Рой Лихтенштейн – один из самых влиятельных и новаторских художников второй половины ХХ века. Его творчество относят к поп-арту – движению, на формирование которого он сильно повлиял. В первых работах Лихтенштейн использовал образы из комиксов и рекламы, увеличивая их и стилизуя их под газетную печать. Эти картины активизировали американский художественный процесс и изменили историю современного искусства. После первого успеха в начале 1960-х годов, Рой Лихтенштейн создал более 5000 картин, рисунков, скульптур, муралов и других художественных объектов, которые ныне собраны в разных коллекциях по всему миру и украшают площади многих городов Европы и Америки.
Рой Лихтенштейн родился 27 октября 1923-го года в Нью-Йорке, был первым из двух детей в среднестатистической еврейской семье. Отец Роя был успешным брокером, мать – домохозяйкой, которая, впрочем, с детства прививала сыну и дочери любовь к искусству – водила в музеи и на концерты. В школе Франклина для мальчиков, где учился Рой, искусство не преподавали, но художественные задатки у младшего Лихтенштейна проявились независимо от этого. Много часов он проводил в Американском музее природной истории и Музее современного искусства, играл на фортепиано и кларнете, развивал любовь к джазу.
Следуя зову сердца, летом 1940-го года Рой начал учиться живописи и рисованию в Лиге студентов искусства Нью-Йорка. В том же году он поступил в Государственный университет штата Огайо, где изучал искусство.

Рой Лихтенштейн
В феврале 1943-го года Рой Лихтенштейн был призван в армию и отправлен в Европу. Пехотинцем он побывал во Франции, Бельгии и Германии. После объявления мира на этой территории он Рой отправился учить в Сорбонну, в Париж, но, узнав о серьёзной болезни отца, вернулся в Нью-Йорк. После скоропостижной смерти отца в 1946-м году Рой Лихтенштейн всё же получил степень бакалавра, а затем магистра изобразительного искусства в университете штата Огайо, где провёл следующие 10 лет в качестве преподавателя.
В 1949-м году он женился на Элизабет Уилсон Сарински, которая работала в объединении галерей Кливленда, где у Лихтенштейна была художественная выставка. В 1954-м году у них родился первый сын, Дэйвид Хойт Лихтенштейн – современный автор песен, а в 1956-м – второй сын Митчелл.
В 1961-м году Рой Лихтенштейн начал преподавать в университете Рутгерса. В этот период художник находился в поиске своего жанра, обращаясь то к кубизму, то к экспрессионизму, то к абстракции. Но под влиянием Алана Капроу всё больше тяготел к поп-арту, к тому, что он называл «самым идиотским» и «худшим» визуальным элементом – рекламе и комиксам. Тем не менее, именно интерпретация этих видов искусства стала главнейшим элементом творчества Роя Лихтенштейна. То, что другие презирали как обыденность, очаровало его своего рода классикой и идеальным отображением «чисто американского сюжета».
Первой масштабной работой в данном стиле была «Look Mickey» (1961). Побудил Лихтенштейна создать её случай, когда один из его сыновей указал ему на изображение Микки Мауса в книге и произнёс: «Спорим, ты не можешь нарисовать так же хорошо, пап?» В том же году художник создал ещё шесть работ с узнаваемыми персонажами из мультиков.

Рой Лихтенштейн
Стараниями владельца галереи в Нью-Йорке Лео Кастелли в 1962-м году у Роя Лихтенштейна состоялась персональная выставка. Всё собрание его работ было выкуплено влиятельными коллекционерами ещё до её открытия. Все работы, созданные им в период между 1961-1962-м годами были сосредоточенны на бытовых объектах, таких как кроссовки, хот-доги и мячи для гольфа.
С этого момента Лихтенштейн начал покорять мировой рынок искусства. Для этого он даже переехал из географической и культурной изоляции Огайо в Нью-Йорк.

Рой Лихтенштейн. Большое полотно №6 (1965)
В 1963-м году художник создал одну из своих самых знаменитых работ «Drowning Girl» (Музей современного искусства в Нью-Йорке). В ней уже появились толстые линии, смелые краски и точки, характерные для его творчества. Кстати говоря, именно точки, напоминающие масштабную печать, стали фирменным знаком Роя Лихтенштейна.

