Слушание по делу об оскорблении чувств верующих постановщиком оперы «Тангейзер» Новосибирского театра оперы и балета (НГАТОиБ) Тимофеем Кулябиным, а также директором указанного театра Борисом Мездричем, несколько раз переносилось, а 10 марта 2015 дело было прекращено - за отсутствием состава преступления. Как развивались события и за какие деяния режиссера НГАТОиБ Тимофея Кулябина предлагалось привлечь к уголовной ответственности - читайте в настоящей статье.
Митрополит местной епархии РПЦ Тихон в феврале 2015 обратился в прокуратуру с жалобой на то, что в действиях директора НГАТОиБ Бориса Мездрича и режиссера-постановщика оперы «Тангейзер» Тимофея Кулябина содержится «умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики».
Тимофей Кулябин перенес действие оперы Вагнера «Тангейзер» в современность, сделав таким образом авторскую интерпретацию оригинального произведения. Главным героем Кулябин сделал не поэта, а кинорежиссера Генриха Тангейзера, который снимает фильм о ранних годах жизни Иисуса Христа (премьера «Тангейзера» Кулябина на сцене НГАТОиБ состоялась 20 декабря 2014 и имела успех у публики, также получила положительные отзывы критиков).
По сюжету Кулябина, Генрих Тангейзер снял фильм «Грот Венеры», повествующий о ранних годах жизни Христа, которые он, якобы, провел в гроте богини, испытывая плотские наслаждения и утехи. В заявлении православных активистов, направленном в местную прокуратуру, говорится, что такой сюжет является кощунственным. Особенное возмущение активистов вызвал баннер к постановке, на котором Христос изображен между ног голой женщины. Там же перечислены выводы, которые может сделать зритель, посмотрев оперу: «…что Иисус Христос является сексуально развращенной, порочной личностью».
Председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов настаивает на привлечении режиссера Тимофея Кулябина к уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих постановкой спектакля «Тангейзер»:
«Слава Богу, что у нас этот закон есть. У нас наказываются граждане не за оскорбление, а за действие, совершенное с целью оскорбления. Вне зависимости от пострадавшей стороны есть соответствующие основания для возбуждения уголовного дела… Я сторонник, что лучше одного человека привлечь к уголовной ответственности, чем дать другим возможность публиковать подобного рода материалы и порождать желание у других мстить, совершать теракты, в результате которых могут погибнуть совершенно невинные люди, включая вас и меня».
(источник: Русская служба новостей)
В соответствии с действующим законодательством РФ, для данных деяний устанавливается достаточно строгое наказание — до трёх лет лишения свободы.
Творчество Тимофея Кулябина не впервые становится объектом критики православных активистов. Одна из его предыдущих постановок - «KILL» (по мотивам пьесы Шиллера «Коварство и любовь») - тоже привлекала внимание активистов: в фойе театра стоял окровавленный крест, к которому был прикреплен телевизор, на экране которого транслировали распятых окровавленных людей.
Относительно скандала вокруг «Тангейзера» Тимофея Кулябина уже высказались Александр Калягин и Олег Табаков, призвавшие не возвращаться во времена цензуры и прекратить травлю Кулябина:
«Я с огромным уважением отношусь ко всему институту церкви, но я убежден, что поднятый скандал не будет способствовать объединению нашего общества — к чему стремимся мы все, и прежде всего, церковь.
Церковь имеет достаточный авторитет, чтобы не прибегать к помощи прокуратуры или других судебных органов. Свое отношение церковь высказала, и это мнение может услышать паства.
Очень не хочется возвращаться во времена, в которые свирепствовала цензура. Но, чтобы это не произошло, должны быть приложены все наши усилия, и усилия самих художников и всего нашего общества. Об этом я обязательно выскажусь позже».
Александр Калягин, актёр и режиссёр
(источник: Союз театральных деятелей РФ)
«Цензура в любом проявлении — государственном или церковном – опасна. Задача общества и церкви, как мне представляется, — не преследовать любого, кто, по мнению этого общества или его особо ранимых представителей, нарушил в своем произведении нормы морали, задел чувства, — но вести диалог, дискуссию, убеждать, спорить, совестить, в конце концов.
Я призываю остановить травлю режиссера и театра. Давайте говорить, а не размахивать уголовным кодексом. Давайте спорить, а не судить. Давайте помнить, что в начале было слово, а не кулак».
Олег Табаков, актёр и режиссёр
(источник: МХАТ)
автор: Елизавета Мельниченко