Собор Святой Софии в Константинополе - самое амбициозное строительство христианского мира, завершённое вопреки мятежам, пожарам и землетрясениям.
Самый известный православный храм в мире имеет много названий: Собор Святой Софии – Премудрости Божией, Святая София Константинопольская, Айя-София. С 557-го до 1453-го года он служил патриаршим православным храмом, впоследствии был превращён в мечеть, а с 1935-го года является музеем. Официальное название памятника сегодня – Музей Айя-София. Это всемирно известный памятник византийского зодчества, в 1985-м году в числе других памятников исторического центра Стамбула внесённый в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В 532-м году в Константинополе – столице Византийской империи – разгорается народное восстание “Ника”, опасное для императора Юстиниана I и для всей императорской власти. В ходе восстания пожары уничтожают старый храм в Константинополе. Через 40 дней после его гибели император Юстиниан I начинает строительство нового храма, тем самым убивая двух зайцев – получает возможность оставить след в архитектуре города и сдержать волнения в городе, ведь крупная стройка могла занять безработные массы.
Для реализации своего амбициозного замысла император выкупает у владельцев ближайшие участки земли и приказывает снести находившиеся там здания. Для организации строительных работ приглашает двух инженеров-механиков – Исидора Милетского и Амфимия Тралльского. Под их руководством ежедневно работает по 10 тысяч человек.
В ходе экспериментов было решено возводить храм на основе квадрата со стороной в 31 метр. Исходя из этого параметра, диаметр купола над храмом должен был быть огромным. Для создания грандиозного купола механики искали лёгкий и прочный материал, иначе купол мог бы обвалиться под собственным весом. И такое решение было найдено: глину для кирпичей поставляли из Родоса, но сами кирпичи обжигали в Константинополе, и при низких температурах, что обеспечивало их лёгкость. Кроме того, для скрепления кирпичей между собой в больших количествах использовался раствор из той же родосской глины. Таким образом, купол состоял больше из лёгкого раствора, чем из кирпича.
Но ведь как-то нужно было установить круглый купол на квадратное основание нефа. Для этого Амфимий и Исидор приняли революционное на тот момент решение – использовали между четырьмя арками нефа так называемые тромпы, обеспечивающие куполу круглую основу и служащие для перенесения веса купола на колонны-опоры, отводя вес в землю. Подобных зданий на тот момент не существовало.
Но всё равно широкие арки создают сильное горизонтальное давление вверху здания. И механики идут на хитрость – добавляют к центральному нефу боковые нефы с полукуполами, поддерживающими арки, компенсируя давление основного купола и являясь подпорками для четырёх колонн.
Юстиниан требует для своего храма самого лучшего, но строители никак не укладываются в рекордно короткое время, установленное императором. При возведении купола сказались фундаментальные просчёты: опоры вдруг начали расходиться, готовые упасть. Вследствие этого арки потеряли свою правильную полукруглую форму. Это заметно и сегодня, как и то, что колонны несколько выгнуты. Чтобы спасти храм, к нему были пристроены внешние подпорки-контрфорсы. Дополнительные подпорки достраивались ещё в ІХ, ХІІІ и XVI веках. Но здание навсегда было деформировано. Поэтому, на деформированной овальной основе архитекторы, подгоняемые императором, возводят менее прочный эллиптический купол.
Интерьер первого собора Юстиниана выглядел гораздо менее броско, чем сегодня. Многие мозаики были созданы века спустя, после эпохи иконоборчества. В частности, портреты императора и его семьи, изображения Христа и Богоматери украсили храм значительно позже. В соборе VI века преобладали простые мозаичные изображения креста на золотом фоне.
27 декабря 537 года состоялось торжественное открытие Собора. “Славься, Господь, позволивший мне завершить эту работу. Соломон, я превзошёл тебя!”, − таковы были слова Юстиниана, впервые вошедшего в завершённый храм.
Но здание оставалось опасным, и спустя 20 лет, в 557-м году землетрясение раскололо непрочный купол. В 558-м году часть перекрытий над алтарём обрушилась. Современные учёные выяснили, что просчёт архитекторов заключался в отсутствии запаса прочности в здании храма. Устранить ошибки своих предшественников берётся племянник Исидора – Исидор младший. Он изменяет ширину купола, что гарантирует его целостность. Успех Исидора младшего также напрямую зависит и от неторопливости. Он реконструирует купол на протяжении четырёх лет. Результат такого основательного подхода налицо − новый купол простоял более 1400-х лет.
В 1453-м году Константинополь был захвачен турками Османской империи и переименован в Стамбул. Храм Святой Софии был превращён в мечеть Айя-София, к нему было достроено 4 минарета, призывающих правоверных к молитве. В 1847-м году султан Абдул-Меджид I поручил архитекторам Гаспару и Джузеппе Фоссати провести реставрацию Айя-Софии, которой угрожала опасность обрушения. Реставрационные работы продолжались два года.
В 1935-м году, согласно декрету Ататюрка, Айя-София стала музеем, а фрески и мозаики были очищены от скрывавших их слоёв штукатурки. В 2006-м году в музейном комплексе было выделено небольшое помещение для проведения мусульманских религиозных обрядов сотрудниками музея.
Такова история одного из прекраснейших храмов, послужившего примером для строительства большинства церквей и соборов православного мира.
автор: Юлия Каминская, галерист
"Титаник" - считался непотопляемым, а название космического корабля "Челенджер" - переводится как вызов. Вот, пожалуйста, "Соломон, я превзошел тебя!" - и имеют землетрясение на свою голову...
Очень познавательная статья; хотелось бы увидеть мозаики Собора.
Да, согласна, статья очень познавательная! Спасибо большое! Давно хочу поехать в Стамбул, очень меня привлекает этот город)
На портале приветствуется самостоятельное мышление и не приветствуется оскорбление других пользователей. Просим максимально воздерживаться от ненормативной лексики.