Даже если вы не знаток искусства, как минимум, одну картину голландского художника Яна Вермеера вы точно знаете, если видели фильм «Девушка с жемчужной серёжкой» с неотразимой Скарлетт Йоханссон и Колином Фертом в главной роли. А это уже «одна тридцатьчетвёртая» часть наследия художника. Ян Вермеер не был очень плодовитым, но считается величайшим живописцем Золотого века голландской живописи. И сегодня исполняется 383 года со дня его рождения.
Церковные книги утверждают, что Ян Вермеер (он же Вермеер Дельфтский) родился в 1632 году в городке Делфт неподалёку от Гааги в Нидерландах, в семье торговца. Информации об обучении Яна где-либо нет. Но известно, что в 1653 году он был принят в гильдию Святого Луки как торговец искусством. А принятию в гильдию должны были предшествовать шесть лет обучения у одного из мастеров той же гильдии.
Спустя несколько месяцев после принятия Вермеера в гильдию, он женился на Катарине Болнес, хотя её родители поначалу препятствовали браку католички и кальвиниста. У пары было 15 детей, четверо из них умерли ещё в младенчестве.

Ян Вермеер. У сводни. 1656
Живопись, очевидно не была основным источником дохода большой семьи, так как Вермеер писал не более двух картин в год. У него были богатые заказчики-меценаты, которые ждали картин долго, а платили за них много.
При этом Ян Вермер был авторитетным оценщиком живописи. Он был одним из экспертов, которых пригласили установить подлинность коллекции римских и венецианских полотен, которые курфюрст Бранденбурга Фридрих Вильгельм I собирался купить за 30 тысяч гульденов. Ян Вермеер заявил, что полотна поддельные, и вся коллекция стоит не более 3 тысяч кульденов.

Ян Вермеер. Бокал вина. 1661
Авторитет Яна Вермеера распространялся и на гильдию Святого Луки. Дважды он занимал должность её декана, то есть, руководителя. Что означало регламентировать деятельность всех художников региона, так как в XVII веке любой художник и ремесленник обязан был состоять в гильдии.

Ян Вермеер. Молочница. 1657
Но к концу жизни Яна Вермеера (а прожил он всего 43 года) его материальное положение значительно ухудшилось. В 1672 году началась война с Францией, и торговля живописью приносила одни убытки. Искусствоведы допускают, что именно из-за нервных переживаний и стыда за угрожающую нищету Ян Вермеер заболел и скоропостижно умер в 1675 году. Его жена Катарина вынуждена была отказаться от наследства в пользу кредиторов.
Художественное наследие Яна Вермеера не впечатляет количеством, но достойно презентует Золотой век голландской живописи. Доподлинно известно лишь 34 картины Яна Вермеера. Об авторстве ещё нескольких продолжаются споры.

Ян Вермеер. Женщина, держащая весы. 1664
С жанром своего творчества Вермеер определился, едва ему исполнилось 20. большинство картин художника – это композиции в тщательно прописанном интерьере с одной или несколькими фигурами. Стоит также отметить небольшое число пейзажей родного Вермееру Делфта. Религиозные мотивы, вопреки традициям эпохи, отсутствуют в наследии художника почти полностью.

Ян Вермеер. Вид Дельфта. 1660-1661

Ян Вермеер. Маленькая улочка. 1657-1661
Существует также теория, что Ян Вермеер пользовался камерой-обскурой (или другим подобным оптическим устройством), чтобы проектировать изображения на холст. Некоторые искусствоведы аргументируют неестественной белизной и слишком ярким металлическим блеском некоторых деталей на полотнах Вермеера. Но иные художники и учёные подобную версию опровергают.
После смерти имя художника Вермеера было незаслуженно забыто. Вновь о нём вспомнили лишь в ХХ веке. Начались поиски утраченных картин, не обошлось из без фальсификаций.

Ян Вермеер. Девушка, читающая письмо у открытого окна. 1657-1659
Сегодня работы Яна Вермеера хранятся в музеях с мировыми именами – в Рейксмузее (Амстердам), в Маурицхёйс (Художественная галерея Гааги), в Галерее старых мастеров (Дрезден), в Старой Национальной галерее (Берлин), в Метрополитен-музее и в Коллекции Фрика (Нью-Йорк), в Национальной галерее искусств (Вашингтон), в Лувре, в Лондонской национальной галерее и в некоторых частных коллекциях.
Но найти эти работы «по месту прописки» порой непросто. Многие из них годами «гастролируют» с выставками по всему миру.
Такая популярность однажды привлекла и воров. В марте 1990 года преступники, переодевшись полицейскими, украли из Музея Изабеллы Стюарт в Бостоне 13 полотен, среди которых был «Концерт» Яна Вермеера (1670-1672). Картину так и не нашли, и сегодня её оценивают в 100 миллионов долларов. А за любую информацию о местонахождении картины ФБР назначило вознаграждении в размере 5 миллионов долларов. Может, вам что-либо о ней известно?

Ян Вермеер. Концерт. 1670-1672
Юлия Каминская