«Каннская пальмовая ветвь» за лучший сценарий, «Золотой глобус» за лучший фильм на иностранном языке, а сейчас еще и номинация на «Оскар» - и это далеко не все награды, в которых представлен фильм «Левиафан» Андрея Звягинцева. Высоко оцененный на Западе, но недооцененный у себя на Родине, фильм о людях везде и всегда должен выйти на широкий российский экран 5 февраля. Что же послужило такому ажиотажу вокруг «Левиафана»? Попробуем разобраться.
Фильм рассказывает о самом обычном человеке, Николае, жизнь которого начинает рушиться на глазах у зрителей под давлением местных властей, которые намерены отобрать у него всё в собственных, корыстных целях. Главные роли в фильме исполнили Алексей Серебряков, Елена Лядова и Роман Мадянов.
«Левиафан» открывается нам великолепными пейзажами и классической музыкой, что, поначалу, очень напоминает зрителю библейские мотивы, заявленные в названии, но потом мы видим эту притчу на современный лад и приходим к совсем иным выводам.

Кадр из фильма «Левиафан»
Толчком для создания фильма стала история американского сварщика, который в 2004 году решил отомстить местным чиновникам и снес с помощью бульдозера дюжину административных зданий, после чего застрелился.
Название «Левиафан» родилось у режиссера не сразу, а лишь после создания уже основных очертаний сюжета, и появилось довольно спонтанно. Но и в тот момент Андрей Звягинцев еще не совсем осознавал всего вложенного в это название смысла. Когда он впервые поделился названием фильма, то ему тут же дали отсылку к труду Гоббса, в котором левиафан сравнивается со всепоглощающей государственной машиной. Именно это и есть одна из ключевых идей фильма. Хотя, картина «Левиафан» многогранна и поднимает в себе множество как социальных, так и личных проблем.
Фильм можно условно поделить на несколько частей, каждая из которых посвященная не столько отдельной части повествования, сколько конкретным персонажам. И зритель сможет это увидеть и по съемке в фильме, ведь в то или иное время на экране будет ярко показан персонаж, показан так, чтобы зритель смог ощутить все внутренние его переживания и ход мыслей.

Кадр из фильма «Левиафан»
«Левиафан» стал настоящим прорывом российского кинематографа (шутка ли, второй фильм в российской истории, получивший «Золотой глобус»), и, казалось бы, должен бы был стать большой гордостью для России. Но, к удивлению многих, на отечественном телевидении новость о его победе на «Золотом глобусе» прошла малоосвещенной — в новостях об этом событии упомянуто лишь вскользь, а самого режиссера экран и вовсе не показал. По словам самого режиссера, Андрея Звягинцева, из официальных лиц никто даже не поздравил его с победой. Хотя, еще до начала съемок фильм заручился поддержкой Министерства культуры РФ. Сам же министр культуры Владимир Мединский, который согласился поддерживать этот проект, конструктивного анализа ленте не дал, а лишь упомянул о том, что фильм оставил достаточно «сложное» впечатление, и раскритиковал использование нецензурной лексики и постоянного потребления алкоголя на экране.
Это не первый фильм режиссера, который довольно спорно воспринимается публикой. Его предыдущие работы («Возвращение», «Изгнание», «Елена») тоже неоднозначно были восприняты критиками. И причины тому подобны. Недовольство «Левиафаном» в России вызвало по большей части то, что он показывает тёмную сторону российского бытия: бесчинство чиновников, пьянство, мат и тому подобное. Также освещение российской православной церкви не добавило ему рейтинга на Родине. Режиссера обвинили в том, что он пошел на поводу у западноевропейских стран и создал картину, которую те так хотели видеть - мрачной, умирающей Росси. Но сам режиссер категорически не согласен с этим мнением. В интервью Ксении Собчак на телеканале «Дождь» он рассказал, что многие иностранные зрители увидели в этом фильме свои страны и откровенно ему об этом рассказывали.

Кадр из фильма «Левиафан»
По словам Андрея Звягинцева, это фильм не столько про российскую действительность, сколько про людей в целом, про человечков. Особенно гордится режиссер тем, что после показала фильма на Каннском кинофестивале к нему в толпе подошел Вернер Херцог, достаточно авторитетный в немецком кинематографе человек, и сказал: «Это фильм обо всех нас. Это великий фильм».
Множество подтекстов, социальные проблемы, великолепная работа режиссера, оператора и актеров, а всё, о чём ведутся дискуссии, так это, где же положительный герой, где хеппи-энд, почему одна безысходность. «Позитивного финала быть и не может», - говорит создатель фильма. По его мнению, зрители привыкли к шаблонности в кино: есть добро, есть зло и добро должно победить. Но на экране этого не происходит, так же, как этого не происходит и в жизни. Звягинцев считает, что именно этот фильм нужен его стране, чтоб научиться анализировать, критически смотреть на всё, и видеть всю многогранность России. Писатель Дмитрий Быков, которому, в целом, фильм не очень понравился, сказал следующее: «Картина "Левиафан" похожа на Россию: в ней прекрасные пейзажи и очень мало смысла». Ведь на фоне этой страшной и безысходной жизни показаны великолепные картины природы, чтобы подчеркнуть красоту мира, чтобы показать, что пусть в этой истории всё и потеряно, но это еще не повод сдаваться.

Кадр из фильма «Левиафан»
«Золотой глобус» считается своеобразной разминкой перед вручением «Оскара» и второй по престижности наградой в мире кино, присуждается Ассоциацией иностранной прессы Голливуда с 1944 года. Последним российским (советским) фильмом, который до «Левиафана» удостаивался «Золотого глобуса», была «Война и мир» режиссера Сергея Бондарчука 1965-1967 годов. Фильм завоевал награду в 1969 году.
Напомним, что премьера в России запланирована на 5 февраля 2015, но, в связи с действующим законодательством РФ, зрители смогут увидеть только цензурированную версию. Какой она будет - пока не известно. Но, режиссер рад, что его работа дойдет до зрителя, пусть даже в неполном виде. Для режиссера этот фильм стал самым трудным из всех его работ и принес наибольший успех. «Левиафан» признан во всем мире шедевром кинематографа и входит во многие рейтинги лучших фильмов прошедшего года. Вне зависимости от того, дадут ли ему «Оскар» или нет, он всё равно является одной из достойнейших робот современного российского кино.
автор: Елена Яковлева
