Понятия арт-брют и искусство аутсайдеров часто путают, ибо грань между ними довольно тонка.
Кроме того, имеют место некоторые расхождения во мнениях на счет смысла каждого из понятий. А поскольку оба обозначают довольно интересные явления в мире искусства, давайте попробуем разобраться, что есть арт-брют, а что – искусство аутсайдеров.
на фото: Фридрих Шрёдер Зонненштерн, “Помолвка пары правдоискателей”
Арт-брют (от французского art brut, буквально − грубое, сырое, необработанное искусство) − направление в изобразительном искусстве середины ХХ века. Понятие “арт-брют” было введено французским художником Дюбюффе (1901-1985) в 1945-ом году для обозначения искусства душевнобольных, детей, внеевропейских “дикарей” и примитивистов. Жан Дюбюффе, помимо личного воплощения концепции арт-брют, коллекционировал и выставлял работы упомянутых выше социальных групп. Он был твердо убежден, что именно такое искусство есть максимально честным и лишенным налета стереотипов.
Сегодня арт-брют принято рассматривать как изобразительное искусство в наиболее чистом своем выражении, как неожиданный психический выброс из глубин сознания и подсознания, зафиксированный на бумаге или выполненный в материале. Главные условия того, что работу можно отнести к категории арт-брют, это наличие трех “изо”: изобретательности и изолированности изображающего. То есть, ее создатель не должен идентифицировать себя как художник и осознавать, что он создает искусство. Только в такой атмосфере возможно появление на свет уникального продукта, не имеющего ничего общего со стандартами классического или современного искусства.
Термин “аутсайдер арт” (outsider art) сначала должен был выступать английским эквивалентом французкого “арт-брют”, но позже значительно расширился, включив в себя, помимо арт-брют, произведения такой категории, как “Новый вымысел”, а также специфическую группу, с позволения сказать, настоящих художников-аутсайдеров.
 |
Огюснет Лесаж “Мистерии Давнего Египта” |
Кто такой настоящий художник-аутсайдер? Это человек, не получивший академического художественного образования, создающий произведения искусства без ориентации на зрителя, арт-рынок или какой-либо иной художественный шаблон. Художник-аутсайдер работает исключительно для себя, посредством искусства выпуская из глубин подсознания скопившиеся там и вырывающиеся оттуда образы и идеи. При этом он не считает себя художником и не придает свою деятельность огласке.
Пограничной категорией между арт-брют и искусством аутсайдеров является “Новый вымысел”, история изучения которого также восходит к Жану Дюбюффе. Последний, собирая произведения арт-брют, столкнулся с тем, что так называемый нехудожественный критерий отбора резко уменьшает круг интересующих его объектов, а также оставляет в стороне уже отобранные ранее по художественным признакам произведения. То есть, найти “чистый” арт-брют оказалось практически невозможным, при этом стоял вопрос “Что делать с неформатными, но достойными работами?”. И Дюбюффе решает выделить их в отдельную группу под названием Neuve Invention – Новый вымысел.
ХХ век со стремительным техническим прогрессом и становлением информационного общества создал настольно сильное социо-культурное давление на личность, что сегодня лишь единицы могут принадлежать к арт-брют.
Эту идею высказал и Жан Дюбюффе: “Понятие арт-брют должно рассматриваться только как один полюс. Здесь идет речь о формах искусства, менее зависящих от условностей культуры, чем другие. Я хочу сказать: “менее зависящих”, − я не говорю: “не зависящих”. Поскольку форм искусства, никоим образом не зависящих от данности культуры, я согласен, нет... Значит, невозможно никакое проявление мысли, которое не опиралось бы на фундаментальные культурные достижения”.
 |
Мартин Рамирез, без названия |
В связи с этим особенно актуальным представляется существование и официальное признание категории “Новый вымысел”. Случается так, что человек, плотно интегрированный в современную культуру или даже получивший художественное образование, разочаровывается в общепринятых формах и способах визуального выражения, понимая “неадекватность системы изящных искусств по отношению к действительно изобретательному творчеству” (М.Тевоз), начинает реализовывать свой потенциал посредством интуитивного искусства. Таким образом, художник осознает свою принадлежность к искусству, но четко понимает, что “официальные” стандарты к его работам неприменимы. Таким произведениям присуща высокая степень публичности, они выставляются и успешно продаются.
Яркими представителями искусства аутсайдеров стали живописцы, графики и скульпторы с разных точек мира: Бенжамен Бонжур, Адольф Вёльфли, Антони Тапиес, Луи Сутер, Марта Грюненвальдт, Генри Дарджер, Поль Дюгем, Алоиза (Алоиза Корбац), Огюстен Лесаж, Медж Гилл, Александр Лобанов, Бунлыа Сулилат, Воислав Якич, Мартин Рамирес, Камилла Рено. Безусловно, для большинства из них характерна общая деталь в биографии: лечение в психбольнице (к примеру, Александр Лобанов провел в лечебнице больше 50-ти лет). Видимо, именно этот факт порождает распространенное заблуждение, что искусство аутсайдеров – это творчество душевнобольных. Между тем, не каждое произведение душевнобольного есть художественным шедевром аутсайдер-арта. И не всякий художник-аутсайдер имеет дело с психиатрами.
|
Александр Лобанов (без названия) |
Как бы там ни было, а искусство аутсайдеров, бесспорно, − интереснейшее явление, достойное внимания и изучения. Конечно, понять его достаточно трудно. И чувства, им вызываемые, редко можно назвать позитивными. Но художественная его ценность уже давно подтверждена международными выставками и музейными экспозициями.
автор: Юлия Каминская, галерист