Леонардо да Винчи – универсальный гений Print

Твитнуть

“Единственное желание хороших людей – добывать знание.”
Леонардо да Винчи

Без сомнения, Леонардо да Винчи – самый универсальный гений в истории человечества. Он заложил основы современных – биологии, физики, механики, анатомии, геологии, изобразительного искусства, архитектуры.

Но по отдельности Леонардо да Винчи не был ни ботаником, ни геологом, ни физиком, ни художником, ни архитектором. Самый образованный человек своего времени, - он постиг все науки самоучкой. Леонардо с гордостью подписывался – «Леонардо да Винчи, ученик опыта». Пожалуй, это единственный пример в истории, когда для великого художника искусство не было главным делом жизни.

Трудно найти такие области знания и техники, которые не обогатил Леонардо да Винчи своими крупными открытиями. Занимаясь анатомией на практике, Леонардо знал человеческое тело лучше любого художника своего времени. Он лично провёл более тридцати вскрытий трупов. Трудно даже представить себе, какой опасности он подвергал себя при отсутствии холодильников и антисептиков.

Рисунок сердца Леонардо да Винчи. Анатомические изучения и зарисовки мужского плеча (1509 год)

 леонардо да винчи гений изобретения чертежи рисунки сердце трактат о живописи сфорца витрувианский человек  леонардо да винчи гений изобретения чертежи рисунки сердце трактат о живописи сфорца витрувианский человек

 

Леонардо восхищался красотой человеческого тела. Он проиллюстрировал мысль римского архитектора Витрувия о том, что фигуру человека с распростёртыми руками можно с абсолютной точностью вписать как в круг, так и в квадрат.

Витрувианский человек Леонардо да Винчи

 леонардо да винчи гений изобретения чертежи рисунки сердце трактат о живописи сфорца витрувианский человек
 Витрувианский человек Леонардо да Винчи

 

Универсальность гения Леонардо оценили лишь, когда обнаружились его неизвестные ранее труды – записные книжки и рукописи (около семи тысяч листов), многие из которых проиллюстрированы.

После смерти Леонардо да Винчи в 1519 году весь его архив по завещанию получил ученик художника Франческо Мельци. До самой своей смерти в 1570 году Мельци хранил эти бумаги, как святыню. Но после смерти Мельцы записи Леонардо были разрознены, и никто толком не занимался их изучением до XIX века. Судьба многих из них, попавших в частные собрания, неизвестна до сих пор. Так, в 1980 году на аукционе в Лондоне американский нефтепромышленник и коллекционер Арманд Хаммер приобрёл манускрипт Леонардо за 2,4 миллиона фунта стерлингов. На его 72 страницах Леонардо изложил свои мысли по гидравлике и космологии. Этот текст, после аукциона, получил название Кодекса Хаммера. Сегодня он известен как Кодекс Гейтса, так как был перекуплен в 1994 году Биллом Гейтсом за 30 млн долларов.

 леонардо да винчи гений изобретения чертежи рисунки сердце трактат о живописи сфорца витрувианский человек
 Арманд Хаммер
 леонардо да винчи гений изобретения чертежи рисунки сердце трактат о живописи сфорца витрувианский человек
 «Кодекс Хаммера»
 леонардо да винчи гений изобретения чертежи рисунки сердце трактат о живописи сфорца витрувианский человек
 Билл Гейтс

 

К счастью, отдельные мысли Леонардо были сведены вместе в «Трактате о живописи» ещё в XVI веке. Интересно, что название трактата не отражает его содержания, так как сам трактат не представляет цельную систему взглядов художника на искусство. Ценность трактата заключается в том, что он содержит выдержки и ссылки из старых манускриптов, которые считаются безвозвратно утерянными.

Необходимо отметить необычность рукописей Леонардо да Винчи. Художник всю жизнь учился у природы. Ещё Гераклит сказал – природа скрытна. И Леонардо пытался ей в этом соответствовать: он зашифровал свои записи. Да Винчи был левшой, писал справа налево в зеркальном отображении. Ранние его записи совершенно невозможно прочитать, но со временем зеркальное письмо Леонардо обрело определённую форму, характерный, правда, малоразборчивый, почерк. Установив начертания отдельных букв, некоторые исследователи научились читать его тексты. Но оказалось, это был не последний урок сокрытия тайн, преподанный Леонардо потомкам. Он имел привычку писать по слуховому методу: то разделял слоги одного слова, то неожиданно соединял несколько слов в одно.  Вот поэтому многие тайны гения остаются неразгаданными, что, впрочем, иногда и к лучшему. Леонардо, например, предлагал способ, как сделать плоды деревьев ядовитыми (чем не средство массового поражения!) и даже проводил опыты в своём саду. У него хватило здравого смысла остановиться в своих изысканиях и ядовитые плоды, содержащие мышьяк, выращивать не стал.

Леонардо тяготел к крайностям. Может быть, поэтому произошёл такой резкий скачок в мировосприятии уже сложившегося мастера. Да Винчи был автором прекрасных Мадонн и автором проектов самых изощрённых средств массового уничтожения людей. Но ведь Леонардо не был военным, более того, по свидетельствам знавших его людей, мастер отличался мягким характером и добрым сердцем (он даже был вегетарианцем).

