22 марта 2016-го года в Musee d'Orsay открылась выставка "Le Douanier Rousseau. L'innocence archaïque" ["Таможенник Руссо. Архаическая невинность"], посвященная Анри Руссо, одному из самых незаурядных французских живописцев конца XIX – начала ХХ века, и его влиянию на творчество других художников, от Делоне до Кандинского.
Художник жил во второй половине XIX века, никогда не учился академической живописи и творческую карьеру начал уже в сознательном возрасте.
Отец его был водопроводчиком, но смог дать сыну образование, к слову, школьные учителя уже тогда отметили его способности к рисованию. Будущий художник сначала отслужил в армии, со временем перебрался в Париж, где поступил на службу в таможню и долгое время там работал Отсюда и прозвище «Таможенник». И уже в зрелом возрасте он понял, что на самом деле является его призванием. Впервые публика увидела живописные работы Руссо в 1886 году на так называемой Выставке независимых и тут же их полюбила.

С таможней было покончено. Руссо решил полностью посвятить себя искусству. Художник славен своим умением работать с цветом и оригинальностью сюжетов, не зашоренных профессиональным образованием. Он рисовал африканские джунгли, пустыни, диких обитателей саванн и буйную тропическую растительность — воспроизводил на холсте фантастической красоты пейзажи, которых он никогда не видел живьем. Свободный от академических догм, которые диктуют художнику-реалисту строгое подражание натуре, Руссо изображал жизнь такой, какой видел ее в своем воображении, как ребенок, который часто выдает желаемое за действительное. Такова основа наивной живописи. Да в то же время примитивистскую манеру Руссо высмеивали. Критики отказывались понимать подобное искусство. С другой стороны многие другие художники признали в самоучке — гения. Ведь все эти джунгли, пустыни, тропики — рождались в голове художника. Сам он никогда не покидал Францию.

В итоге, при жизни Анри Руссо не дождался славы и богатства. Через два года после его смерти, в 1908-м году, когда Пикассо обнаружил, что картины Таможенника продают на улице, чтобы их использовали вторично как обычные холсты, он ужаснулся и немедленно устроил у себя в студии прием в честь Руссо: созвал друзей, известных художников и литераторов, в том числе Аполлинера и Гертруду Стайн.
Позже на его могильной плите высекли эпитафию, сочиненную Аполлинером, где были, в том числе, такие строки: «То, что мы принесем тебе, не облагают налогом в воротах Рая: мы доставим кисти, краски и холст, чтобы ты мог писать на священном досуге свет и истину живописи…».
Руссо предвосхитил расцвет искусства, а не ремесла, когда художник создает на полотне нечто действительно авторское, пренебрегая канонами.

Сера, Матисс, Кандинский и другие мастера уже нового искусства — все в некотором смысле последователи Анри Руссо. Следуя его примеру, они пожертвовали безупречной с точки зрения классики формой ради крайне эмоционального содержания.
Поэтому выставка в музее д'Орсе – не просто подборка его работ, а целое отражение идей и образов художника в творчестве его современников и последователей: Делоне, Кандинского, Сера, Сезанна, Синьяка, Пикассо, Эрнста и других. В экспозиции представлены картины Анри Руссо из собственной коллекции музея д'Орсе, а также из собрания парижской галереи Оранжери. Экспозиция обещает стать одним из самых ярких событий в арт-жизни Парижа за 2016 год.
Выставка продлится до 17 июля, стоимость билета 12 евро.