Адрес: Киев, Кловский спуск, 8 (вход со двора)
Режим работы: ВТ-ПТ с 10:00 до 18:00; СБ с 10:00 до 17:00; ПН и ВС — выходные.
Стоимость билета: детский — 5 грн., взрослый — 10 грн. Детям до 5 лет — вход бесплатный.
Экскурсия (группа до 15 человек) – 25 гривен. Экскурсию лучше заказывать заранее по тел. +38 (044) 253 54 00.
Государственный музей игрушки в Киеве – один из наиболее уникальных музеев столицы Украины. Идея его открытия возникла еще в 1933 году. Тогда было издано постановление Президиума ЦК ВКП (б) с предложением к Совету Народных Комиссаров СССР об организации музеев игрушек не только в Киеве, а и в Москве, Харькове, Тифлисе и Ташкенте. Закономерно, что именно в 30-х годах правительство решило взять под свой контроль, в том числе идеологический, производство игрушек. С этой целью создавались комитеты, в состав которых входили представители народных комиссаров, легкой промышленности, здравоохранения, а также других организаций, имеющих отношение к производству игрушек. Именно эти комитеты утверждали новые образцы игрушек, которые вскоре ставили на конвейер. Так возник Художественно-технический совет по игрушкам – предшественник современного музея. Начало его коллекции составили экспонаты первой профильной выставки 1936 года. То, что производилось на предприятиях, попадало на выставку. Последняя действовала при Наркоме просвещения, поскольку игрушка – это стратегический предмет воспитания ребенка с первых дней жизни.
Официально музей игрушки был открыт только в 2005 году, и сегодня находится под руководством Министерства образования и науки. Визуально музей небольшой – всего три зала. Но коллекция его совершенно уникальна и насчитывает около 15 тысяч музейных предметов. Из них всего несколько сотен находятся в экспозиции (из-за нехватки площадей, естественно), но эту проблему частично решает зал сменной экспозиции, где раз в полгода открывается новая тематическая выставка. Ближе к декабрю сотрудники готовят для посетителей волшебную новогоднюю выставку, а весной этот музей выставляет свои тематические собрания: куклы, настольно-полиграфические игры, мишки Тедди, игрушки hand made и т.д.

Второй зал посвящен украинской народной игрушке. Здесь предметы сгруппированы по этнографическим регионам Украины. Среди них можно увидеть, в частности, несколько десятков оригинальных кукол-мотанок. Эти незамысловатые куклы из ниток, лоскутов старой одежды, сена и кочанов кукурузы издавна делались (мотались) матерями для своих деток. Считалось, что игрушка, сделанная без единого укола иглы, «обеспечит» ребенку счастливую жизнь. А если ребёнок заболевал, то такую куклу закапывали в землю, чтобы и болезнь «ушла в землю». Многих удивляет, что таким куклам никогда не делали лицо. Его всегда заменял крест из ниток, символизирующий солнце, жизнь и возрождение. Это своего рода проявление народной мудрости, поскольку отсутствие конкретных черт лица развивало у ребенка образное мышление. То есть, такая кукла считалась мощным оберегом, а также развивала у девочек материнские чувства и навыки.
Кроме того, музей может похвастаться «вкусными» и натуральными игрушками из сыра. Эта уникальная техника существует исключительно на Украине, в нескольких карпатских селах, и находится на грани исчезновения. Отдельное место занимают соломенные игрушки, среди них знаменитый Соломенный бычок, которого узнает любой ребенок. Есть также разнообразные свистульки в виде животных и деревянные механические игрушки. Интересно будет увидеть миниатюрные образцы глиняной посуды, названные монетками. Экскурсоводы всегда спрашивают аудиторию, почему, по их мнению, они так называются. Ответ прост: родители получали такие копеечные игрушки на ярмарках от гончаров «на сдачу», и привозили их домой детям.
Именно в зале украинской традиционной игрушки сотрудники Музея практикуют прогрессивный педагогический метод “hands on”, то есть позволяют детям поиграть с игрушками. Конечно, вам не позволят трогать уникальные экспонаты, но специально отведенная корзина с народными развивающими играми – к вашим услугам. Кроме того, каждому посетителю предоставляется возможность «прокатиться» на самодельной лошадке, тело которой сделано из обычной толстой ветки, а голова – из пестрого полосатого носка, набитого ватой. Вот где начинается настоящее веселье, и навсегда забывается стереотип «музей – это скучно».
