Такаши Мураками: Что такое фабрика искусства по-японски? Print

"У нас, в японской культуре, нет объемных, трехмерных изображений. Нашему рисунку свойственны исключительно 2D – формы…" - Такаши Мураками [также транслитерируется, как Такаси Мураками].

на фото: Такаши Мураками

Такаши Мураками  – яркий пример успешного современного художника, который привносит рыночные механизмы в искусство и проводит основательные маркетинговые исследования, чтобы давать потребителю именно то, что тому по душе. Подобный подход дал поразительный результат: в 2008 году скульптура Такаши Мураками "Мой одинокий ковбой" ("My Lonesome Cowboy"), 1998, была продана на аукционе Сотбис (Sotheby's) за 15.2 миллионов долларов.

скульптура такаси мураками мой одинокий ковбой скульптура хиропон такаши мураками
 скульптура "Мой одинокий ковбой"  скульптура "Хиропон"

Такаши Мураками – японский художник номер один. Родился в 1962 году в Токио. Получил докторскую степень в Токийском национальном университете изобразительных искусств и музыки, где изучал традиционную японскую живопись девятнадцатого века, известную как Nihonga. Но в работе Такаши Мураками обращается к более современным продуктам японской культуры – анимэ и манга, то есть к японской мультипликации и к комиксам.

Такаши Мураками стал родоначальником ныне известного направления Суперплоскость (Superflat). Этим термином он обозначает новую форму визуального выражения, которая отличает его от других японских художников. Воплощая идею Суперплоскости, Мураками, с одной стороны, использует приемы анимэ и манга, то есть, образцов японской поп-культуры, а с другой, − традиционную японскую живопись.

«У нас, в японской культуре, нет объемных, трехмерных изображений. Нашему рисунку свойственны исключительно 2D - формы, так называемая суперплоскость. В этом и заключается особенный шарм японской живописи».

Такаши Мураками

Кроме того, Такаши Мураками, объединив понятия «pop» и «otaku»,  ввел в обиход неологизм «Po-Ku Revolution», обозначив им новое течение японской культуры,  не лишенной влияний американской массовой культуры.

«Япония проиграла войну, и последующие 20 лет искусство было в крайне печальном состоянии. Все было разрушено и доведено до нищеты. Но, с другой стороны, Америка, которая выиграла войну, стала лидером мировой культуры. Так родилась поп-культура. Мы, японцы, жаждали этой поп-культуры, но мы были не в состоянии предоставить экономическую базу, необходимую для ее расцвета. Как результат — в сложившихся обстоятельствах возникла более дешевая и все же доставляющая радость культура, своеобразная форма минимализма в индустрии развлечений или «Суперплоское искусство», способное противостоять поп - мейнстриму».

Такаши Мураками

В 1996 году он основал в Токио Hiropon Factory, вскоре превратившуюся  в компанию Kaikai Kiki Co., Ltd. — большую корпорацию, которая, кроме производства и  маркетинга работ Мураками, также поддерживает других молодых японских художников. В 2000 году куратор Мураками организовал общую выставку японского искусства под названием Superflat, которая предложила рассмотреть современную японскую визуальную культуру через призму традиционного японского искусства. Одноразовый проект перерос в долгосрочную программу, в рамках которой состоялись выставки японского искусства в Париже (Coloriage Fondation Cartier pour l’аrt Contemporain, 2002) и Нью-Йорке (Little Boy: The Art of Jараn’s Exploding Subcultures, 2005).

Сегодня, помимо создания скульптур, картин, анимационных видео, ковриков для компьютерных мышей, брелоков, скейтбордов, Мураками плотно сотрудничает с известной фирмой Louis Vuitton, разрабатывая авторский дизайн сумок. Классический коричнево-золотистый орнамент Мураками сменил молочно-белым фоном, и «оживил» сумки своими фирменными персонажами – нервными медвежатами, улыбающимися цветочками, грибочками и тому подобным. Главный герой работ Такаши Мураками, придуманный им в 1993 году Мr. DOB − психоделический мальчик с широченной белозубой улыбкой и вытаращенными глазами. Позже к нему присоединилась подружка – самка той же породы, розовая и косоглазая.

мистер боб такаси мураками

Mr.Dob, Такаши Мураками, фото malamant.dreamwidth.org

В 2007—2008 состоялась большая ретроспективная выставка художника — «© Murakami», которая была показана в Музее современного искусства Лос-Анджелеса, Бруклинском Музее в Нью-Йорке, Museum fur Moderne Kunst во Франкфурте, Музее Гуггенхайма в Бильбао. На выставке было представлено более девяноста работ художника, выполненных в разной технике и иллюстрирующих все этапы его творческого становления.

В 2008 Такаши Мураками стал единственным художником, который попал в список «100 самых влиятельных людей» по версии журнала «Тайм».

