Государственный музей игрушки Украины - музей для всей семьи! Print

Адрес: Киев, Кловский спуск, 8 (вход со двора)
Режим работы: ВТ-ПТ с 10:00 до 18:00; СБ с 10:00 до 17:00; ПН и ВС — выходные.
Стоимость билета: детский — 5 грн., взрослый — 10 грн. Детям до 5 лет — вход бесплатный.
Экскурсия (группа до 15 человек) – 25 гривен. Экскурсию лучше заказывать заранее по тел. +38 (044) 253 54 00.

Государственный музей игрушки в Киеве – один из наиболее уникальных музеев столицы Украины. Идея его открытия возникла еще в 1933 году. Тогда было издано постановление Президиума ЦК ВКП (б) с предложением к Совету Народных Комиссаров СССР об организации музеев игрушек не только в Киеве, а и в Москве, Харькове, Тифлисе и Ташкенте. Закономерно, что именно в 30-х годах правительство решило взять под свой контроль, в том числе идеологический, производство игрушек. С этой целью создавались комитеты, в состав которых входили представители народных комиссаров, легкой промышленности, здравоохранения, а также других организаций, имеющих отношение к производству игрушек. Именно эти комитеты утверждали новые образцы игрушек, которые вскоре ставили на конвейер. Так возник Художественно-технический совет по игрушкам – предшественник современного музея. Начало его коллекции составили экспонаты первой профильной выставки 1936 года. То, что производилось на предприятиях, попадало на выставку. Последняя действовала при Наркоме просвещения, поскольку игрушка – это стратегический предмет воспитания ребенка с первых дней жизни.

Официально музей игрушки был открыт только в 2005 году, и сегодня находится под руководством Министерства образования и науки. Визуально музей небольшой – всего три зала. Но коллекция его совершенно уникальна и насчитывает около 15 тысяч музейных предметов. Из них всего несколько сотен находятся в экспозиции (из-за нехватки площадей, естественно), но эту проблему частично решает зал сменной экспозиции, где раз в полгода открывается новая тематическая выставка. Ближе к декабрю сотрудники готовят для посетителей волшебную новогоднюю выставку, а весной этот музей выставляет свои тематические собрания: куклы, настольно-полиграфические игры, мишки Тедди, игрушки hand made и т.д.
мишки тедди национальный музей игрушки в киеве

Второй зал посвящен украинской народной игрушке. Здесь предметы сгруппированы по этнографическим регионам Украины. Среди них можно увидеть, в частности, несколько десятков оригинальных кукол-мотанок. Эти незамысловатые куклы из ниток, лоскутов старой одежды, сена и кочанов кукурузы издавна делались (мотались) матерями для своих деток. Считалось, что игрушка, сделанная без единого укола иглы, «обеспечит» ребенку счастливую жизнь. А если ребёнок заболевал, то такую куклу закапывали в землю, чтобы и болезнь «ушла в землю». Многих удивляет, что таким куклам никогда не делали лицо. Его всегда заменял крест из ниток, символизирующий солнце, жизнь и возрождение. Это своего рода проявление народной мудрости, поскольку отсутствие конкретных черт лица развивало у ребенка образное мышление. То есть, такая кукла считалась мощным оберегом, а также развивала у девочек материнские чувства и навыки.

Кроме того, музей может похвастаться «вкусными» и натуральными игрушками из сыра. Эта уникальная техника существует исключительно на Украине, в нескольких карпатских селах, и находится на грани исчезновения. Отдельное место занимают соломенные игрушки, среди них знаменитый Соломенный бычок, которого узнает любой ребенок. Есть также разнообразные свистульки в виде животных и деревянные механические игрушки. Интересно будет увидеть миниатюрные образцы глиняной посуды, названные монетками. Экскурсоводы всегда спрашивают аудиторию, почему, по их мнению, они так называются. Ответ прост: родители получали такие копеечные игрушки на ярмарках от гончаров «на сдачу», и привозили их домой детям.

Именно в зале украинской традиционной игрушки сотрудники Музея практикуют прогрессивный педагогический метод “hands on”, то есть позволяют детям поиграть с игрушками. Конечно, вам не позволят трогать уникальные экспонаты, но специально отведенная корзина с народными развивающими играми – к вашим услугам. Кроме того, каждому посетителю предоставляется возможность «прокатиться» на самодельной лошадке, тело которой сделано из обычной толстой ветки, а голова – из пестрого полосатого носка, набитого ватой. Вот где начинается настоящее веселье, и навсегда забывается стереотип «музей – это скучно».

Третий зал Музея рассказывает об истории развития промышленной игрушки. Здесь можно и задержаться… Чего здесь только нет. Открывают экспозицию дореволюционные елочные игрушки, изготовленные по технологии «дрезденского картонажа» − вещи поистине уникальные. Далее перед вашими глазами появляется стенд с куклами эпохи «маленький Володька Ульянов» − эталоны детской красоты тех времен, а также немецкие куклы 30-х годов. Всевозможные конструкторы (металлические и деревянные), железные дороги, луноходы космических 60-х годов, пупсы, машинки и другие транспортные средства, красноармейцы, пионеры, балерины… Представлен также первый советский трансформер – деревянный конь, который превращается в трактор. Особенно ярко и выразительно «презентуют» советский период фабричные куклы 1930-1980 годов. Их коллективно-обобщенный образ стал элементом мировоззрения нескольких поколений советских людей. Они изображали профессии и, отвечая идейным запросам молодой советской страны, должны были помочь ребенку через игру получить основы трудового воспитания.