Конечно, итальянские республики непрерывно воевали друг с другом. Перевороты, убийства, интервенции были обычным делом тех лет. И Леонардо жил в этом бурном и опасном мире. Но почему-то всё это мало задевало его современников-художников. Рафаэль, Боттичелли, Гоццоли были целиком погружены в сентиментальные библейские сюжеты. А Леонардо, собираясь поступить на службу к герцогу Миланскому Людовико Сфорца, заявляет себя не как художник, а как военный инженер, создатель новых образцов истребителей техники.

В своём письме, адресованном герцогу, он писал: «У меня есть проекты мостов, очень лёгких и прочных, которые легко переносить с места на место. У меня есть проекты орудий, способных забрасывать противника градом камней. Я могу сделать повозки, безопасные и неуязвимые, – они будут двигаться по полю боя, и не найдётся ни оружия, ни человека, который бы смог уничтожить их». Как из волшебного ларца доставал да Винчи смертоносные проекты. Танк (в эпоху конницы!), вертолёт, пушки, стреляющие шрапнелью, скафандр, подводная лодка, пароход, парашют, дымовая завеса для войск – вот далеко не полный перечень военного арсенала, созданию которого он отдал лучшие часы своей жизни, как бы и вовсе позабыв о живописи.

 леонардо да винчи гений изобретения чертежи рисунки сердце трактат о живописи сфорца витрувианский человек
 Леонардо да Винчи – универсальный гений. Пропеллер вертолёта
 леонардо да винчи гений изобретения чертежи рисунки сердце трактат о живописи сфорца витрувианский человек
 Леонардо да Винчи – универсальный гений. Дизайн летательного аппарата
 леонардо да винчи гений изобретения чертежи рисунки сердце трактат о живописи сфорца витрувианский человек
 Леонардо да Винчи – универсальный гений. Дизайн моста
 леонардо да винчи гений изобретения чертежи рисунки сердце трактат о живописи сфорца витрувианский человек
 Леонардо да Винчи – универсальный гений. Скафандр
 леонардо да винчи гений изобретения чертежи рисунки сердце трактат о живописи сфорца витрувианский человек
 Леонардо да Винчи – универсальный гений. Телега

 

Справедливости ради нужно отметить, что Сфорца, при дворе которого Леонардо да Винчи работал в качестве инженера-строителя, благоразумно отверг жестокие предложения изобретателя. Всё, предлагаемое Леонардо – оригинальное, новое, невиданное, на столетия опережающее своё время.

Так, только спустя пять столетий после смерти Леонардо учёные сумели разобраться в проекте его самодвижущейся тележки и построить её – предшественницу современного автомобиля. Изобретательность Леонардо не знала границ, поэтому на его чертежах, которые он сам называл «синьками», были часто представлены механизмы, совершенно немыслимые для того времени. Например, он создал чертежи воротов, рычагов и винтов для поднятия огромных тяжестей, хотя их невозможно было создать – изобретение шарикоподшипников было ещё делом далёкого будущего.

Не менее интересны и «мирные» изобретения гения – часы, ткацкий станок (один из самых интересных проектов Леонардо), машина для изготовления иголок, увеличительное стекло (за 100 лет до Галилея!).

Отдавая должное универсальности гения Леонардо да Винчи, нельзя не сказать о том, что он оставил и богатейшее наследие как писатель. Эта грань его таланта представлена баснями, притчами, афоризмами, поучительными, глубокими по смыслу. Вот одна из них: «на фиговое дерево, стоящее без плодов, никто не смотрел, когда же оно захотело, произведя означенные плоды, получить похвалу от людей, то было ими согнуто и сломлено».

Леонардо принадлежит афоризм: «Хорошо прожитая жизнь – долгая жизнь». Жизнь же Леонардо да Винчи – «самой загадочной личности в истории человечества» [по словам Кеннета Кларка, британского историка искусства] – вечная!

автор: Людмила Велигорская

фото с сайтов: warwick.ac.uk, ibiblio.org, latimesblogs.latimes.com, bohemianbookworm.com, guardian.co.uk, gallerycache.wordpress.com, bayridgess.limestone.on.ca, smh.com.au, vincemmuseum.wikispaces.com

Если вы желаете опубликовать свои отзывы/впечатления о художественных выставках, которые вы посетили, на нашем портале – вы можете прислать их в нашу редакцию по адресу: info@2queens.ru.

Также вы можете инициировать обсуждение интересных вам тем на Форуме нашего портала.

Отзывы о самых нашумевших выставках, фильмах, спектаклях – на портале 2queens.ru!

