на фото: BMW 3.0 CSL, ART CAR от Александра Колдера, 1975 год
За 40 лет, начиная с 1975 года, всемирно известными художниками было расписано семнадцать автомобилей BMW.
ART CAR BMW 3.0 CSL от Александра Колдера, 1975 год
Идея создания BMW ART CARS принадлежит французскому автогонщику Эрве Пулену, который в 1975 пригласил своего друга, выдающегося скульптора Александра Колдера, раскрасить его BMW 3.0 CSL для участия в 24-часовом марафоне гонок на выносливость Ле-Ман. Этот арт-объект стал первым в коллекции арт-каров BMW.
«Однажды я сказал себе: пришла пора сделать нечто значительное и героическое — объединить две мои страсти, пригласив выдающихся художников современности расписать гоночные автомобили».
Эрве Пулен

Александр Колдер возле расписанного им автомобиля (буквы CA – инициалы художника: Calder Alexander), на заднем плане за машиной – скульптуры Колдера

эта же машина в цвете
BMW 3.0 CSL имеет двигатель 480 л/с, максимальная скорость 290 км/ч.
Победить в 24-часовой гонке в Ле-Мане в 1975 году BMW 3.0 CSL не удалось - автомобиль вынужден был сойти с дистанции на восьмом часу гонки из-за поломки карданного вала.
ART CAR BMW 320i Turbo от Роя Лихтенштейна, 1977 год
Выдающийся американский художник Рой Лихтенштейн, один из основателей и виднейших представителей поп-арта, в 1977 году поучаствовал в проекте BMW ART CARS и расписал BMW 320i Turbo.

BMW 320i Turbo имеет 4-цилиндровый двигатель 300 л/с, максимальная скорость 260 км/ч.
«Я стремился к тому, чтобы линии, которые я нарисовал, являлись отображением дороги, которая показывает машине направление движения».
Рой Лихтенштейн о BMW 320i Turbo
В июне 1977 года в 24-часовой гонке в Ле-Мане Эрве Пулен и второй член экипажа BMW 320i Turbo Marcel Mignot пришли к финишу девятыми в общем зачёте и первыми в своём классе.
ART CAR BMW M1 Group 4 от Энди Уорхола, 1979 год
Вместо того, чтобы как его предшественники, расписать только макет автомобиля, а роспись самого автомобиля доверить помощникам, Энди Уорхол проделал всю работу самостоятельно, расписав непосредственно автомобиль, а не только макет. BMW M1 Group 4 от короля поп-арта раскрашен в яркие размытые цвета; в целом, рисунок ассоциируется со скоростью.

Энди Уорхол за работой

BMW M1 Group 4 от Энди Уорхола
BMW M1 Group 4 имеет 6-цилиндровый двигатель 470 л/с, максимальная скорость 305 км/ч.
BMW M1 Group 4 принял участие в 24-часовом марафоне в Ле-Мане 1979 года и финишировал шестым в общем зачёте и вторым в своём классе.
ART CAR BMW M3GT2 от Джеффа Кунса, 2010
Один из самых известных современных американских художников Джефф Кунс также поучаствовал в проекте, расписав BMW M3GT2 в 2010.
«Эти гоночные автомобили подобны жизни, они могущественны и в них заключена большая энергия. Вы можете взаимодействовать с таким автомобилем, привнести что-то в него, а также подключиться к его энергии. Под его корпусом огромная мощь, и я хочу, чтобы мои идеи соединились с этим автомобилем, а это означает соединиться с его мощью».
Джефф Кунс о BMW M3GT2

BMW M3GT2 имеет 4-литровый двигатель 500 л/с, максимальная скорость 300 км/ч.
BMW M3GT2 принял участие в 24-часовом марафоне в Ле-Мане в 2010 году, стартовав под номером 79 – дань памяти BMW M1 Group 4 от Энди Уорхола, расписанному королём поп-арта в 1979 году. Из-за технических проблем автомобиль сошёл с дистанции всего через пять часов после старта.
В 2016 году популярная китайская художница Цао (Шао) Фэй и известный американский художник старшего поколения Джон Балдессари создадут 18-й, юбилейный BMW ART CAR.
автор: Елизавета Мельниченко