Рафаэль Санти – гений эпохи Высокого Возрождения, который известен изображением Мадонн. О «периоде Мадонн», Мадонне Грандука и Мадонне со Щеглёнком кисти Рафаэля Санти читайте в нашей статье.
Четыре флорентийских года Рафаэля называют «периодом мадонн»: за это время он написал 15 интерпретаций Мадонны с Младенцем. Это не удивительно, потому что этот сюжет был самым распространённым во всем христианском искусстве и центральным в Западноевропейском. Он появился в первые века создания Церкви, а в период расцвета Византийского искусства стал главенствующим на Западе. Образ Мадонны того периода был «зажат» собственными правилами Церкви. Мадонна изображалась восседающей в отдалении на троне, и только начиная с XIV века её изображение стало более интимным. Но даже многим художникам, современникам Рафаэля, не удалось освободиться от условностей религиозного символизма. В их произведениях Мадонна или склонялась в молитвенном экстазе перед Младенцем, или дитя ей подавали ангелы. Первыми решились отбросить всякие традиции гениальные предшественники Рафаэля – Леонардо да Винчи и Микеланджело. Они возвысили и приблизили человека к божеству, воспев его красоту и гармонию. Это была великая эпоха духовности, когда искусство возвели в ранг религии, и через красоту передавали идеи религиозного содержания.
Мадонны Рафаэля лишены святости и воплощают собой идеал прекрасного человека. Его Мадонна, символизирующая материнскую любовь, и Младенец очень связаны друг с другом. Рафаэль был одним из немногих художников, которые часто возвращаясь к этой теме, не повторялись и не сбивались на стереотипы. Художник постоянно находил оригинальные композиционные решения, не гонясь при этом за новшеством ради новшества. Его Мадонны, красивые и утончённые, часто изображены наедине с природой. Свой тип Мадонны – прекрасной целомудренной матери со скромно потупленными глазами, Рафаэль нашёл и утвердил в «Мадонне Грандука», открывающей флорентийский цикл Мадонн.

В провинциальной Умбрии Рафаэль был художником – лириком, таким же он остался и во Флоренции. О приверженности традициям умбрийского кватроченто свидетельствуют перуджиновская лирическая мягкость и простые параллельные вертикали фигур Мадонны и Младенца. Ещё одна дань традициям – красное платье Мадонны, символизирующее пролитую на кресте кровь, и её голубая накидка (голубой – цвет невинности). Но использование техники сфумато и композиции с окном в сад, позднее закрашенным чёрным цветом, наводит на мысль, что Рафаэль уже успешно усваивал новые идеи Леонардо да Винчи. Доподлинно не известно, сам ли Рафаэль придал картине тёмный фон. Недавнее радиологическое исследование выявило наличие другого фона под слоем чёрной краски. А находящийся в галерее Уффицы во Флоренции подготовительный рисунок подтверждает, что сначала он планировал «Мадонну» на фоне пейзажа. Уже во всех последующих Мадоннах Рафаэль перешёл к дневному свету и пейзажному фону.
Картину назвали в честь великого герцога Фердинанда III Лотарингского. Впервые она упоминается в письме директора галереи Уффици к Фердинанду III, который из-за наполеоновских волнений жил тогда в Вене. Директор просил разрешения на покупку картины у наследников художника Карло Дольчи. Колесо войны всё сокрушает, и ценой поражения становится не только смерть, но и потеря художественных ценностей. В результате грабежей французской армии дворец Питти лишился бесценных картин Рафаэля. Фердинанд без колебаний пошёл на затраты, но когда увидел картину, изменил своё решение. Герцы взял её с собой в изгнание в Вюрцбург. Вернувшись с Фердинандом во Флоренцию, картина так и не попала в публичную галерею – герцог не смог расстаться со своей «Мадонной», которая считалась чудотворной, и повесил её в своей спальне. И только с 1799 года «Мадонна Грандука» стала выставляться на обозрение публики в Палатинской галерее палаццо Питти.
Для свободной и деятельной Флоренции лирическая «Мадонна Грандука» была слишком пассивной. Поэтому образы последующий флорентийских Мадонн Рафаэля претерпели изменения -они словно повзрослели, наполнились сложной духовной жизнью. Развитие художественного стиля молодого художника происходило по мере освоения сюжета Мадонн. Для того, чтобы внести в образы Матери и Младенца полноту жизни и естественность, Рафаэль создал серию Мадонн, где тема решалась как жанровая сцена. Среди его флорентийских Мадонн выделяются три близкие по композиционному решению картины: «Мадонна со щеглёнком», «Мадонна в зелени», «Прекрасная садовница». Рафаэль использовал треугольную композиционную пирамиду, которая как и тондо, была любимым приёмом художников Возрождения, так как придавала изображению гармонию и расновесие.

«Мадонна со щеглёнком» признана одной из лучших картин Рафаэля флорентийского периода. В этой работе отчасти проявилось воздействие Леонардо да Винчи в искусстве владения красками – Рафаэль моделирует формы преимущественно цветом, практически не используя светотень. Очевидно и влияние Микеланджело: поза Младенца на картине, опирающегося босыми пальчиками на ногу Марии явно заимствована у «Мадонны Брюгге», которую Микеланджело изваял между 1504 и 1506 годами. Идиллический пейзаж картины, погружённый в лёгкую дымку, и плавные очертания ландшафта создают настроение умиротворения. Тревожную нотку в эту идиллию вносит щегол, символ Страстей Христовых, в руке маленького Иоанна Крестителя, к которому тянется Младенец Христос. Эту тревожность подчёркивает и поза Марии – она словно закрывает собой детей.
Картина была заказана Рафаэлю его другом, торговцем Лоренцо Нази, к собственной свадьбе. Вазари пишет: «Картина эта хранилась Лоренцо Нази при жизни его с величайшим благоговением, как в память Рафаэля, бывшего его ближайшим другом, так и ради достоинства и совершенства самого произведения, которое, однако, чуть не погибло 17 ноября 1548 года, когда от обвала горы Сан Джордже обрушились вместе с соседними домами и дом самого Лоренцо и роскошнейшие великолепные дома наследников Марко дель Неро. Однако Батиста, сын означенного Лоренцо и величайший ценитель искусства, обнаружив части картины в мусоре развалин, приказал воссоединить их как можно лучше».
Ридольфо Гирландайо (1483 – 1561 г), сын известного художника и почитатель творчества Рафаэля, попытался восстановить шедевр, но следы повреждений заметны и сейчас. В 1972 и 1983 годах рентгеновское исследование картины выявило 17 разрозненный фрагментов, соединённых длинными поперечными гвоздями, 3 небольших и одну большую вставки внизу слева и почти полностью обновлённую живопись. И хоть в таком плачевном состоянии картина находится уже несколько веков, реставраторы до сиз пор не решаются взяться за её восстановление.
Фото с сайта: www.top-antropos.com
автор: Людмила Велигорская