Несомненно, гением делает талантливого человека непобедимая комбинация качеств – талант и трудолюбие. Эти качества в высшей степени были присущи Микеланджело. Отложив в сторону кисти и краски, он до конца жизни не расставался с сангиной (красноватым мелком) и итальянским карандашом.
В творческой деятельности Микеланджело рисунку было отведено особое место: по некоторым свидетельствам Микеланджело считал его «единственным искусством, частью которого являются все остальные искусства и из которого они проистекают».
В немалой степени благодаря Микеланджело рисунок, бывший ранее вспомогательным средством, в период Высокого Возрождения становится самостоятельным жанром. Необходимо уточнить: речь идёт не о подарочных рисунках. Этот тип рисунка появился в Италии в начале XV века и с тех пор считался самостоятельным жанром искусства. Подарочные рисунки отличаются от этюдов и обычных рисунков тщательной проработкой и законченностью. Авторство самого раннего (приблизительно 1500 г.) сохранившегося рисунка такого рода принадлежит Леонардо да Винчи. В 1530 году Микеланджело создал серию подарочных рисунков на мифологические темы.
Рисунки Микеланджело: «Наказание Тития», «Падение фаэтона».
 |
Микеланджело Буонарроти. «Наказание Тития» |
 |
Микеланджело Буонарроти. «Падение фаэтона» |
Некоторые представляют собой сказочные или идеальные портреты.
Рисунки Микеланджело: «Идеальная голова».
 |
Микеланджело Буонарроти. «Идеальная голова» |
Образ легендарной царицы Пальмиры, потерпевшей поражение в соперничестве с Римом, привлекал внимание многих Ренессансных художников. Высокообразованная свободолюбивая красавица прекрасно владела греческим, латинским и древнегреческим языками. Организованный ею культурный кружок посещали греческие литераторы и философы. Своё восхищение прекрасным образом «царицы пустыни» Микеланджело выразил в подарочном рисунке «Зенобия».
Рисунки Микеланджело: «Зенобия».
 |
Микеланджело Буонарроти. «Зенобия» |
Иногда предназначение его подарочных рисунков было совершенно необычным – в качестве учебных пособий. Среди них – рисунок «Клеопатра», по которому друг Микеланджело Томмазо Кавальери учился рисовать.
Рисунки Микеланджело: «Клеопатра».
 |
Микеланджело Буонарроти. «Клеопатра» |
Микеланджело был глубоко верующим католиком. Всю жизнь его творчество было тесно связано с Церковью. Постепенно у художника сформировалось своё представление о христианстве, о чём свидетельствуют некоторые его рисунки. Дружба с поэтессой Витторией Колонна, которая интересовалась вопросами религии, обострила его религиозные чувства. В 1540-х годах появилась серия рисунков на религиозные сюжеты, многие из которых были посвящены Виттории.
Рисунки Микеланджело: «Пьета», «Распятие Христа».
 |
Микеланджело Буонарроти. «Пьета» |
 |
Микеланджело Буонарроти. «Распятие Христа» |
К сожалению, рано ушедшая из жизни Виттория не смогла помочь Микеланджело найти ответ на мучавший его вопрос о соразмерности искусства и христианской веры – не является ли искусство непозволительным соперничеством с законным Творцом.
Рисунки Микеланджело: «Рука Микеланджело».
 |
Микеланджело Буонарроти. «Рука» |
Микеланджело был прекрасным рисовальщиком. Его мастерство было таким высоким, что стало эталоном для многих поколений художников. Интересуясь, прежде всего, формой и объёмом, он часто предпочитал изображать детали (торсы, руки, головы) и выбирал самые сложные ракурсы и жесты, чтобы передать борьбу материи и духа. Для создания пластической выпуклости форм наряду с контуром Микеланджело использовал перекрёстную штриховку.
Рисунки Микеланджело: «Обнаженная натура».
 |
Микеланджело Буонарроти. «Обнаженная натура» |
автор: Людмила Велигорская
фото с сайтов: varvar.ru, italian-renaissance-art.com, m-buanarroti.narod.ru
Новые статьи из цикла “Божественный Микеланджело” Людмилы Велигорской – о Соборе Святого Петра в Риме – читайте на портале 2queens.ru в наших следующих материалах!