У Италии – особенная судьба. Во время античной древности она была сердцем огромной Римской империи, насильно объединившей множество земель и языков, что, впрочем, способствовало обмену культур.
Но такие сложные системы, как империя, уязвимы и, когда на смену античности пришло Средневековье, старый порядок рухнул, баланс сил изменился, и Рим потерял власть над происходящим. В результате, Италия не только не смогла сплотить воедино свою собственную землю, она стала территорией около десятка маленьких гордых городов-государств, которые сами решали что, как и когда делать. В то время эти итальянские города-государства были самыми богатыми и развитыми в Европе и находились в авангарде не только искусства, но и политики – политическая жизнь в них просто бурлила. Их соперничество часто перерастало в непримиримую вражду, поводов для которой было предостаточно: даже образование было частью соперничества между правителями-герцогами. Казалось, чтобы объединить их, нужна была внешняя угроза апокалиптического масштаба.
Но, несмотря на то, что Италия была сложным текучим обществом, были и объединяющие её силы: религия – самая мощная сила, регулирующая все аспекты жизни от рождения до смерти, прекрасный язык и гордость, что все они – итальянцы, наследники великого прошлого. Итальянцы об этом никогда не забывали, и вся Европа об этом помнила, потому что основой европейской культуры стала культура античная.
Особенно ярко это проявилось в эпоху Возрождения, которая характеризуется светскостью, антропоцентризмом (религиозное представление божества в человеческом образе) и интересом к античности.
Именно возросший интерес к античным образам побудил Вазари назвать эпоху Возрождением, а в обиход ввёл этот термин в XIX веке французский историк и публицист Жюль Мишле.
Открытие и глубокое творческое освоение античного наследия оказало глубокое влияние на интеллектуалов того времени, которые сформировали новую систему взглядов и убеждений – гуманизм, идейную основу итальянской культуры. Мастера Возрождения были универсальными личностями, поэтому литература, музыка, наука, философия, архитектура, скульптура преобразились. Живопись не стала исключением, утверждая представление о высоком предназначении человека.
Проторенессанс (1300-е годы), предвосхитивший эпоху Ренессанса, ознаменовался перестройкой всей художественной системы. Картина заняла место средневековой иконы. Создание реалистического образа человека вызвало к жизни новый светский автономный жанр – портрет итальянского Возрождения.
Раннее Возрождение (1400-е годы) окончательно утвердило нерелигиозное (секулярное искусство). Даже персонажи религиозных сюжетов теперь были наделены выраженными чертами индивидуальности. Не только портрет, но уже и пейзаж выделился в самостоятельный жанр. А открытие флорентийцем Филиппо Брунеллески закона линейной перспективы, знания анатомии человека и законов освещения помогли художникам создавать совершенные по форме изображения трёхмерного пространства.
Высокое Возрождение – хронологически непродолжительный этап эпохи Ренессанса (конец XV века – первая половина XVI века), был «Золотым веком» итальянского искусства. Классическая живопись достигла непревзойдённых высот, подарив миру огромное количество новых техник, стилей, направлений. Художники в своём творчестве старались синтезировать самые прекрасные жизненные начала. Из-за стремления к максимальной реалистичности изображения, требовавшей проработки мельчайших деталей, сформировался особый подход к изображению на полотне особенностей человеческого тела. Именно поэтому люди на картинах того периода настолько реалистичны, что это поражает воображение даже в наши дни. В центре искусства и живописи, в частности, был идеализированный образ духовно и физически совершенного человека – героя. Здесь важно подчеркнуть, что в этот период искусство вошло в жизнь человека и открытие каждого монумента превращалось во всенародный праздник. Художники Высокого Возрождения – люди высокой культуры, «титаны Золотого века», чья гениальность преумножилась жесточайшей конкуренцией.
Новое мировоззрение Высокого Возрождения воплотилось в творчестве Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана, Якопо Сансовино, ценность произведений которых выдержала самую суровую проверку временем.
автор: Людмила Велигорская