 2013 г. 23:39

Я согласна с Вами, что Леонардо да Винчи- светлый гений и , конечно же, он не стремился к разрушениям. Но в его пророческой философии громко звучит предупреждение о будущем разрушении мира.Для выражения идеи Апокалипсиса он даже перешёл к нефигуральному искусству( так он стал родоначальником абстракционизма) в серии рисунков "Потоп" за три года до смерти. Эта серия рисунков и его военные проекты дают возможность представить, что творилось в душе отшельника Леонардо. Представить и посочувствовать.

Alice in Wonderland от 14 мая 2013 г. 22:08

Да, о том, что фреска "выжила" во время бомбежек, я уже прочла,

однако, думаю, что фреску пощадил Бог Культуры, Мира или Созидания (кто-то из них троих - точно:)). Вообще, я бы так не настаивала на том, что Леонардо стремился к разрушениям в той или иной форме. Судя по тому наследию, которое он оставил, Леонардо всё-таки занимался созиданием.

Л. Велигорская от 14 мая 2013 г. 19:49

для Alice in Wonderland
)) Я "подогрею" Ваш интерес к "Тайной вечере" поистине мистическим фактом, который до сих пор не могут осмыслить и объяснить историки культуры.)) В августе 1943г здание монастыря было варварски разрушено авиацией союзников.Чудесным образом фреска сохранилась, не была разрушена и даже вообще не пострадала, хотя вокруг всё превратилось в груды песка, щебня и кирпича. Наверное, художник был пощажён богом войны, которому посвятил лучшие часы своей жизни.

Юлия Добровольская от 14 мая 2013 г. 15:14

для Alice in Wonderland
спасибо за полезную информацию. надо же! записываться за неделю или две... в любом случае, надеюсь, что поездка была познавательной и приятной! )

Alice in Wonderland от 10 мая 2013 г. 16:32

Прочла статью в самолёте, когда летела в Милан. Подумала: "О, статья в руку")) - поеду посмотрю "Тайную вечерю". Я раньше не знала, что она в Милане, и, если честно, не знала, что "Тайная вечеря" - это фреска, я думала, что картина. Но! Посетить Santa Maria della Grazie, где размещена фреска, оказалось не так просто - нужно заранее (за 1 или 2 недели) звонить и записываться в очередь на просмотр. Вот так!))

Л. Велигорская от 1 мая 2013 г. 18:33

Мне кажется, каждая эпоха рождает своих гениев. Просто "лицом к лицу лица не увидать...", не очень-то мы верим в талант современников, открыть и оценить их-- задача будущих поколений. Это не относится к признанным ещё при жизни гениям, которые определяют путь развития человечества.

Я от 1 мая 2013 г. 17:05

да Винчи все равно не может быть определен как порок, не выкручивайтесь))

Nadiya от 1 мая 2013 г. 11:12

пророк, конечно же, пророк) это опечатка)
благодарю за то, что заметили!
хотя...) если учесть, что наша современность на подобных гениев бедна - то... глядя на гений Леонардо да Винчи многие, сравнивая с собой, будут испытывать зависть - а ведь зависть есть порок) так что...

Я от 1 мая 2013 г. 10:37

Так да Винчи - порок или пророк будущего?

Avelana от 30 апреля 2013 г. 10:09

Обычно гениям приписывают взбалмошность характера, а Леонардо оказывается был приятным в общении!
Художник-гений должен быть глубоким психологом, чтобы так передавать характеры. Также, чтобы изображать библейные сюжеты, надо быть глубоко верующим человеком.

  ИМЯ:    
    
E-mail:    
необязательно    
  ВАШИ КОММЕНТАРИИ:*    
Осталось символов: 

* На портале приветствуется самостоятельное мышление и не приветствуется оскорбление других пользователей. Просим максимально воздерживаться от ненормативной лексики.

Добавить Cancel
Дом Художников

 

НОВОЕ

Загрузка...

История искусства рождается сегодня   О ПРОЕКТЕ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Центр Української культури та мистецтва

АВТОРСКИЕ ПРАВА

Копирование материалов портала 2queens.ru разрешается при наличии гиперссылки, открытой для индексации поисковыми системами, и уведомления о копировании материалов редакции портала 2queens.ru через почтовый ящик info@2queens.ru.