Сегодня Жан-Мишель Баския считается одним из самых знаменитых граффити-художников в мире. Его работы, которые, казалось бы, может нарисовать каждый, продаются на престижных аукционах за миллионы долларов. Например, его картина «Затуманенные головы» (1982) была продана в мае 2013-го года на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за 48,8 миллионов долларов, что ставит Баския в один ряд с такими признанными художниками, как Рой Лихтенштейн, Джексон Поллок и другие.

Жан-Мишель Баския. «Затуманенные головы» (1982)
Жан-Мишель Баския родился 22 декабря 1960-го года в Бруклине, Нью-Йорк. Его отец Джерард был родом из Гаити (гаитянские мотивы очень часто появляются в работах художника), мать Матильда – из Пуэрто-Рико. Она же всячески поддерживала все ранние творческие начинания сына, способствовала его всестороннему обучению. Жан-Мишель, помимо английского, владел также испанским и французским языками, что можно проследить на его работах. С матерью Жан-Мишель часто посещал музеи, был членом детского художественного клуба Бруклинского музея.
Когда в 7 лет Баския сбила машина, он попал в больницу, и мать подарила ему справочник «Анатомия Грея», чтобы мальчик понял, почему ему больно. Позже в разных работах Баския можно встретить ссылки на этот учебник, многочисленные изображения человеческих черепов.
Уйдя из дома в возрасте 17 лет, Жан-Мишель Баския вместе с другом по имени Al Diaz начали рисовать свои первые граффити, подписывая их SAMO или SAMO shit (от английского «same old shit» - «то же старое дерьмо»). Рисунки эти он часто сопровождал провокационными и социально-политическими надписями, которые трудно перевести с английского языка дословно.

Баския часто расписывал стены недалеко от Манхэттенских галерей или богемных клубов района Сохо, чтобы привлечь внимание «официального белого искусства». Его работы были многозначны, имели несколько смысловых уровней. На тот момент, да и после него, никто подобного не делал. И ещё в юном возрасте амбициозный Баския, кажется, это понимал. Он знал, что прославился, и своё особое положение отмечал короной на многих работах.
На жизнь юный Баския зарабатывал рисованием открыток. Однажды, в 1979-м году, увидев в окне одного нью-йоркского кафе Энди Уорхола, Баския вошёл и предложил ему купить открытку. Открытка Уорхолу понравилась, но знакомство молодых людей не продолжилось.

Жан-Мишель Баския и Энди Уорхол
В конце 70-х Баския вместе с друзьями создаёт музыкальную группу Grey. Парни играли в разных клубах оживлённого Манхеттена.
Помимо стен, художник расписывал и разный уличный хлам, превращая его в арт-объекты. Также работал и с холстом, рисовал на бумаге.
«Я не думаю об искусстве, когда работаю. Я стараюсь думать о жизни». Жан-Мишель Баския
В июне 1980-го года Баския участвует в первой групповой художественной выставке – The Times Square Show, а затем и в многих других, совместно Францеско Клементе, Дэвидом Салле и Энцо Кукки – художниками, которых искусствоведы позже назовут неоэкспрессионистами, а коллекционеры будут готовы отдать миллионы за их новаторские работы. Джулиан Шнабель, кстати, в 1996-м году снял биографический фильм-драму о Баския спустя 8 лет после его смерти.
Он становится чуть ли не первым чернокожим художником, которого признают в мире искусства. Тем не менее, тема расовой дискриминации занимает одно из главных мест в его дальнейшем творчестве.

«Вам нравится, что вас называют чёрным Пикассо?», - спросил Жана-Поля критик Хилтон Крамер. На что Баския ответил: «Это и лестно, и унизительно. Большинство отзывов обо мне касаются моей личности, а не моих работ. Они просто расисты, большинство тех людей. Они просто считают меня диким человеком, человеком-обезьяной, независимо от того, что ещё они думают».
В октябре 1982-го года Баския и Уорхол знакомятся второй раз. Первой реакцией Уорхола был вопрос, до сих пор ли Баския продаёт свои работы по одному доллару. На самом же деле, картины молодого художника на тот момент уже продавались по 10-20 тысяч долларов. Отношения художников продолжались до 1987-го года, и они очень повлияли на творчество друг друга.

Современные искусствоведы называют работы Баския не граффити, а полноценной настенной живописью. Вместе с тем, неоспорим тот факт, что охотно покупают работы Баския в основном щедрые частные коллекционеры, такие как Леонардо Ди Каприо. Музеи же пока не решаются репрезентовать художественные процессы Нью-Йорка 80-х годов работами Баския, деликатно объясняя своё опасение несоответствием картин этого художника статусу музейных работ.

Подобное двоякое отношение к творчеству Жана-Мишеля Баския присутствовало и при его жизни. В то время, как один из самых сварливых критиков того периода Хилтон Крамер приравнивал достижения Баския в искусстве к нулю, художник продавал свои работы за десятки тысяч долларов.
Жана-Мишеля Баския можно отнести к печально известному Клубу 27. Как и другие участники этого условного клуба, парень был щедро одарён талантами и умер от передозировки наркотиков в возрасте 27 лет. Поклонники творчества Баския видят в поздних его работах предчувствие смерти. Последней же работой Баския был «Всадник смерти». Похоронен на кладбище Грин-Вуд в Нью-Йорке.

Жан-Мишель Баския. «Всадник смерти». 1988