Рафаэль Санти – мастер синтеза и образец для процветающих художников Print

Рафаэль Санти – одна из вершин Ренессанса, художник, которому потребовалось всего 37 лет, чтобы заявить о себе как о величайшем мастере Высокого Возрождения. Его творчество принесло ему только один опыт – признание и славу при жизни.

Рафаэль Санти представлялся современникам гением, чьи работы были «золотым стандартом», по которому оценивались едва ли не все художественные величины на протяжении XVI, XVII, и XVIII веков. Рафаэлю не были свойственны метания Леонардо да Винчи, ему был чужд мир титанических страстей Микеланджело, разорванный собственными стихийными силами. Он не испытывал трагическое ощущение того, что он пережил свой век. Жизнь Рафаэля действительно была гармонична, небогата внешними событиями и вся сосредоточена в искусстве.

Рафаэлло Санти родился 6 апреля 1483 года в маленьком городке Урбино в Италии у Джованни и Маджии Санти. Его фамилия часто произносилась на латинский лад как Сантиус или Сантицио. Став художником, он подписывал свои картины латинизированной формой собственного имени – Рафаэль. Под этим именем его узнал весь мир.

рафаэль санти биография высокое возрождение автопортрет

Рафаэль Санти – мастер синтеза и образец для процветающих художников

на фото: Рафаэль, автопортрет

Семья Джованни Санти (ок.1440-1494 гг.) переехала в Урбино в середине XV века. Джованни был художником, но в начале своего пребывания в Урбино ему пришлось отбросить свои амбиции в сторону и стать прагматиком: нужно было кормить семью. По примеру своего отца, он вынужден был торговать хлебом и маслом. Но вскоре образованность и ум Джованни помогли ему реализовать свои таланты – он был принят придворным художником и поэтом на службу при дворе герцога Урбинского, славившегося художественными интересами и высокой культурой. Большую часть своей жизни Джованни Санти провёл при дворе герцога Урбинского, чья щедрость и богатство привлекли выдающихся живописцев, архитекторов, поэтов, гуманистов своего времени. Поэтому, вполне возможно, что Джованни не только общался, но и мог находиться в дружеских отношениях с Мантенья, Вероккио и Пьеро делла Франческо. Сам Джованни Санти отличался глубоким умом и, что вполне в духе Ренессанса, универсализмом. Он славился своими портретами, к сожалению, до наших дней не дошедшими. Но культурологи чаще вспоминают его как поэта, автора рифмованной поэмы – хроники жизни герцога Урбинского Федериго да Монтефельтро. Хроника, написанная в Дантовском размере, состоит из 2300 стихов и описывает придворную жизнь и подвиги герцога. Таким образом, благодаря отцу, Рафаэль ещё в детстве познакомился с жизнью герцогского двора, с его утончённой системой взглядов. Этот опыт очень пригодился впоследствии, когда Рафаэлю пришлось общаться с заказчиками из самых знатных и богатых слоёв общества. В отличие от большинства его коллег – художников, он умел быть тонким собеседником и славился своей выдержкой и приятными манерами.

Необыкновенные художественные способности Рафаэля обнаружились рано, поэтому логично предположить, что первые художественные знания он получил от своего отца-художника. Джорджио Вазари в своих «Жизнеописаниях» вообще утверждает, что с ранних лет Рафаэль «помогал своему отцу писать картины, которые Джованни создавал, живя в Урбино». Но правду от мифов отделить трудно, так как документы, относящиеся к детству и отрочеству Рафаэля, не сохранились. Известно только, что старшие брат и сестра Рафаэля умерли в раннем возрасте. Маджия Санти, мать Рафаэля, умерла в 1491 году, когда мальчику было только 8 лет. Позже, уже сложившимся мастером, он нашёл выход своей тоске по матери в создании прекрасного цикла неповторимых по лиризму Мадонн. Джованни Санти вдовствовал недолго, вскоре он повторно женился на Бернардине Парте, дочери золотых дел мастера. От этого брака родилась дочь Элизабетта. Но 1 августа 1494 года Джованни умер от лихорадки, пережив первую жену, мать Рафаэля, всего на 3 года. Одиннадцатилетний Рафаэль остался круглым сиротой, и его взял на воспитание его дядя Фра Бартоломео, священник. С большой натяжкой можно сказать, что это опекунство облегчало жизнь мальчика: дядя не столько был озабочен судьбой племянника, сколько бесконечно судился с мачехой Рафаэля Бернардиной. Переписка Рафаэля свидетельствует, что источником душевного тепла и поддержки стал другой дядя – брат матери – Симон Чиарла. Но заслугой Фра Бартоломео было то, что разглядев талант племянника, он последовал обычной художественно практике и отдал мальчика обучаться живописи в мастерскую придворного живописца урбинских герцогов Тимотео Вити. Мастерская Вити, переехавшего в Урбино в 1495 году, стала для юного Рафаэля нулевой точкой отсчёта постижения профессионального мастерства. Пятилетнее пребывание в мастерской Вити позволило молодому художнику сознательно воспринять художественные традиции умбрийской школы.