В конце 2010 года Такаши Мураками оказался в центре общественного скандала. Принц Сикст-Анри де Бурбон Пармский, потомок Людовика XIV, первого владельца Версальского дворца, подал иск с целью добиться судебного запрета на проходящую там выставку Такаши Мураками. "Выставляясь в Версале, художники стремятся повысить ценность своих произведений", − считает принц.  Помимо этого, группа "Координация защиты Версаля" подала иск в суд, требуя запретить выставку Мураками за нарушение "права на доступ к культурному наследию". Противники современного искусства в стенах Версаля собрали 12 тысяч подписей, а в день открытия выставки, 14 сентября, устроили акцию протеста. В ответ дирекция Версаля объявила, что с 2011 года выставки современного искусства в королевских покоях Версальского дворца проводиться не будут.

takashi muracami такаси мураками инсталляция

Выставка работ Такаши Мураками в Версале

Сегодня работы Такаши Мураками экспонируются в следующих музеях: Center for Curatorial Studies Museum, Bard College (Нью-Йорк), Contemporary Art Museum (Канацава, Япония), Museum of Contemporary Art (Чикаго), Museum of Contemporary Art (Лос-Анжелес), Museum of Fine Arts (Бостон), Museum of Modern Art (Нью-Йорк), Pinchuk Art Centre (Киев), Samsung Museum of Art (Сеул, Корея), San Francisco Museum of Modern Art, Queensland Museum (Брисбен, Австралия), Walker Art Center (Минеаполис).

такаси мураками на фоне своих работ

автор: Юлия Каминская, галерист

 

Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста

Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста

16 декабря 1866 года родился Василий Кандинский – всемирно известный русский художник и сильнейший теоретик абстракционизма.
К 30-ти годам он отказался от перспективной

Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса

Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса

Кирилл Челушкин - иллюстратор и график с японским колоритом, которого называют одним из самых известных российских авторов «поколения до 40». Художник получил наибольшую

КОММЕНТАРИИ

Игорь К от 19 октября 2015 г. 12:48

Японцы живые и здоровые люди. Например, в японской культуре весьма и ОЧ почетается большая женская грудь. ОЧЕВИДНО почему...

ясно почему, потому что им этого не хватает,

а что касается выставки совр."искусства"- то тут я на стороне принца - в Париже много мест кроме Версаля, где можно выставить своего "голого короля".

Н от 24 ноября 2011 г. 19:57

Японцы живые и здоровые люди. Например, в японской культуре весьма и ОЧ почетается большая женская грудь. ОЧЕВИДНО почему. Кроме стереотипа "Анна Семинович" (прости господи) существуют более древние архетипы, например, "кормящая мать". Совковое воспитание, возможно, мешает видеть людям вещи милыми и забавными, но японцы далеки от этой проблемы (ура).
Работы  десятка выпускников Токийской академии искусств, подражающих старым мастерам, не "делают" общего культурного контекста современной Японии. Тогда как манга (http://lurkmore.ru/%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B0) является неотъемлемой частью жизни большинства современных японцев. Общество вполне дружелюбно встречает и

http://lurkmore.ru/%D0%AF%D0%BE%D0%B9
и http://lurkmore.ru/%D0%93%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BC
и http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%83%D1%80%D1%80%D0%B8

Японцы очень сдержаны и ритуализированны в повседневной жизни, но ничего зазорного в сексе и веселье как таковом не усматривают (в своем большинстве), а как раз наоборот

Н от 24 ноября 2011 г. 7:23

Лера, самка – образ, взятый из богатой и интерактивной, вдохновляющей и передовой культуры японской манга, аниме и компьютерных игр второй половины двадцатого столетия; ровно как и самец. Если бы на 3d принтере распечатали Мону Лизу (бесплатная идея арт-проекта) или-не приведи господь- Мальвину, Вам, очевидно, было бы проще (привычней). Но не стоит прикрывать собственное невежество и не-желание обучаться "банальностью" художника и псевдо-научным подходом к ИСКУССТВУ. Японию нужно знать и любить.
Юлия, благодарю за труд

Лера от 24 ноября 2011 г. 6:23

Честно говоря, скульптуры мне не особо, особенно "самка" с ярковыраженными силиконовыми грудями а-ля Анна Семенович - кого-то в детстве материнского молока лишили, что ли, да и синие волосы - ну Мальвина Мальвиной, это уже было. А её фигура? По законам тяготения груди должны перевесить и она, по идее - должна упасть, с такими-то тоненькими ножками!
А вот японские шары с цветочками с претензией на "яйца Фаберже" - о, симпатичные, веселые - радуют глаз.

2 от 24 ноября 2011 г. 6:15

А интересный "общественный скандал" получился :) Общество, похоже, само того не подозревая - поспособствовало ещё большему росту популярности художника Такаши Мураками... Не это ли было задумано ...?

  ИМЯ:    
    
E-mail:    
необязательно    
  ВАШИ КОММЕНТАРИИ:*    
Осталось символов: 

* На портале приветствуется самостоятельное мышление и не приветствуется оскорбление других пользователей. Просим максимально воздерживаться от ненормативной лексики.

Добавить Cancel
Дом Художников

 

НОВОЕ

История искусства рождается сегодня   О ПРОЕКТЕ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Центр Української культури та мистецтва

АВТОРСКИЕ ПРАВА

Копирование материалов портала 2queens.ru разрешается при наличии гиперссылки, открытой для индексации поисковыми системами, и уведомления о копировании материалов редакции портала 2queens.ru через почтовый ящик info@2queens.ru.