композитор: Джакомо Пуччини
сопрано: Турандот – Lise Lindstrom, Лю - Maria Agresta
тенор: Калаф - Stuart Neill
дирижер: Andrea Battistoni
постановка: Franco Zeffirelli (Франко Дзеффирелли)
дата: 30 августа 2012 года
на фото: дирижер Andrea Battistoni
Опера началась с полуторачасовым опозданием (в 22-30 вместо 21-00) в связи с дождем: у оркестра очень дорогие инструменты, которые могут повредиться от буквально от нескольких капель дождя. Зрители в плащиках (которые продают здесь же в самой Арене) и под зонтиками терпеливо ожидали начала действа.
И вот началось. Первое сильное впечатление – дирижирование оркестра Andrea Battistoni. Дирижер не только энергично жестикулировал, но и напоминал китайца (события разворачиваются на территории древнего Китая), который подтанцовывал и беззвучно пел с исполнителями каждую ноту (танцующего дирижера мы видели впервые).
“Турандот” имеет очень сложные партитуры для голоса и оркестра, особенно сложно дирижеру. Пуччини ценил “Турандот” выше всех своих произведений, считал её энциклопедией музыкального мастерства.
Впечатлила молодая оперная звезда Maria Agresta (Лю), обладательница лирического сопрано. И по телосложению, и по внешним данным Maria Agresta удивительно гармонична в роли Лю. Lise Lindstrom (принцесса Турандот) - могучее яркое сопрано уровня Арена ди Верона.
Калаф – тенор Stuart Neill– силы голоса для пения на огромном открытом пространстве явно не хватает.

на фото: золотой дворец принцессы Турандот
От золотого дворца принцессы Турандот невозможно отвести взгляд. На сцене – грандиозное золотое шоу, ослепляющее роскошью, в сопровождении оркестра и оперного пения высочайшего класса. Постановщик “золотого” действа – Франко Дзеффирелли (Franco Zeffirelli), итальянский художник и режиссер, которому по состоянию на 2012 год 89 лет (премьера “Турандот” в постановке Франко Дзеффирелли в Арена ди Верона состоялась в 2010 году).
Опера “Турандот” – венец творчества Джакомо Пуччини. Композитор умер, не дописав финальный дуэт Калафа и Турандот, - финал был дописан его учеником Франко Альфано.
К сожалению, финальный дуэт нам услышать не удалось: из-за начавшегося ливня продолжение оперы было отменено в середине второго акта.
Интересные факты о постановках “Турандот”:
1. Турандот – одна из самых сложных ролей сопрано. Шведская оперная звезда Биргит Нильсон в “Метрополитен-опера” во втором акте оперы продержала высокую “До” дольше тенора Франко Коррели (Калаф). В антракте взбешенный Коррели заявил директору театра, что продолжать петь в этот день он не будет, на что директор посоветовал Коррели укусить Нильсон за шею в третьем акте, когда Калаф целует Турандот. Кусать Нильсон тенор не стал, но предложение директора театра ему настолько понравилось, что он рассказал об этом самой Нильсон. На следующий день Нильсон отправила директору театра телеграмму, в которой уведомляла о том, что просит отменить ближайшие спектакли, так как заразилась бешенством от Коррели.
2. В середине 90-х Николай Наумов, сыгравший Коляна в “Реальных пацанах”, а в те времена просто пермский школьник, сыграл Калафа в “Принцессе Турандот”, поставленной театром мимики и пластики “Мимоша”.
автор: Елизавета Мельниченко