Французский художник Ив Кляйн за всего лишь 8 лет занятий искусством преобразил европейскую художественную сцену до неузнаваемости. Он доказал, что жест художника важнее его произведений, а цвет главенствует над линией и рисунком. Будучи влюблённым в море и небо родной южной Франции, Ив Кляйн запатентовал свой собственный синий цвет и создавал преимущественно монохромные картины с его использованием.
Ив Кляйн родился 28 апреля в Ницце в семье художников. Его отец Фред Кляйн, голландец индонезийского происхождения, был пост-импрессионистом, а мать Мари Раймон была заметной фигурой ташизма. Но, несмотря на это, художественного образования Ив не получил. Вместо этого он учился в школе торгового мореходства и в Высшей школе восточных языков. Был членом общества розенкрейцеров и Ордена лучников Святого Себастьяна, изучал эзотерику, астрологию и дзен-буддизм, дрессировал лошадей. Совершенствовал свои умения в дзюдо, а его преподаванием зарабатывал на жизнь. Даже издал книгу «Основы дзюдо».
Каким-то образом рядом с этими увлечениями в жизни Ива Кляйна появилась и живопись. В 1946-м году он написал свою первую значимую монохромную работу небесного цвета.
Любовь к синему цвету закрепилась в душе Ива Кляйна после путешествия по Италии. Апофеозом этой любви стало изобретение и патентование художником особого оттенка синего – так называемого International Klein Blue.
В 1954-м году вышли два сборника монохромов Ива Кляйна. Это были незамысловатые цветные прямоугольники с указанием их точных размеров и места создания. Предисловие к изданию принадлежит Клоду Паскалю, и являет оно собой печатные линии вместо текста.

Ив Кляйн, монохром, Париж, 1954
Вопреки недоумениям публики Ив Кляйн продолжил «троллить» потребителя и приучать его к концептуализму. Вскоре художник открыл персональную выставку, где были представлены 11 совершенно идентичных синих монохромов с разной ценой. Ив Кляйн считал, что вслед за исчезновением перспективы, анатомической правдоподобности и самой фигуративности можно опустить и линию, оставляя лишь базовые характеристики живописи – холст и цвет. В отличии от «Чёрного квадрата» Малевича монохромы Ива Кляйна были лишены какой-либо смысловой нагрузки. Эту возможность художник предоставлял зрителю.

Ив Кляйн. Синий монохром
Дабы закрепить в обществе идеи концептуализма, Ив Кляйн устроил выставку «Пустое», которая получила резонанс даже в Советском Союзе. Итак, художник разослал множеству людей приглашение в синих конвертах, вход на выставку охраняли гвардейцы, посетителей угощали синими коктейлями. Был ажиотаж! Гостей пускали в зал по 10 человек. Но, войдя в галерею, они обнаруживали пустое пространство, а посреди него – пустой прозрачный шкаф. И всё. Пустота в настоящем проявлении.
Кроме того, Ив Кляйн создавал картины с помощью огнемёта, оставляя на холсте следы огня. Делал также космогонии – картины, на которые он воздействовал при помощи ветра, дождя и других стихий.

Ив Кляйн. Космогония

Ив Кляйн. Огненная живопись
Последней и самой смелой акцией Ива Кляйна была роспись холстов обнажёнными и измазанными синей краской телами моделей. Женщины саамы покрывали себя краской International Klein Blue и прижимались к большим холстам, оставляя причудливые отпечатки – так называемые антропометрии. Перфоманс происходил под симфонию, придуманную Кляйном. Её играл камерный ансамбль, а состояла она из одной ноты.

Ив Кляйн. Перфоманс с созданием антропометрий.

Ив Кляйн. Антропометрии
Что именно пошло не так – трудно определить. Но после этого у Ива Кляйна случилось два сердечных приступа один за других. После второго художник умер, это случилось в Париже 6 июня 1962-го года. Ему было всего 34. К этому времени он уже стал одной из наиболее значимых фигур послевоенного европейского искусства.
Сегодня можно увидеть оформленное им фойе оперного театра в Гельзенкирхене. Стены фойе состоят из губок, покрытых синей краской. Они символизируют зрителей, впитывающих прекрасное.

Ив Кляйн. Фойе театра в Гельзенкирхене
Автор: Юлия Сидиминцева