Рой Лихтенштейн. Torpedo...Los! (1962)
К моменту его второй персональной выставки в стиле поп-арт, работы Роя Лихтенштейна были показаны в музеях и галереях по всей стране. Обычно их выставляли рядом с работами Раушенберга, Энди Уорхола, Розенквиста и других представителей поп-арта.

Рой Лихтенштейн. Поцелуй 2 (1962)
После первого коммерческого успеха и одобрения критиков Рой Лихтенштейн решил всецело отдаться художественным поискам. Он оставил преподавательскую работу, развёлся с женой и переехал на Манхеттен. Сюжет его работ заметно расширился – рядом с комиксами появились интерпретации картин Сезанна, Модриана и Пикассо, а также натюрморты и пейзажи.

Рой Лихтенштейн. Слёзы счастья (1964)
Помимо этого Лихтенштейн создавал гравюры и скульптуру. Как в дву-, так и в трёх-мерных объектах он использовал промышленные материалы, которые не имели прямого отношения к искусству. Кроме того, он разрабатывал и создавал товары массового потребления, которые стоили значительно дешевле, чем его живопись и скульптура. Во время участия в одной из таких выставок, на Шоу американских супермаркетов в 1964-м году, где Лихтенштейн презентовал дизайн сумки, он и встретил свою вторую жену, галериста Дороти Гершка.

Рой Лихтенштейн. В машине (1963)
Кроме рисунков и скульптуры, Рой Лихтенштейн создал также более 300 принтов, в основном с помощью трафаретной печати.

Рой Лихтенштейн. Нууу...Ладно (1964)
В 1964-м году Лихтенштейн стал первым американским художником, работы которого были представлены в галерее «Тэйт» в Лондоне. В 1967-м году состоялась первая ретроспектива его работ в художественном музее Пасадены в Калифорнии. В том же году персональные выставки художника состоялись в Европе, а именно, в Амстердаме, Берне и Ганновере. Ретроспективные выставки Роя Лихтенштейна в музее Гуггенхайма проходили в 1969-м и в 1994-м годах. В 1987-м году Рой Лихтенштейн стал первым из живущих художников, чья персональная выставка состоялась в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

Рой Лихтенштейн. Я вижу всю комнату...И там никого (1961)
Рой Лихтенштейн умер от пневмонии в 1997-м году.

Рой Лихтенштейн. Спящая девушка (1964)
Вместе со многими другими произведениями часть работ Роя Лихтенштейна были уничтожены во время трагедии во Всемирном торговом центре 11 сентября 2001 года.

Рой Лихтенштейн. Жещина с цветастой шляпой (1963)
Благодаря пожертвованию самого Роя Лихтенштейна в 1996-м году Национальная галерея искусств Вашингтона стала обладателем самого крупного собрания его работ. Несколько важных произведений Лихтенштейна находятся в Институте искусств Чикаго. Также некоторые работы хранятся в коллекции Фонда Роя Лихтенштейна. В Европе самым серьёзным собранием работ художника может похвастаться Музей Людвига в Кёльне. В общей сложности, творческое наследие Роя Лихтенштейна, включая живопись, рисунки, гравюры, принты, муралы и скульптуру, составляет около 5000 работ.

Рой Лихтенштейн. Медсестра (1964)
В том, что произведения Роя Лихтенштейна были рекорды на рынке искусства ещё при жизни художника, можно убедиться из таблицы ниже.
Название работы и год создания |
Дата продажи |
Цена, $ |
Большое полотно №6 (1965) |
ноябрь 1970 года |
75 000 |
Torpedo...Los! (1963) |
7 ноября 1989 года |
5,5 миллионов |
Поцелуй 2 (1962) |
1990 год |
6 миллионов |
Слёзы счастья (1964) |
ноябрь 2002 года |
7, 1 миллиона |
В машине (1963) |
2005 год |
16, 2 миллиона |
Нууу... Ладно (1964) |
ноябрь 2010 года |
42, 6 миллиона |
Я вижу всю комнату... И там никого! (1961) |
ноябрь 2011 года |
43 миллиона |
Спящая девушка (1964) |
9 мая 2012 года |
44, 8 миллиона |
Женщина с цветастой шляпой (1963) |
15 мая 2013 года |
56, 1 миллиона |
Медсестра (1964) |
9 ноября 2015 года |
95, 4 миллиона |