Постановка, режиссура и музыкальное оформление: Роман Виктюк.
Автор: Рудольф Лотар, перевод с немецкого П.Н.Олаева.
Действующие лица и исполнители: Арлекин – Дмитрий Бозин, Королева Гертруда – Людмила Погорелова и другие.
Место просмотра: МЦКИ “Октябрьский Дворец”, г. Киев.
Дата посещения: 24 ноября 2011 года.
Стоимость билета: правильные ответы на вопросы викторины на радио (1-й ряд партера).
Будем
надеяться, что киевская публика когда-нибудь достигнет того уровня восхищения
театром, что отпадет надобность перед началом спектакля напоминать зрителям о
необходимости выключать мобильные телефоны в зрительном зале… Услышав
предупреждение, озвученное голосом Романа Виктюка, некоторые не удержались и уже
зааплодировали – настолько тепло встречала публика постановку “Король–Арлекин”
(“König Harlekin”) артистами Театра Романа Виктюка.
“Октябрьский
Дворец” оказался неимоверно холодным – девушки в блузах с открытыми плечами
вызывали сочувствие, мало того, партер обдувался потоками холодного воздуха, было
настолько свежо, что после спектакля зуб на зуб не попадал, не служила
спасением даже шерстяная пашмина, наброшенная на плечи.
Во
время спектакля “Король-Арлекин” со сцены всё время доносились очень громкие и
резкие звуки: что-то постоянно клацало, цокало, стучало, падало, ударялось… Непрерывный
стук женских каблуков и постоянный грохот – падающих стульев, доспехов, ударов
о стену… Крепко досталось одному из софитов: в порыве гнева артистка, играющая
роль Коломбины, задела софит, стоящий на сцене, и он рисковал упасть прямо в зрительный
зал – партер инстинктивно вжался в сидения, но на лице артистки не дрогнул ни
один мускул – вот это профессионализм!
Костюмы
артистов были немногословны, но очень выразительны: чего стоит один только
черный блестящий плащ Танкреда, брата короля, и ленты лисьего меха на женском
пальто Гизы – широкие шкурки всё время “подпрыгивали” в такт стука её каблуков
по сцене… Все эмоции на сцене артисты выражали движениями – движениями рук,
движениями ног, движениями тел – на сцене правили бал хореография и пластика, и
это не случайно, ибо спектакль был посвящен немецкому хореографу Пине Бауш.
В
одном из эпизодов Арлекин, стоя на столе, поднимает с пола Коломбину – в
полумраке сцены создаётся впечатление, что Коломбина именно оторвалась от земли
и взлетела вверх – какой впечатляющий момент! Отдельно хочется сказать и о
слоге произведения – великолепные мысли, которые легли в основу реплик – жизненные
истины о смерти, о боге, о любви – очень точны и вызвали желание перечитать
само произведение Рудольфа Лотара “Король-Арлекин”…
Звук
в зале был просто великолепен – благодаря маленьким едва заметным микрофончикам,
прикрепленных на головах у артистов, было слышно даже дыхание артистов, это
оставляло неизгладимое впечатление… В постановке “Король-Арлекин” Театром
Романа Виктюка играют не артисты – играют их голоса… И очень жестко играют. С
огнём! Жесткости действу также придают вкрапления немецкой речи и пения на
немецком языке…
Очень
сильна сцена, когда Боэмунд, сын короля, пытается задеть за живое Арлекина – им
обоим нравится Коломбина… Редкий зритель не заподозрит, что, в конце концов,
двое мужчин просто поубивают друг друга в такой ситуации, что в итоге и
получается – происходит борьба, в результате которой Арлекин, комедиант,
убивает сына короля, и решается выдать себя за настоящего короля, тем
более, что ранее ему это часто удавалось. Но слишком много желающих избавиться
от принца, к тому же есть один нюанс – чтобы стать королем, необходимо получить
благословение слепой матери принца, а мать всегда отличит своё дитя от другого
человека…
Комедианту
открывается закулисье королевской власти: выходит, даже король – марионетка… “Не
правит сам король, а правит власть имени его…” Естественно, бывшему комедианту
хочется нарушить установленный порядок, чем он и наживает себе опаснейшего
врага в лице дяди короля: “Сильнее я, а он играть со мной хотел!”, – от артиста
Александра Дзюбы в черном плаще из лаковой кожи невозможно оторвать взгляд,
настолько ярко ему удается выразить силу реального правителя и показать мнимому принцу, кто здесь
главный. Теперь уже жизнь самого Арлекина подвергается опасности.
Все
артисты-мужчины в спектакле именно мужественны, а женщины – женственны… Когда артисты
выходили на поклон, они в буквальном смысле слова “сняли маски”, и было так
любопытно посмотреть на настоящие живые лица артистов, какие они красивые!
Самое яркое перевоплощение удалось артистке Людмиле Погореловой,
исполнительницы роли Гертруды, матери короля. По сюжету, королева-мать слепа, и
поэтому глаза артистки на сцене были постоянно устремлены в одну точку. Но
насколько живое лицо и яркий выразительный взгляд у самой Людмилы Погореловой, когда она
улыбалась, принимая овации!
В
Киеве зрители получили огромное удовольствие от постановки “Король Арлекин”
артистами Театра Романа Виктюка: зал устроил им бурные овации и не отпускал их
со сцены в течении получаса… Чувствуется в этом спектакле выражение какой-то
неведомой силы, местами даже агрессии, но: не этого ли недостаёт нам в
сегодняшнем мире с его расхлябанностью и инфантильностью?
автор: Надежда Панталий
Если вы желаете опубликовать
свой отзыв/рецензию на спектакль на нашем портале, вы можете прислать его в
нашу редакцию по адресу: info@2queens.ru.