Приближается период угадывания на следующий год, и начинается он не с Андрея Первозванного, как полагают многие, а с праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), в народе – Введение (“Введення” − укр.).
Считалось, кто в этот день первым войдет в дом, тот будет первым “полазником” на новый хозяйственный год. Согласно народным поверьям, первый полазник приносит в дом счастье или неудачу. Если первым в дом войдет молодой красивый мужчина, а к тому же с деньгами, − хорошая примета: целый год в доме будут все здоровы и будут “водиться” деньги. Хуже всего, если в дом войдет старая больная женщина – тогда “добра не жди”. Плохой приметой было в этот день занимать деньги. Поэтому хозяйки старались не пускать в дом “нежеланных гостей”. В конце концов, люди, в особенности, старые, и сами остерегались в этот день ходить в гости.
С Введением связаны также многие обряды с водой. В некоторых местностях бытовал древний обычай “святить воду”. Вечером шли к тому месту, где сливались три ручья, или набирали воду в трех колодцах и дома “пропускали ее через огонь” (к примеру, переливая ее между двумя горящими поленьями). В народе верили, что такая вода − “святая”, ею можно излечить болезнь, прогнать злые силы, в частности, ведьм, или приворожить парубка.
Народное названия праздника – “Ви’діння” − произошло от поверья, что в этот день Бог отпускает праведные души, чтобы они могли посмотреть (“повидіти”) свое тело. Потому в день Введения остерегались копать землю, стирать белье, мять лен – “иначе можно придавить душу”.
Главный среди многочисленных женских праздников − день Cвятой Великомученицы Катерины (7 декабря), день женской судьбы (Долі). Накануне этого праздника когда-то парни придерживались поста, чтобы Бог послал им добрую жену.
Образ Катерины, как защитницы женской судьбы, можно найти у многих славянских и европейских народов. Хотя французы считают ее покровительницей старых дев. В одной заметке в “Нью-Йорк Гералд Трибюн” за 27 февраля 1946 года говорится: “Утром этого дня (25 декабря – авт.) все незамужние парижские девушки старше 25 лет одевают шляпки, украшенные желтыми и зелеными лентами, которые означают надежду на замужество, и выходят группами на улицу. Веселые “катеринетты”, как называют этих девушек, гуляют по улицам, поют, а в одной из церквей правится Служба Божья, и архиепископ благословляет старых девушек. Днем веселые процессии несут цветы к памятнику св. Катерины, а вечером девушки развлекаются. В этот день старым девам позволены многие вольности: за старой традицией мужчины могут целовать на улице девушек в желто-зеленых шляпках; но никто не удивляется, когда и “катеринетты” охотно целуют парней…”.
 |
“Святочное гадание” Пимоненко Николая Корниловича |
Украинские же девушки накануне Катерины ворожили. Делали это так: втайне отламывали в соседских садах несколько вишневых веточек и ставили их в воду; если к Рождеству или к Меланкам (13 января) веточки зацветут – то в этом году их обладательница выйдет замуж. Если соцветий не появится, весной девушке придется Покрову умолять: “Свята мати, Покрівонька, покрий мою голівоньку”.
Вечером на Катерины девушки собираются в одном доме и варят общий ужин – борщ и кашу (повседневную украинскую еду). Приходят парубки, начинаются развлечения. Танцевать нельзя – пост, но весело и без танцев – смех, песни… В полночь, перед “петухами”, девушки берут горшочки с ужином, покрывают их новыми рушниками (не полотенцами) и идут “зазывать судьбу”. Каждая из девушек, прежде хорошенько постучав в ворота макогоном (деревянной “битой” для перетирания мака в специальном глиняном горшке – макитре) залазит по очереди на ворота, держа в руках горшочек с кашей и борщом, и три раза зовет: “Доле, доле, йди до мене вечеряти!”. Если в этот момент запоет петух – судьба отозвалась; если же нет: “Доля оглугла, не чує мого голосу”. Печалится девушка и проклинает судьбу: “Щоб ти зозулі не чула, блуднице моя!” Но это еще полбеды, ели судьба оглохла. Хуже, если звезда с неба упадет. “Погасне доля!” − перепугано шепчут девушки.
День Андрея Первозванного (13 декабря) был логическим продолжением праздников, когда парни и девушки подыскивали себе пару для будущей супружеской жизни. И хотя Андрей Первозванный – христианский святой, но в народной традиции обычаи и обряды в этот день имеют древний, дохристианский характер: угадывание будущего, заклинания, ритуальное кусание “калеты”.
 |
“Ворожба” Николая Пимоненко |
Издавна в ночь накануне “Андрея” девушки гадают. Вот несколько известных способов узнать свое будущее:
1. Вечером девушки собираются в одном доме и пекут балабушки – небольшие круглые булочки из белой муки. Воду для них девушки носят из колодца – не ведром или кринкой, а… ртом. Носят так, чтобы парни не видели, ведь для тех лучше нет забавы, чем смешить девушек, чтобы они воды во рту не удержали. Откупиться от парней можно было только макитрой вареников с капустой. Парни отступали и шли к шинкарю по горилку.