Умбрийская живописная школа, получившая название по региону Умбрия, была в XIII – XV веках итальянской школой живописи с центром в городе Перуджа.

Ключом к успеху Рафаэля было, безусловно, раннее художественное воспитание под руководством отца, направленное на развитие у сына вкуса – умения понимать прекрасное и своеобразной способности воспринимать и усваивать преимущества в стиле разных мастеров. Чуткий к внешним воздействиям Рафаэль всегда, и особенно на первых порах, жадно впитывал окружающие его художественные впечатления, включая работы его учителей. Эта удивительная способность Рафаэля помогла Морелли, родоначальнику современного критического метода, после трёх веков заблуждений опровергнуть утверждение Джорджа Вазари, что из мастерской отца Рафаэль перешёл прямо в мастерскую Перуджино. Доказательством послужили особенности художественного стиля Тимотео Вити, усвоенные молодым Рафаэлем и прослеживающиеся в его произведениях: широкие руки и ноги, томный поворот головы. Если Леонардо да Винчи и Микеланджело традиционно считаются художниками-новаторами, то Рафаэль – мастер синтеза, способный прекрасно совершенствовать и соединять чужие идеи. «Он использовал в своём творчестве столько образцов, что, в конце концов, сделался сам образцом для процветающих художников: всегда имитирующих и всегда оригинальных» (Джошуа Рейнолдс, выдающийся художник XVIII века).

автор: Людмила Велигорская,

фото с сайта: raphaelsanziopaintings.wordpress.com

 

Мартирос Сарьян: все краски Армении слились на его полотнах

Мартирос Сарьян: все краски Армении слились на его полотнах

1 Комментарий

Мартирос Сарьян – основоположник современной армянской школы живописи, художник, поднявший армянское искусство на мировой уровень. Мировое значение его наследия

Зимние пейзажи выдающихся художников

Зимние пейзажи выдающихся художников

1 Комментарий

Многих, а может и всех, выдающихся художников восхищало то время года, когда природа отдыхает, набирается сил под пушистым белым покровом. И они, вдохновленные,

КОММЕНТАРИИ

Avelana от 1 апреля 2014 г. 14:07

Рафаэль, скорее всего, по натуре был спокойным, уравновешанным и гармоничным человеком. Ему была чужда гордыня, он не стремился в новаторы, а наоборот, считал других достойными, чтобы у них поучиться.

tata от 31 марта 2014 г. 19:36

Рафаэль писал мадонн с такой любовью к женщине, с такой выразительностью писал материнскую любовь... Ему удалось передать эмоционально ту самую привязанность к материнскому чувству, некую тоску за матерью... что невольно приходишь к мысли, что материнского тепла ему явно не хватало.
И тем более его творчество гениально.

  ИМЯ:    
    
E-mail:    
необязательно    
  ВАШИ КОММЕНТАРИИ:*    
Осталось символов: 

* На портале приветствуется самостоятельное мышление и не приветствуется оскорбление других пользователей. Просим максимально воздерживаться от ненормативной лексики.

Добавить Cancel
Дом Художников

 

НОВОЕ

История искусства рождается сегодня   О ПРОЕКТЕ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

НАШИ ПАРТНЕРЫ

АВТОРСКИЕ ПРАВА

Копирование материалов портала 2queens.ru разрешается при наличии гиперссылки, открытой для индексации поисковыми системами, и уведомления о копировании материалов редакции портала 2queens.ru через почтовый ящик info@2queens.ru.