Высокое Возрождение в Италии Print

У Италии – особенная судьба. Во время античной древности она была сердцем огромной Римской империи, насильно объединившей множество земель и языков, что, впрочем, способствовало обмену культур.

Но такие сложные системы, как империя, уязвимы и, когда на смену античности пришло Средневековье, старый порядок рухнул, баланс сил изменился, и Рим потерял власть над происходящим. В результате, Италия не только не смогла сплотить воедино свою собственную землю, она стала территорией около десятка маленьких гордых городов-государств, которые сами решали что, как и когда делать. В то время эти итальянские города-государства были самыми богатыми и развитыми в Европе и находились в авангарде не только искусства, но и политики – политическая жизнь в них просто бурлила. Их соперничество часто перерастало в непримиримую вражду, поводов для которой было предостаточно: даже образование было частью соперничества между правителями-герцогами. Казалось, чтобы объединить их, нужна была внешняя угроза апокалиптического масштаба.

Но, несмотря на то, что Италия была сложным текучим обществом, были и объединяющие её силы: религия – самая мощная сила, регулирующая все аспекты жизни от рождения до смерти, прекрасный язык и гордость, что все они – итальянцы, наследники великого прошлого. Итальянцы об этом никогда не забывали, и вся Европа об этом помнила, потому что основой европейской культуры стала культура античная.

Особенно ярко это проявилось в эпоху Возрождения, которая характеризуется светскостью, антропоцентризмом (религиозное представление божества в человеческом образе) и интересом к античности.

Именно возросший интерес к античным образам побудил Вазари назвать эпоху Возрождением, а в обиход ввёл этот термин в XIX веке французский историк и публицист Жюль Мишле.

Открытие и глубокое творческое освоение античного наследия оказало глубокое влияние на интеллектуалов того времени, которые сформировали новую систему взглядов и убеждений – гуманизм, идейную основу итальянской культуры. Мастера Возрождения были универсальными личностями, поэтому литература, музыка, наука, философия, архитектура, скульптура преобразились. Живопись не стала исключением, утверждая представление о высоком предназначении человека.

Проторенессанс (1300-е годы), предвосхитивший эпоху Ренессанса, ознаменовался перестройкой всей художественной системы. Картина заняла место средневековой иконы. Создание реалистического образа человека вызвало к жизни новый светский автономный жанр – портрет итальянского Возрождения.

Раннее Возрождение (1400-е годы) окончательно утвердило нерелигиозное (секулярное искусство). Даже персонажи религиозных сюжетов теперь были наделены выраженными чертами индивидуальности. Не только портрет, но уже и пейзаж выделился в самостоятельный жанр. А открытие флорентийцем Филиппо Брунеллески закона линейной перспективы, знания анатомии человека и законов освещения помогли художникам создавать совершенные по форме изображения трёхмерного пространства.

Высокое Возрождение – хронологически непродолжительный этап эпохи Ренессанса (конец XV века – первая половина XVI века), был «Золотым веком» итальянского искусства. Классическая живопись достигла непревзойдённых высот, подарив миру огромное количество новых техник, стилей, направлений. Художники в своём творчестве старались синтезировать самые прекрасные жизненные начала. Из-за стремления к максимальной реалистичности изображения, требовавшей проработки мельчайших деталей, сформировался особый подход к изображению на полотне особенностей человеческого тела. Именно поэтому люди на картинах того периода настолько реалистичны, что это поражает воображение даже в наши дни. В центре искусства и живописи, в частности, был идеализированный образ духовно и физически совершенного человека – героя. Здесь важно подчеркнуть, что в этот период искусство вошло в жизнь человека и открытие каждого монумента превращалось во всенародный праздник. Художники Высокого Возрождения – люди высокой культуры, «титаны Золотого века», чья гениальность преумножилась жесточайшей конкуренцией.

Новое мировоззрение Высокого Возрождения воплотилось в творчестве Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана, Якопо Сансовино, ценность произведений которых выдержала самую суровую проверку временем.