 

Твитнуть
Зимние пейзажи выдающихся художников

Зимние пейзажи выдающихся художников

2 Комментария

Многих, а может и всех, выдающихся художников восхищало то время года, когда природа отдыхает, набирается сил под пушистым белым покровом. И они, вдохновленные,

Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике

Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике

1 Комментарий

Нико Пиросмани – художник воистину легендарный. В первую очередь благодаря своим потрясающим самобытным работам в стиле примитивизма. Но также и потому, что о его

Загрузка...
КОММЕНТАРИИ

Синий от 11 мая 2013 г. 10:20

отвечаю как обладатель мужской логики: между женской и мужской логикой - пропасть. преодолению не подлежит.

tata от 11 мая 2013 г. 6:31

Отвечаю как инженер: между "размышлять и зарисовать" - и "размышлять и СОЗДАТЬ" лежит глубокая пропасть, Синий. Если бы Леонардо да Винчи стал бы воплощать в жизнь свою конструкцию моста (для того времени!), то у него бы не было времени картины писать :) Потому Сфорца его идеи и в жизнь воплощать не спешил, но уж никак не из соображений не поддаться на искушение мирового господства.

Синий от 11 мая 2013 г. 0:24

Ха-ха. Так, да Винчи размышлять и созидать был не способен, а только во сне летал?! Если тата увлекается астральными путешествиями, зачем распространять это на всё и вся? Я вот не путешествую астрально, а набросать закрылок могу.

tata от 10 мая 2013 г. 17:27

Похоже, что Леонардо да Винчи в совершенстве владел навыком астральных путешествий, в том числе и во времени. Исходя из количества рисунков, свои творения он не создавал, а зарисовывал увиденное, что и позволяет судить об опыте астральных путешествий. Это и есть тот самый волшебный ларец))
А применять свои творения он вряд ли был заинтересован, я думаю, ему было более интересно зарисовать всё увиденное и изо дня в день просто удивлять и развлекать своего покровителя Людовико Сфорца.

Alice in Wonderland от 10 мая 2013 г. 16:24

Вы все неправы, девочки))
Отступление от религиозных сюжетов может быть связано с поиском новых форм. Формы для творческого совершениствования и духовного развития можно найти и вне религиозных сюжетов. Более того, если Леонардо продолжительное время работал с религиозными сюжетами, дальнейший творческий поиск в данном направлении для него был просто невозможен, нужно было переключаться на другое.

Гении часто бывают разносторонне развиты, - "талантливый человек талантлив во всём". Наиболее знаменит Леонардо всё-таки как художник. Врядли найдётся человек, не слышавший о художнике Леонардо да Винчи, но далеко не все слышали о Леонардо-изобретателе.

Относительно связи между добротой и вегетарианством - я бы её не искала. Гитлер тоже был вегетарианцем.

Avelana от 10 мая 2013 г. 7:56

Может быть суровое осуждение жизни к старости и закономерно для человеческой психики, но вот отступление от религиозных тем и сюжетов - отнюдь не закономерность, а скорее исключение. Как правило, люди (в том числе гении) к старости всё больше думают о душе и отрекаются мирского. У Леонардо - иначе.

Людмила Велигорская от 9 мая 2013 г. 23:50

Действительно, круг интересов Леонардо поражает своей широтой, но за это ему приходилось платить. Вазари писал, что "Не успев взяться за одно дело,он оставлял его, чтобы взяться за другое". Конечно, изобретавшие что-то необычное, поражавшие этим современников, были всегда. Вообще писатели - утописты многое предвидели, но то были идеи. Идею легко высказать, трудно её воплотить.Леонардо детально представлял свои будущие изделия, которые почти все были реализованы в 19 и 20 веках -- смертоносный набор средств разрушения.Леонардо да Винчи можно считать великим пророком апокалиптического типа.К концу жизни он полностью отступает от религиозных тем и сюжетов.В его работах начинает всё больше начинает проявляться инфернальное начало. А. может быть, улыбка Джоконды, которую он писал 4 года и так и не закончи, не загадочная, а сардоническая?Что он хотел выразить этим ликом? Ответа на этот вопрос он не оставил. Конечно, эволюция мастера -- от мечтаний юности к суровому осуждению жизни в старости--вполне закономерна для человеческой психики. Но жестокость. с которой он обличал бытие и даже работал над приближением всемирной катастрофы-- это чрезвычайный случай.

Avelana от 8 мая 2013 г. 7:22

Для меня действительно загадка, как один человек мог писать Мадонн и изобретать средства массового уничтожения людей, а также думать как о возвышенном, так и о практичном (машина для изготовления иголок). Интересно, как это у Леонардо происходило во времени: одновременно или в зависимости от периода жизни и, соответственно, настроя?

  ИМЯ:    
    
E-mail:    
необязательно    
  ВАШИ КОММЕНТАРИИ:*    
Осталось символов: 

* На портале приветствуется самостоятельное мышление и не приветствуется оскорбление других пользователей. Просим максимально воздерживаться от ненормативной лексики.

Добавить Cancel

 

Дом Художников

 

НОВОЕ

История искусства рождается сегодня   О ПРОЕКТЕ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Центр Української культури та мистецтва

АВТОРСКИЕ ПРАВА

Копирование материалов портала 2queens.ru разрешается при наличии гиперссылки, открытой для индексации поисковыми системами, и уведомления о копировании материалов редакции портала 2queens.ru через почтовый ящик info@2queens.ru.