Третий зал Музея рассказывает об истории развития промышленной игрушки. Здесь можно и задержаться… Чего здесь только нет. Открывают экспозицию дореволюционные елочные игрушки, изготовленные по технологии «дрезденского картонажа» − вещи поистине уникальные. Далее перед вашими глазами появляется стенд с куклами эпохи «маленький Володька Ульянов» − эталоны детской красоты тех времен, а также немецкие куклы 30-х годов. Всевозможные конструкторы (металлические и деревянные), железные дороги, луноходы космических 60-х годов, пупсы, машинки и другие транспортные средства, красноармейцы, пионеры, балерины… Представлен также первый советский трансформер – деревянный конь, который превращается в трактор. Особенно ярко и выразительно «презентуют» советский период фабричные куклы 1930-1980 годов. Их коллективно-обобщенный образ стал элементом мировоззрения нескольких поколений советских людей. Они изображали профессии и, отвечая идейным запросам молодой советской страны, должны были помочь ребенку через игру получить основы трудового воспитания.

В экспозиции этого зала можно также увидеть Барби 1960-1980 годов. Интересно, что её история началась с порнографии. В конце 1950-х годов бульварная пресса сходила с ума по немецкой порнозвезде Лилли, которая даже обзавелась резиновым миниклоном. Последний продавался в магазинах «для взрослых», в барах и табачных лавках. Права на производство куклы купила американка Рут Хэндлер, владевшая вместе с мужем фирмой Mattel, производившей рамы для картин. Сохранив формы порнодивы, Рут превратила ее в «Барби» и в 1959 году выпустила в продажу. Успех был феноменальный: рамы были забыты, а у Барби появились родственники, подруги и Кены. Таким образом, известная кукла уже «разменяла шестой десяток».
Сегодня существуют несколько источников пополнения музейной коллекции. Это проведение конкурсов среди современных мастеров, а также подарки коллекционеров-любителей. Так, в экспозиции представлена кукла академика Богомольца, подаренная музею его невесткой. Это кукла немецкого производства начала ХIХ века, очень редкая и дорогая. Кроме того, по сей день продолжает работать созданная в 30-х годах Межведомственная комиссия по игрушкам. Она проводит санитарно-педагогическую экспертизу каждого нового образца игрушки, изготовленного в Украине. И, естественно, контрольный образец попадает в коллекцию Музея. Таким образом, музейное собрание непрерывно пополнялось на протяжении 70-ти лет, из чего можно сделать вывод о его полноте и богатстве.
«К нам приходят коллекционеры, которые считают, что у них очень хорошая коллекция, но здесь они в полном смысле слова теряют сознание», − рассказывает исполняющая обязанности директора музея Людмила Валентиновна Гладун. По словам Людмилы Валентиновны, в их отдаленных планах – создание игротеки, которая есть во всех западных музеях игрушек. «Чтобы не ходить по детским садам и не угадывать, какие игрушки сейчас наиболее привлекательны для детей, как это делается сейчас. Это можно проводить в игротеке, где под наблюдением психологов и педагогов мы могли бы услышать комментарии самих детей об игрушках и увидеть их реакцию», − говорит Людмила Валентиновна.
Равнодушных посетителей в музее игрушки не бывает: мужчины часами простаивают перед паровозиками и экскаваторами, бормоча «Это же МОЯ голубая машинка!..», а женщины вздыхают от кукол-школьниц. Что творится с детьми при виде стольких игрушек – это уже отдельная история.
Интересный факт. В Музее игрушки регулярно пополняется так называемая кунсткамера – собрание игрушек-уродов, которых опасно показывать детям как с эстетической, так и с психологической точки зрения. Неудивительно, что эти образцы не прошли педагогическую экспертизу, многие из них пугают даже взрослых людей. Возможно, в скором времени сотрудники Музея подготовят тематическую выставку этих игрушек. И, естественно, она будет иметь ограничение по возрасту «13+» или даже «16+»…
автор: Юлия Каминская, галерист