автор: Людмила Велигорская

 

Мартирос Сарьян: все краски Армении слились на его полотнах

Мартирос Сарьян: все краски Армении слились на его полотнах

1 Комментарий

Мартирос Сарьян – основоположник современной армянской школы живописи, художник, поднявший армянское искусство на мировой уровень. Мировое значение его наследия

Зимние пейзажи выдающихся художников

Зимние пейзажи выдающихся художников

1 Комментарий

Многих, а может и всех, выдающихся художников восхищало то время года, когда природа отдыхает, набирается сил под пушистым белым покровом. И они, вдохновленные,

КОММЕНТАРИИ

Людмила Велигорская от 2 апреля 2014 г. 11:02

Украсить свою жизнь предметами искуссвта могли себе позволить только очень богатые люди. Светское искусство напрямую зависело от количества богатых людей.

Людмила Велигорская от 2 апреля 2014 г. 11:02

ИМХО. США - это просто Соединённые Штаты, которые не могут похвастаться древней культурой и вековыми традициями. Каждый исторический период вызывает к жизни определённый вид искусства, отвечающий требованиям этого времени. Возрождение - это духовное искусство, когда заказчиком и потребителем выступала Церковь, используя своё богатство для своего же укрепления.

Alice in Wonderland от 1 апреля 2014 г. 10:03

Опередили:)

Я тоже хотела привести сравнение с США.

Avelana от 1 апреля 2014 г. 9:46

А я не вижу связи между уровнем экономического развития и наличием гениев. По такой логике, США были бы страной с высокими культурными ценностями и с большим количеством гениев на душу населения.

tata от 31 марта 2014 г. 19:33

Вот, вот, вот - основная предпосылка для рождения гениев - мыслителей, художников, философов etc. - это, прежде всего, "благоприятность экономического развития".

Людмила Велигорская от 31 марта 2014 г. 19:00

Благодаря же богатому античному наследию итальянцы были просто обречены стать генетически талантливым народом. Всё это происходило на фоне благоприятного экономического развития. На мой взгляд, это те определяющие факторы, которые обеспечили такой мощный расцвет культуры чувств - Возрождение.

Людмила Велигорская от 31 марта 2014 г. 18:57

Возрождение - ярчайшее явление в искусстве. А может быть, эту яркость подчеркнул тёмный фон Средневековья? Вряд - ли стоит усматривать Промысел Божий в выборе места такого всплеска талантов. Церковь доминировала как в общественной, так и в культурной жизни. Поэтому Ватикан призвал на службу самых лучших. И всё сложилось наилучшим образом: желание художников прославиться было подкреплено необходимостью Церкви укрепить свою власть.

Avelana от 29 марта 2014 г. 16:04

... ещё и в одно время. Вот эта концентрация и породила целую эпоху - Возрождение. Словами Гумилёва, это и есть "пассионарный всплеск"?

Alice in Wonderland от 29 марта 2014 г. 12:49

Если рассматривать талант, как божественный дар, то Бог одарил одновременно много людей, которые родились в одной стране.

Avelana от 29 марта 2014 г. 8:34

На мой взгляд, на существование эпохи Возрождения как явления повлиял и тот факт, что каким-то чудесным образом в одном месте в одно время собрались гении-единомышленники.

  ИМЯ:    
    
E-mail:    
необязательно    
  ВАШИ КОММЕНТАРИИ:*    
Осталось символов: 

* На портале приветствуется самостоятельное мышление и не приветствуется оскорбление других пользователей. Просим максимально воздерживаться от ненормативной лексики.

Добавить Cancel
Дом Художников

 

НОВОЕ

История искусства рождается сегодня   О ПРОЕКТЕ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

НАШИ ПАРТНЕРЫ

АВТОРСКИЕ ПРАВА

Копирование материалов портала 2queens.ru разрешается при наличии гиперссылки, открытой для индексации поисковыми системами, и уведомления о копировании материалов редакции портала 2queens.ru через почтовый ящик info@2queens.ru.