Если акцент товарища Сталина, ленинская картавость, брежневское мычание, горбачёвские неправильные ударение и ельцинские «шта, панимаешь» провоцируют неиссякаемые пародии, то речи Никиты Хрущёва просто можно разделить на цитаты. Порой грубые, иногда мужицкие, но чаще – искромётные. Особенно это касается его высказываний на скандальной выставке авангардистского искусства «Манеже» в 1962-м году. О ней и пойдёт речь сегодня.
1 декабря 1962-го года в московском центральном выставочном зале «Манеж» состоялась ставшая впоследствии скандальной выставка художников-авангардистов студии «Новая реальность», приуроченная к 3-летию московского отделения Союза художников СССР. Под руководством Элия Белютина на выставке были представлены работы Анатолия Сафохина, Тамары Тер-Гевондян, Владислава Забарева, Юло-Ильмана Соостера, Владимира Янкилевского, Бориса Жутковского, Люциана Грибкова, Веры Преображенской, Эрнста Неизвестного, Павла Никонова и других.
Посетил выставку и председатель Совета Министров СССР Никита Хрущёв в сопровождении других официальных лиц – секретаря ЦК КПСС Михаила Суслова, председателя Комитета государственной безопасности Александра Шелепина и первого секретаря ЦК ВЛКСМ Сегрея Павлова.
Никита Хрущёв обошёл выставку три раза, начал задавать вопросы художникам, а затем взорвался возмущениями. Первый секретарь не стеснялся в выражениях, размахивая кулаком, называя непонятные ему работы современного искусства «дерьмом», а самих художников – «педерастами». Далее, представим самые яркие цитаты из разоблачительной речи Никиты Хрущёва на выставке в «Манеже»:
На выставке в Манеже, цитаты Хрущёва
«Что это за безобразие, что за уроды? Где автор?»
«Вы всё чувствуете, что ходите в панталонах коротких? Нет, вы уже в штанах!»
«Когда я вот посмотрел, насмотрелся на это, я спросил его: «Слушайте, товарищи, господа, вы, вижу, настоящие мужчины, потому что не педерасты вы…, извините».
«Это педерастия в искусстве! Так почему, я говорю, педерастам – 10 лет, а этим – орден должен быть?»
«Вызывает ли это какое-нибудь чувство? Хочется плюнуть! Вот эти чувства вызывает».
«Многое – мусор! Да! Надо чистить! Мы не можем мимо пройти, знаете, как наблюдатель, знаете, как не берегу стоит человек и смотрит: вот, плывёт, значить, и хорошее, и дерьмо плывёт…»
«Кто полетит на это жаренное, которое вы хотите показать? Кто? Мухи, которые на падаль бросаются! Вот они, знаете, огромные, жирные… Вот и полетели!»
«Что это за лица? Вы что, рисовать не умеете? Мой внук и то лучше нарисует! … Что это такое? Вы что – мужики или педерасты проклятые, как вы можете так писать? Есть у вас совесть?»
«Запретить! Всё запретить! Прекратить это безобразие! Я приказываю! Я говорю».
«И проследить за всем! И на радио, и на телевидении, и в печати поклонников этого выкорчевать!»
«Кто им разрешил так писать, всех на лесоповал – пусть отработают деньги, которые на них затратило государство».
«Безобразие, что это, осёл хвостом писал или что?»

Павел Никонов, "Геологи", х.м., 1962, 185х225 (одна из самых известных картин той выставки и одно из самых ярких произведений "сурового стиля")
По окончанию выставки Никита Хрущёв заявил, что советскому народу такое искусство не нужно. На следующий день в газете «Правда» появился доклад, который положил начало кампании против абстракционизма и формализма в Советском Союзе. Хрущёв даже потребовал исключить представленных в «Манеже» художников из Союза художников и из партии, но оказалось, что большинство из них ни там, ни там не состоят.
К 50-летию разгрома выставки в «Манеже» Департамент культуры города Москвы, Художественный фонд «Московская биеннале», «Московский музей современного искусства и Музейно-выставочное объединение «Манеж» с 1-го по 12 декабря 2012 года представили выставку «Те же в Манеже» с аудиоинсталляциями.

Этот эпизод является одним из самых ярких в биографии Хрущёва, наряду со стучанием ботинком по столу во время заседания Генеральной Ассамблеи ООН 12 октября 1960 года и другими неординарными проявлениями этой самобытной личности.
Не обошлось и без народных легенд и анекдотов. Так, в соответствии с одной из легенд, разгром выставки в Манеже начался после того, как проходивший по выставке Хрущёв на мраморной колонне увидел своё отражение, но подумал, что это очередное творение формалистов. Он зло выкрикнул: "А это что за жопа с ручками?!" Приглядевшись, понял, что это - его лицо, и сразу же ушел. В соответствии с легендой, именно этот инцидент и повлек столь жесткую критику формализма.
Никита Сергеевич читает коллективное письмо советских диссидентов с протестом против разгона выставки в Манеже: «Возмущены… Протестуем… Требуем…». Затем Никита Сергеевич обхватывает голову и стонет:
- Быдло… Боже мой, какое быдло! Это же был перфоманс!
Народный анекдот