композитор: Джакомо Пуччини
партии: Тоска (сопрано) – Martina Serafin, Каварадосси (тенор) – Александр Антоненко, Скарпиа (баритон) – Alberto Mastromarino
дирижер: Marco Armiliato
постановка: Hugo de Ana
дата: 01 сентября 2012 года
на фото: Тоска Martina Serafin
“Тоска” началась вовремя – в 21-00, но тучи, сгущавшиеся над Ареной, не предвещали продолжительного спектакля.
В начале как-то не впечатлили декорации: на сцене стояло несколько объёмных предметов, обернутых черным материалом. Возникло подозрение, что сегодня не будет грандиозного шоу со спецэффектами, золотом, лошадьми, осликами и т.д. Тем сильнее был эффект в финале I акта: под торжественные звуки Te Deum и с учетом того, что творилось на сцене, у зрителя создавалось впечатление, что попал он прямо в ад (вместе со священниками):

огромное распятие в правой части сцены, парадное шествие священнослужителей в литургических облачениях с золотыми распятиями поменьше, пушечные залпы с дымом и запахом пороха, рыдающие женщины в траурных нарядах, светящиеся окна на заднем плане, из которых выступают сквозь дым священники. Монолог Скарпиа, который накладывается на Te Deum, в исполнении Alberto Mastromarino звучит устрашающе (на видео несколько неполные декорации, хоть запись сделана на этом же 90-м оперном фестивале):
Торжественный молебен в финале I акта “Тоски” является фрагментом мессы для солистов, хора и оркестра, которую Пуччини написал в возрасте 22 лет (1880 год), а впоследствии включил в "Тоску". Молебен звучит и красиво, и эффектно, и жутко; в нем и триумф победителей и ужас смерти. Интересно, что сам Пуччини с 10 лет работал органистом в церквях, пел в церковном хоре, закончил музыкальный институт по классу фортепиано и органа.
Martina Serafin (Тоска) и Александр Антоненко (Каварадосси) звучали мощно и гармонично, прекрасно играли свои роли драматически, что оперным певцам не всегда удаётся. В опере иногда приходится закрывать глаза, чтобы лучше вслушаться в голос. А тут, наоборот, хотелось раскрыть их пошире, так как была полная гармоничность актерской игры и оперного пения. Особенно впечатлила Martina Serafin, которая голосом идеально передавала оттенки эмоциональных переживаний: страха, гнева, отчаяния и пр.
До конца, правда, досмотреть “Тоску” не удалось: в середине II акта, после объявления нескольких перерывов в связи с дождем, начался ливень и продолжение оперы было отменено.
автор: Елизавета Мельниченко
фото с сайтов: www.cotidianul.ro, www.arena.it