Безусловно, современный гуманный человек сочтет скифские обряды и обычаи дикостью. Даже во время поверхностного ознакомления с ними трудно не содрогнуться. Но при этом важно понимать, что скифы, как и мы с вами, − дети своего времени.
на фото: Скифский лучник (иллюстрация М. Горелика)
Вероятно, через
две тысячи лет наши потомки расценят историю ХХ века как эпоху жестокости и беспросветного
варварства. А поэтому давайте воздержимся от преждевременных выводов и
попробуем взглянуть на скифские обычаи трезво и цинично (то есть, называя вещи
своими именами).
Для начала
напомним, что скифы населяли степи между нижними течениями Дуная и Дона,
включая Северное Причерноморье и Крым в VII-III веках до н.э. Были они
потомственными кочевниками и отличными воинами. Ловко держались в седле (и это
при отсутствии стремян!) и прицельно стреляли из лука. Скифы не щадили врагов,
сами при этом оставались неуловимыми. У них не было ни городов, ни укреплений.
Они неделями могли передвигаться на конях, перевозя свои пожитки и семьи в
кибитках. В таких жестких условиях у скифов сформировалась интересная система
ценностей, отличающая их от многих других варварских народов.
Наиболее
почитаемым богом у скифов был, естественно, покровитель военного ремесла Арес.
Он был единственным богом, которому воздвигали своего рода храмы. В каждой
округе воины насыпали из хвороста холм с площадкой наверху, на которой водружали
железный меч – кумир Ареса. Его регулярно окропляли кровью животных в качестве
жертвоприношения. Кроме того, из каждой сотни пленников отбирали одного
человека, окропляли ему голову вином и закалывали его над сосудом. Кровью,
опять-таки, поливали меч на холме. Затем жертве отрубали правую руку и,
завершив обряд, удалялись.
Как сообщает
Геродот, военные обычаи скифов следующие. Когда скиф убивал первого врага, он
пил его кровь. Головы всех убитых им в бою врагов скифский воин приносил царю.
Ведь только принесший голову врага получал свою долю добычи, а иначе – нет.
Кожу с головы
врага сдирали следующим образом: на голове делали кругом надрез около ушей,
затем хватали за волосы и вытряхивали голову из кожи. Потом кожу очищали от
мяса бычьим ребром и мяли ее руками. Выделанной кожей скифский воин пользовался,
как полотенцем для рук, привязывал к уздечке своего коня и гордо щеголял ею. У
кого было больше всего таких кожаных полотенец, тот считался самым доблестным
мужем. Иные даже делали из содранной кожи плащи, сшивая их, как козьи шкуры.
Другие из содранной вместе с ногтями с правой руки вражеских трупов кожи
изготовляли чехлы для своих колчанов.
Ценились в быту и
черепа. Но не все подряд, а только черепа злейших врагов. Сначала их отпиливали
до бровей и вычищали. Затем покрывали снаружи сыромятной кожей, а внутри –
позолотой, и употребляли вместо чаши. Подобная участь настигала и родственников
скифа-воина в случае ссоры с ними и соответственного решения суда. При
посещении уважаемых гостей хозяин выставлял такие черепа и напоминал гостям,
что эти родственники были его врагами, и что он их одолел. Такой поступок у
скифов считался доблестным деянием.
Когда умирал скифский
царь, его тело сорок дней возили по всем областям для прощания. Жители каждой
области, куда привозили тело царя, отрезали кусок своего уха, обстригали в
кружок волосы на голове, делали кругом надрез на руке, расцарапывали лоб и нос
и прокалывали левую руку стрелами. Затем отправлялись вслед за повозкой, чтобы
проводить царя в последний путь. Хоронили скифы своих царей и воинскую элиту в
местности под названием Герры. Для погребения выкапывали глубокую яму, туда
клали тело покойника и накрывали его циновками. В остальном обширном
пространстве могилы погребали одну из наложниц царя, предварительно задушив ее,
а также виночерпия, повара, конюха, телохранителя, вестника, коней (иногда по
365 штук, «на каждый день»), первенцев других домашних животных. Сверху
насыпали высокий курган (чем знатнее покойник, тем курган, естественно, выше),
а на нем справляли тризну с огромным количеством вина и мяса (по нескольку
килограмм на человека).
Через год на
могиле царя вновь совершались поминальные обряды. Для этого среди его самых
усердных слуг отбирали 50 юношей и убивали их путем удушения (считалось большой
честью умереть для своего царя!). Затем также убивали 50 коней, закрепляли их
тела вокруг кургана, а на них с помощью шестов «усаживали» трупы юношей. Эти всадники
составляли стражу царя на том свете.
После похорон
скифы себя очищали следующим образом. Голову умащали и промывали, а тело очищали
паровой баней. Для этого скифы вешали на треногу чан, клали в него раскаленные
камни и обтягивали эту конструкцию войлоком. Что происходило потом, красочно
описывает Геродот: «Взяв конопляное семя, скифы подлезают под войлочную юрту и
затем бросают его на раскаленные камни. От этого поднимается такой сильный дым
и пар, что никакая эллинская паровая баня не сравнится с такой баней.
Наслаждаясь ею, скифы громко вопят от удовольствия».
Но особым
достижением скифов в области общественно-духовных отношений является
побратимство как наивысшая степень проявление дружбы. «Все договоры о дружбе, – пишет Геродот, – освященные клятвой, у скифов
совершаются так. В большую глиняную чашу наливают вино, смешанное с кровью
участников договора (для этого делают укол шилом на коже или маленький надрез
ножом). Затем в чашу погружают меч, стрелы, секиру и копье. После этого
произносят длинные заклинания, а затем как сами участники договора, так и
наиболее уважаемые из присутствующих пьют из чаши». Чрезвычайная актуальность этого обычая была обусловлена способом жизни
скифов. В условиях военного времени верный и преданный побратим ценился намного
выше, чем, к примеру, жена и дети. Ведь
можно взять себе новую жену и родить с нею детей, а побратим – один на всю жизнь.
|
Скифы-побратимы (золото, IV в. до н.э, курган Куль-Оба) |
Скифов можно
осуждать, ими можно восторгаться. Но точно известно следующее. Они глубоко и
пышно почитали своих богов, царей и героев, доблестно воевали и защищали свои
земли, превыше всего ценили дружбу и были готовы отдать жизнь, чтобы спасти
побратима.
автор: Юлия Каминская