Иероним Босх, настоящее имя Ерун Антонисон ван Акен (Jeroen Anthoniszoon van Aken), родился около 1450 года в Хертогенбосе (Брабант). Хертогенбос - один из четырех самых крупных городов Брабансткого герцогства, располагавшегося на юге современной Голландии.
Именно от сокращенного названия своего родного города (Den Bosch) позже был взят псевдоним живописца, видимо, из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Ведь семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом и насчитывала, как мимнимум четыре поколения — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Предполагается, что первые уроки живописного ремесла он получил в семейной мастерской, которая выполняла самые разнообразные заказы — в первую очередь, это стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари.
К сожалению, сведений о биографии художника очень мало. Не существует ни писем, ни зафиксированных воспоминаний художника и его близких, и ни на одной из его картин не стоит дата. В распоряжении биографов Босха лишь скудные документы из городского архива. К тому же в ХХ веке появилось множество псевдобиографий, которые лишь запутывают и дезинформируют. В вышеупомянутых документах впервые имя Иеруна ван Акена появляется в 1474 году: Босх упоминается вместе с двумя своими братьями и сестрой.
Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. В соответствии со сведениями из городского архиве, в 1478 г. умер его отец, и Босх унаследовал его художественную мастерскую. Приблизительно в то время Иерун ван Акен женился на Алейт Гойартс Ван дер Меервене. Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа. О его финансовом положении говорят около четырнадцати документов, написанных в период 1474 – 1498 годов: к концу XV века Босх считался одним из самых богатых жителей Хертогенбоса. Таким образом, он условно отделяется от тех художников, которые творили ради денег, ведь в них Босх не нуждался.
На изображении: памятник Иерониму Босху в Хетогенбосе
Также известно, что художник вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») — религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году. Именно из сохранившихся документов Братства известно несколько точных фактов из жизни художника.
Братство Богородицы, существующее и по сей день, во времена Босха играло очень важную роль в жизни Хертогенбоса. Предметом поклонения членов Братства был чудотворный образ Богородицы, находившийся в городском храме. Кстати, величественный Собор святого Иоанна и сейчас украшает центральную площадь Хертогенбоса.

Согласно документам Босх появился в списках членов Браства в 1486-м году. Но еще раньше, в 1480-м году, его имя упоминается касаемо покупки Босхом двух створок старого алтаря, работу над которым не успел завершить его отец.
В 1488-м году он был приглашен почетным гостем на ежегодное пиршество Братства и тогда же стал почетным членом организации. Иерун ван Акен был единственным художником, избранным в почетные члены Братства за всю историю существования организации, и несомненно, что он пользовался большим уважением среди адептов Братства. (по официальным правилам Братства почетным членом мог стать только человек с образованием богослова, но были и исключения).

Центральная часть триптиха «Искушение святого Антония»
В 1498 или 1499 году Босх председательствовал на ежегодном пиршестве «братьев лебедя», по заказу которых выполнил некоторые работы от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства до написания створок алтаря для капеллы Братства в соборе св. Иоанна. К сожалению, работы Босха для Братства не сохранились.
Благодаря своему членству в Братстве Босх приобрел различные связи и первым получал заказы от знатных соотечественников. Например от бургундского герцога Филиппа Красивого, который в год своего воцарения заказал художнику большой алтарный образ. От этого триптиха, названного «Страшный суд», сохранился только деформированный фрагмент. Работал художник и для испанской королевы Изабеллы Кастильской, и для сестры Филиппа и регентши Нидерландов Маргариты Австрийской.
Имя художника исчезает из городских документов на четыре года – с 1499-го по 1503-йпредполагается, что, это время художник провел в Италии. В подтверждение этому свидетельствует предположения некоторых исследователей, что на картине «Три философа» (около 1500 г., Венеция) Джорджоне изображены сам автор, Леонардо да Винчи и Иероним Босх.
Последние годы своей жизни Босх провел, скорее всего, в Хертогенбосе и посвятил их работе для Братства. Последнее упоминание художника в книгах «братьев лебедя» датировано 9 августа 1516 года. В этот день в соборе святого Иоанна состоялась торжественная заупокойная месса по «брату Иерониму». Торжественность проведения этого обряда подтверждает теснейшую связь Босха с Братством Богоматери.

Фрагмент триптиха «Сад земных наслаждений»
Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой. И сегодня одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века, извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания, другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию.
Искусствоведы относят к сохранившемуся наследию Иеронима Босха 25 картин и восемь рисунков, которые хранятся в самых разных музеях мира. Были у него копиисты, последователи, подражатели. Но мир на картинах Босха по-прежнему не поддается никаким объяснениям и теориям, и остается нетипичным для европейской живописи XV века.