Когда балабушки испекутся и остынут, каждая девушка обозначает свою балубушку цветной ниткой. Потом они раскладывают их на полу, на рушнике, и пускают в дом голодного пса, и пес “решает судьбу”. Чью балабушку проглотит первой – та девушка первой выйдет замуж, чью не тронет – та будет еще год в девках сидеть. Иногда пес брал балабушку и шел с ней в темный угол – так и судьба занесет девушку в чужие края, в дальние села. Хуже всего, если пес не съест балабушку, а только надкусит и бросит – тогда будущая супружеская жизнь распадется, говорили люди.
2. Бегают девушки под окнами и слушают… Если услышит девушка, к примеру, “Сядь, Іванку!” − год еще в девках сидеть. Если же в доме позовут: “Іди, Грицю, води принеси!” − это добрый знак, он предвещает свадьбу.
3. Но девушке мало знать, что она скоро выйдет замуж, она еще хочет разведать, будет ли в паре со своим суженым (понимаем, что “выйти замуж” и “быть в паре” − к сожалению, разные понятия). Поэтому поздно вечером девушка набирает в подол семена конопли, выходит за дом, сеет по снегу и припевает: “Андрію, Андрію/ Конопельку сію/ Спідницею волочу /Заміж вийти хочу”.
Потом набирает горсть снега там, где сеяла конопли, заносит в дом и считает семена: если каждая семечка имеет пару – хорошо, если нет – плохой знак.
4. Интересовалась девушка и тем, какой характер будет у ее будущего мужа. Чтобы это угадать, она брала немного пшеницы, наливала в мисочку воды и ставила зеркальце. Потом запускала в дом петуха и следила за ним: если петух напьется воды – муж будет пьяницей, клюнет пшеницы – хозяином, а если посмотрит в зеркало – панычом или, попросту, лентяем.
5. А чтобы узнать имена будущих мужей, девушки бегали по улицам и спрашивали имена первых встречных мужчин. Какое имя назовет мужчина – так и мужа будут величать.
6. Девушка хотя бы во сне хотела видеть, как тот муж выглядит. Для этого есть такое гадание: ложась спать, девушка снимала с себя крайку (пояс), делала из нее крест и клала его под голову, шепча такие слова: “Живу в Києві на горах/ Кладу хрест в головах/ З ким вінчатись, з ким заручатись/ З тим і за руки держатись”. Если во сне к ней пришел парубок и повел ее под венец, значит, это и есть суженый.
 |
К. Маковский “Святочные гадания” |
Вечером, но уже на “Андрея”, парни и девушки сходятся вместе в одном доме. Дом этот должен быть просторным, чтобы было, где разбежаться для кусания “калеты”. С этого кусания калеты и начинается “Андреевский вечер”.
Калета – это большой корж из белой муки. Пекут калету девушки все вместе, сколько бы их ни было, каждая должна принять участие в процессе приготовления. Тесто сладкое, с медом. Сверху калету украшают сушеными вишнями или изюмом. Пекут в печи и запекают так, чтобы отгрызть кусок было непросто, словом, в сухарь. Посредине – дырка, в дырку продевают красную ленту и подвешивают калету к сволоку (самой большой балке) посреди дома.
Подвешивают высоко, чтобы парни не могли легко к ней подпрыгнуть. Попытать счастья и попробовать укусить калету могли не все парни, а только те, которые выдержат шутки стража, “пана Калетинского” и не засмеются. В конце концов, нетронутую калету делили между парнями и девушками поровну, причем, парни должны были дать девушкам денег “на стрічки” за что, что калита была вкусная и сладкая.
После этого все садятся за стол и начинается ужин. Ужин готовят девушки, а парни покупают медовуху или наливку. Все блюда непременно постные, а первой подается обещанная макитра вареников с капустой. Во время ужина девушки иногда наливали в блюдце горилки, клали на дно перстень и предлагали своим парням достать их губами. Если парень достанет, и нос не намочит – значит, женится и будет счастлив.
Ночь накануне “Андрея” − единственная ночь в году, когда парням прощаются многие шалости. К примеру, если парень сердится на отца своей девушки (тот не отпускает дочь гулять на всю ночь и тому подобное), то такого отца надо “проучить”. Парень подговаривает друзей, ставит могорыч и… парни гуляют! Отцы знают об этом, сами так гуляли в свое время, поэтому утром не удивляются, если у них телега на крыше стоит или ворота в реке плавают. Известен случай, когда особо “обиженный” парубок разобрал будущему тестю сарай… А что поделаешь? Парубоцкое право.
Вот так коротали долгие зимние вечера и готовились к встрече нового года предки многих из нас. У них не было нарядных елок, не было телевизоров, “огоньков”, “старых песен о главном” и тому подобных продуктов массовой культуры. Зато они свято верили, что грядущий год непременно принесет кому – богатый урожай и достаток, кому – сватов и жениха, кому – ребеночка.
автор: Юлия Каминская