На протяжении столетия со дня её казни в Париже имя исполнительницы экзотических танцев Маргарет МакЛеод, известной всему миру как Мата Хари, было синонимом женской измены. Её осудили во Франции за передачу секретных материалов врагу во время Первой мировой войны, а судья даже провозгласил Мату Зари «величайшей женщиной-шпионом века» за то, что переданная ею информация послужила причиной смерти 20,000 солдат. Статус Маты Хари как разведенной женщины и иностранки, которая не скрывала своих связей с мужчинами разных национальностей, сделали её идеальным козлом отпущения в 1917 году.
О Мата Хари никогда не вспоминают как о матери. Но в честь 100-го юбилея со дня её смерти голландский издатель выпустил удивительную подборку писем, в которых раскрывается доселе невиданная материнская сторона её характера. Под редакцией Лоренса Олдерсма в книге зафиксирована её борьба за возможность нормальной жизни с дочерью после мучительного замужества. Однако без финансовой поддержки она столкнулась с жестоким выбором между нищетой или принятием, как она выразилась, «дороги к гибели».

«Письма делают ее намного более человечной»,
- говорит Ив Рокур, куратор выставки о Мата Хари в музее Фрис в её родном городе Леуварден. - «Она достойна восхищения, так как смогла восстановить свою жизнь даже тогда, когда та рушилась на части. Рокур утверждает, что её способность преодолевать трагедию и возрождать себя играет ключевую роль в понимании её характера: «Она сильная женщина, независимо от того, что вы думаете о её действиях».
Маргарета Гертруда Зелле родилась в 1876 году в Нидерландах. Несмотря на то, что ее семья была достаточно зажиточной, а отец владел магазином, его спекуляция с нефтяными акциями закончилась финансовой катастрофой и, без гроша за душой, он покинул страну. Мать Маргарет умерла, когда ей было всего 15 лет и девочку отправили жить к родственникам, навсегда разлучив с двумя младшими братьями. В возрасте 18 лет Маргарет Зелле ответила на газетное объявление в разделе знакомств, а спустя четыре месяца вышла замуж за Рудольфа «Джон» МакЛеода. капитан Ост-Индии, он был почти вдвое старше своей невесты и имел сильное пристрастие к спиртному. По словам родственников «она перешла из рук хамского отца в руки хамского мужа».

Семейная жизнь не заладилась с самого начала. После рождения в 1897 году сына Нортона они переехали на остров Яву (голландская Ост-Индия), где Маргарет четыре года жила в военных гарнизонах. Но в 1898 году после рождения дочери Нон семью ждала трагедия. Сын Маргарет скончался по невыясненным причинам. Некоторые источники сообщают, что из-за злости на отца семейства горничная отравила обоих детей, но девочке с трудом удалось выжить. Эта смерть ещё больше усугубила и без того напряженные отношения в семье. Несмотря на то, что в 1900 году Рудольф мог уйти в отставку и получать военное пособие, он отказался от этого и они вернулись в Голландию. Спустя два года Маргарет и Рудольф развелись.
До недавнего времени биографам Маты Хари были доступны лишь протоколы допроса Маргарет, которые привели к суду по обвинению в шпионаже, и письма, которые она писала в тюрьме, и которые позже были переданы во французский военный архив. Новая коллекция писем «Не думай, что я плохая: Маргарета Зулле перед Мата Хари (1902-1904)» показывает, что так называемая «роковая женщина», которая танцевала в Ла Скала в Милане, в опере в Париже и во многих частных салонах Европы на самом деле имела ярко выраженную неприязнь к сексу.
«Мой собственный муж привил мне такую неприязнь к сексуальным вопросам, что я до сих пор не могу этого забыть»,
- писала Мата Хари в подтверждение этому. Более того, во время жизни в голландской Ост-Индии Рудольф заразил её сифилисом и, в качестве предосторожности, их дочь подверглась лечению ртутью.

Маргарет и Рудольф развелись в 1902 году, и ей досталась опека над дочерью. Но когда бывший муж отказался выплачивать пособие, ранее юридически оформленное, она написала своему двоюродному брату Эдварду, который в их разводе выступал в качестве посредника. В этой переписке отчетливо видно, как она пыталась сберечь дочь всеми силами, но без семейных связей и с тем, что большинство профессий были недоступны для женщин, шансов было мало. Маргарет была вынуждена вернуть Нон отцу и уехать в Париж. Позже она писала:
«Я думаю, все женщины, которые сбежали от своих мужей, отправились в Париж».
Обосновавшись в Париже, она не переставала скучать по Нонни и вновь написала Эдварду. В письме она объяснила, что примирение, на котором настаивал её бывший супруг совершенно невозможно из-за его оскорбительного поведения. «В один из воскресных дней, пьяный и в бешенстве, он чуть было не убил меня ножом для хлеба, - писала Мата Хари. - Я обязана своей жизнью стулу, который упал и тем самым дал мне время найти дверь и позвать на помощь». По словам Маргарет Рудольф страдал тем, что одни называют тропической лихорадкой, а другие просто садизмом.

Она по-прежнему чувствовала себя одинокой без Нон.
«Я очень хорошо устроилась здесь в Париже, - писала она, - но я не могу ничем наслаждаться, пока я вдали от своего ребенка. В случае если я буду точно уверена, что никогда уже не смогу заботиться о ней, как о своей дочери, меня перестанет волновать это, и я отброшу всё в сторону».
Она всячески старалась зарабатывать деньги» давала уроки игры на фортепиано, преподавала немецкий язык, подавала заявку на работу в качестве дамского компаньона и модели в универмаге. Менее престижной, но зато более выгодной, была работа натурщицы для таких художников Монмартра как Эдуард Биссон, Октав Денис Виктор Гильоннет и Фернанд Кормон, которые помогли ей получить важные контакты в мире искусства.
В своём последнем письме из коллекции «Не думай, что я плохая» датированном 28 марта 1904 года Маргарет пишет о том, что временно вернулась в родную Голландию, но в тоже время постоянно думает о самоубийстве после потери «моего ребенка, моего дома, моего комфорта». Вскоре она находит временные средства для существования - небольшую роль в театральной постановке. Хотя позже Мата Хари сама призналась, что спала с мужчинами за деньги.
«Не думай, что я плоха в душе, - писала она Эдварду. - Я сделала это только из-за бедности».

По мере приближения к столетию со смерти Маты Хари интерес к ней стал резко возрастать. Недавно вышел роман «Шпионка» Пауло Коэльо, новый балет Теда Брандсена и выставка в музее Фрис посвященные танцовщице и шпионке. Возможно, письма, более показывающие человеческую сторону этой женщины, как жертвы домашнего насилия, а также исторические обстоятельства, смогут, наконец, развеять мифы вокруг личности Маты Хари.