советские куклы национальный музей игрушки 1930 1980 годы

В экспозиции этого зала можно также увидеть Барби 1960-1980 годов. Интересно, что её история началась с порнографии. В конце 1950-х годов бульварная пресса сходила с ума по немецкой порнозвезде Лилли, которая даже обзавелась резиновым миниклоном. Последний продавался в магазинах «для взрослых», в барах и табачных лавках. Права на производство куклы купила американка Рут Хэндлер, владевшая вместе с мужем фирмой Mattel, производившей рамы для картин. Сохранив формы порнодивы, Рут превратила ее в «Барби» и в 1959 году выпустила в продажу. Успех был феноменальный: рамы были забыты, а у Барби появились родственники, подруги и Кены. Таким образом, известная кукла уже «разменяла шестой десяток».

Сегодня существуют несколько источников пополнения музейной коллекции. Это проведение конкурсов среди современных мастеров, а также подарки коллекционеров-любителей. Так, в экспозиции представлена кукла академика Богомольца, подаренная музею его невесткой. Это кукла немецкого производства начала ХIХ века, очень редкая и дорогая. Кроме того, по сей день продолжает работать созданная в 30-х годах Межведомственная комиссия по игрушкам. Она проводит санитарно-педагогическую экспертизу каждого нового образца игрушки, изготовленного в Украине. И, естественно, контрольный образец попадает в коллекцию Музея. Таким образом, музейное собрание непрерывно пополнялось на протяжении 70-ти лет, из чего можно сделать вывод о его полноте и богатстве.

«К нам приходят коллекционеры, которые считают, что у них очень хорошая коллекция, но здесь они в полном смысле слова теряют сознание», − рассказывает исполняющая обязанности директора музея Людмила Валентиновна Гладун. По словам Людмилы Валентиновны, в их отдаленных планах – создание игротеки, которая есть во всех западных музеях игрушек. «Чтобы не ходить по детским садам и не угадывать, какие игрушки сейчас наиболее привлекательны для детей, как это делается сейчас. Это можно проводить в игротеке, где под наблюдением психологов и педагогов мы могли бы услышать комментарии самих детей об игрушках и увидеть их реакцию», − говорит Людмила Валентиновна.

Равнодушных посетителей в музее игрушки не бывает: мужчины часами простаивают перед паровозиками и экскаваторами, бормоча «Это же МОЯ голубая машинка!..», а женщины вздыхают от кукол-школьниц. Что творится с детьми при виде стольких игрушек – это уже отдельная история.

Интересный факт. В Музее игрушки регулярно пополняется так называемая кунсткамера – собрание игрушек-уродов, которых опасно показывать детям как с эстетической, так и с психологической точки зрения. Неудивительно, что эти образцы не прошли педагогическую экспертизу, многие из них пугают даже взрослых людей. Возможно, в скором времени сотрудники Музея подготовят тематическую выставку этих игрушек. И, естественно, она будет иметь ограничение по возрасту «13+» или даже «16+»…

автор: Юлия Каминская, галерист

 

Две картины, украденные из Музея Ван Гога в 2002 году, изъяты полицией у главаря итальянской мафии

Две картины, украденные из Музея Ван Гога в 2002 году, изъяты полицией у главаря итальянской мафии

7 декабря 2002 года из Музея Винсента Ван Гога в Амстердаме были похищены картины «Вид на море у Схевенингена» и «Выход из протестантской церкви в Нюэнене».

Музей Уличного Искусства в Санкт-Петербурге: не имеющий аналогов в мире

Музей Уличного Искусства в Санкт-Петербурге: не имеющий аналогов в мире

Музей Уличного Искусства был основан в 2012-м году, расположен в промышленной зоне в восточной части Санкт-Петербурга. По масштабам и качеству собрания аналогов

КОММЕНТАРИИ

Ю от 15 сентября 2011 г. 12:51

Идеал НЕкрасоты =)

Л от 15 сентября 2011 г. 12:14

Талия - 45 см при росте 170 см - это почти невозможно. Если всё-таки девушка при росте 170 см обзаведётся талией 45 см, об объёмной груди она может и не мечтать, ведь грудь худеет в первую очередь... Таки получается несуществующий идеал крастоты.

Ю от 14 сентября 2011 г. 20:21

По подсчетам британских ученых, если бы Барби стала человеком, то при росте около 170 см ее вес был бы чуть меньше 50 кг, объем груди — 99 см, талии — 45 см, бедер — 84 см; нередко создателей Барби обвиняют в том, что ее неестественная красота, для многих ставшая эталоном, способствует распространению таких расстройств, как анорексия и булимия — поклонницы Барби, дабы стать похожими на своего кумира, садятся на голодные диеты, тратят деньги на пластические операции. Американка Синди Джексон сделала 55 пластических операций, чтобы стать «такой же», как Барби — в итоге «своей» у женщины осталась только нижняя губа. (с)

25 кадр от 14 сентября 2011 г. 16:11

А я полагал, Барби - это некий несуществующий идеал совершенства женских форм

  ИМЯ:    
    
E-mail:    
необязательно    
  ВАШИ КОММЕНТАРИИ:*    
Осталось символов: 

* На портале приветствуется самостоятельное мышление и не приветствуется оскорбление других пользователей. Просим максимально воздерживаться от ненормативной лексики.

Добавить Cancel
Дом Художников

 

НОВОЕ

История искусства рождается сегодня   О ПРОЕКТЕ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Центр Української культури та мистецтва

АВТОРСКИЕ ПРАВА

Копирование материалов портала 2queens.ru разрешается при наличии гиперссылки, открытой для индексации поисковыми системами, и уведомления о копировании материалов редакции портала 2queens.ru через почтовый ящик info@2queens.ru.