режиссёр-постановщик: Павел Хомский
актёры: Сергей Юрский, Евгений Стеблов, Ирина Карташева, Владимир Горюшин, Лариса Наумкина, Анастасия Тагина, Светлана Шершнева, Леонид Фомин, Андрей Межулис
место показа: Государственный академический театр имени Моссовета, основная сцена
дата посещения:: 8 октября 2011 года
стоимость билета: 500 российских рублей (12 ряд партера)
на фото: Сергей Юрский в роли Фомы Опискина
Спектакль “Фома Опискин” поставлен по произведению Ф.М. Достоевского “Село Степанчиково и его обитатели”, премьера спектакля состоялась 16 марта 1995 года.
Повесть “Село Степанчиково и его обитатели” идеальна для постановки в театре: это небольшое произведение, насыщенное яркими диалогами, действие которого практически всё время происходит в пределах одного дома. От начала и до конца это – блестящая комедия.
Фома Фомич в исполнении Сергея Юрского сосредотачивает на себе и удерживает внимание зала практически все три часа спектакля. В этой связи данной постановке идеально подходит именно название “Фома Опискин”, а не название оригинального произведения.
Образ, созданный Сергеем Юрским, несколько отличается от образа, созданного Львом Дуровым в известном фильме-спектакле “Село Степанчиково и его обитатели” 1989 года: у Юрского Фома получился более умный и даже немного дикий, у Дурова Фома более проницательный и капризный.
Фома Фомич как литературный образ обладает таким множеством оттенков характера, специфических повадок и черт, что можно многократно создавать немного отличный образ, выделяя разные его оттенки и особенности. В прошлом паяц и приживальщик, а ныне капризный тиран, властитель умов и душ Села Степанчиково, Фома наделен особенным чутьём, хитростью, мастерски умеет выходить из глупого положения, в которое регулярно попадает из-за гнусности собственного характера, упивается собой и тщеславен до комичности, мастерски манипулирует людьми и фактически терроризирует всех обитателей Села Степанчиково. Словом, для режиссера и актера – плацдарм для творчества невероятного масштаба.
Лакей Видоплясов в исполнении Андрея Межулиса – это эффектный напомаженный откровенный идиот, замечательно кривляющийся на публике. Не менее эффектна девица Перепелицина (Лариса Наумкина): здесь совершенно цельный образ: и наряд, и жесты, и претензия на принадлежность к достойному обществу – более правильно и близко к оригинальному тексту Анну Ниловну изобразить, вероятно, было бы трудно.
Егор Ростанёв (Евгений Стеблов) и его маменька генеральша Крахоткина (Ирина Карташева) также воссозданы замечательно: Евгению Стеблову в принципе удаются роли добряков, а Ирина Карташева запомнилась нелепым, но соответствующим образу, чепцом и нарядом.
 |
 |
справа налево:
Марина Кондратьева (Настенька)
Сергей Юрский (Фома Фомич),
Евгений Стеблов (Егор Ильич),
Владимир Горюшин (Ежевикин),
Валентина Карева (Прасковья Ильинична)
|
Ирина Карташева (генеральша Крахоткина)
|
Несмотря на яркость многих действующих лиц этого действа, Фома Фомич в исполнении Сергея Юрского – это центральная фигура и энергетический полюс спектакля: перевести взгляд с Фомы на других практически невозможно, когда Юрский находится на сцене. Все и всё блекнет и меркнет на фоне Юрского-Фомы.
автор: Елизавета Мельниченко
фото Елены Лапиной, www.mossoveta.ru
Если вы желаете опубликовать свой отзыв/ рецензию на спектакль на нашем портале, вы можете прислать его в нашу редакцию.