О ней упоминали как о нацистской звезде и нелюбимой актрисе Штирлица, называли как немецкой, так и советской шпионкой. Фигура Марики Рёкк, австрийской актрисы венгерского происхождения, до сих пор окутана тайнами. Но её заводная чечетка неизменно манила к себе зрителей. Платиновая блондинка, ослепляющая одной своей улыбкой, Марика Рёкк смогла до последних дней оставаться на плаву, несмотря на её популярность при гитлеровском режиме.
Марика Рёкк появилась на свет 3 ноября 1913 года в Каире. Её отец, Эдуард Рёкк, был успешным архитектором, поэтому отправить жену, Мари Каролин Шарлотт, рожать в более благоприятный для неё климат не составило проблем. Вскоре после родов вся семья вернулась в Будапешт. Но процветание семьи Рёкк длилось не долго. У отца было много заказов, а также немало сбережений. Но венгерский банк, в котором он хранил деньги, прогорел. Эта новость застала их по дороге в Париж. Чтоб хоть как-то свести концы с концами, фрау Рёкк пришлось продать свои драгоценности.
Марика понимала, что теперь сама должна добиваться счастья, поэтому в возрасте 11 лет она сказала родителям, что сможет содержать семью благодаря танцам. Марика уже давно занималась ими еще в Будапеште с позволения матери. Хоть Эдгар Рёкк и смотрел неодобрительно на такое занятие дочери, но, увидев, как она танцует, поддержал Марику и даже пообещал стать её импресарио.

Очень быстро Марика Рёкк начала выступать с венгерским чардашем в Париже, а уже вскоре и в Нью-Йорке. Многими годами позднее Марика Рёкк напишет свою автобиографию «Сердце с перцем», где вспомнит начала своей карьеры: «В одиннадцать лет я танцевала в варьете «Мулен Руж» в Париже, в двенадцать пробовала свои силы на Бродвее, стала любимицей публики бульварного кольца в Будапеште. В Вене за роль в «Звезде манежа» меня превознесли до небес, как новое светило под куполом цирка».
Ей хотелось добиться совершенства во всем. Марика неустанно схватывала всё новые умения: акробатика, балет, верховая езда. Она ни перед чем не останавливалась.

В те годы, все мечтали видеть Марику Рёкк у себя. Её делами руководил отец, всегда желавший заполучить наиболее выгодный контракт. И вот, после очередного успеха в США, кинокомпании «UFA» предложила ей заключить контракт. Эдуард понимал, что в будущем именно фильмы смогут принести дочери славу. Но у Марики были совсем другие планы — новое турне по Штатам.
«Если ты всю жизнь мечтаешь быть третьей слева в каком-нибудь ревю, то поезжай в турне. Но если твоя цель – прославиться на весь мир, твое будущее – кино», – настоял на своем Эдуард. Сколько бы Марика не старалась, решение отца было неуклонным. Всё, что девушке оставалось, испортить свою роль, чтоб режиссер отказался с ней работать.
Но как бы Марика Рёкк не старалась, её приглашали на новые роли, правда, второго плана. Дебютной работой в кино для актрисы стала эпизодическая роль в английском мюзикле «Почему Сейлорс покидает дом?» знаменитого голливудского кино-комика и режиссера Монти Бэнкса. Через два года он вновь встретился с Рёкк на съемках своей комедии «Целуй меня слаще». Помимо этого актриса также сыграла в одном венгерском мюзикле.

Несмотря на огромную популярность, главных ролей в арсенале актрисы так и не появлялось. Марика Рёкк играла служанок, приятельниц, дублерш, продавщиц и камеристок, лишь поддерживавших общий сюжет. Первой ведущей ролью на экране стала работа в англо-венгерской комедии-оперетте «Поезд привидений».
Вскоре девушка совершенно окунется в кинематографическую жизнь и, продлив контракт с компанией «UFA», уезжает в Берлин. Её правильная по арийским меркам внешность, помогает проложить дорогу к главным ролям, несмотря на ужасное немецкое произношение. Впрочем, Марика Рёкк не стала первой «не немкой» в германском кино. Помимо неё на экранах блистали шведки Цара Леандер и Кристина Людендорф, англичанка Лилиана Харви, а также русская актриса Ольга Чехова.

В отличие от других Марика Рёкк была готова не только играть на экране, но также танцевать, исполнять акробатические трюки и скакать на лошади. Но кинематографу как раз более важна была актёрская игра Рёкк. Ей требовалось пленить каждого зрителя по отдельности. И эта часть работы в киноиндустрии давалась Марике с трудом.
Первым немецким фильмом для Марики Рёкк стала лента «Лёгкая кавалерия» Георга Якоби. Актриса буквально ненавидела режиссера, который мало того, что заставил её отказаться от любимых блюд и похудеть на десять фунтов, да еще и никогда не был доволен произношением австрийской актрисы венгерского происхождения. Тогда Марика еще не знала, что через некоторое время Георг станет её супругом, от которого она и родит дочь Габи. И, что еще важнее, он станет для Марики Рёкк, понимающим другом, который без труда разорвет их союз, когда это будет необходимо.

Постер к фильму «Лёгкая кавалерия»
Свои первые годы в немецком кино Марика Рёкк вспоминала так: «Когда я в начале 1934 года приехала в Берлин, чтобы стать знаменитостью, мне едва минуло двадцать, и уж никак не скажешь, что я появилась там как лучезарная богиня на триумфальной колеснице, о нет! Я любила зрителей, веселых людей, живую реакцию зала, смех и овации темпераментной Марике. А теперь необъезженный жеребенок попал в ежовые рукавицы берлинских кинодеятелей. Я очень хотела стать кинозвездой, но мне вовсе не улыбалось блистать и сверкать в скучной деловой атмосфере, царившей на студии УФА. В Берлине люди были совсем не такие, как на моей родине, гораздо суше и сдержаннее. Они не осыпали комплиментами и не говорили "целую ручку великой артистке", как наши венгры. Они вообще ничего не говорили. В то время на студии УФА собралось столько звезд и великих актеров, что при желании ими можно было бы заполнить Колизей. Поэтому такая дебютантка, как я, мало что значила для кинофирмы с мировым именем, хотя наличие у меня таланта считалось само собой разумеющимся. Так что я старалась глядеть во все глаза и все время быть начеку. Я потеряла былую уверенность в себе. Стоило двум осветителям, беседуя между собой, мельком взглянуть в мою сторону, я тут же бросилась к ним и прошипела сквозь зубы: «Что вы сказать обо мне?» Ведь я еще не умела правильно говорить на их языке. Свою роль в «Звезде манежа» я вызубрила наизусть и протараторила, как попугай. То есть общий смысл я, конечно, понимала, но не знала, что значит каждое слово в отдельности. Более чем прохладное отношение в Берлине поначалу очень меня огорчило. Лишь потом я оценила достоинства этой прямолинейности и даже полюбила её. Я вновь обрела уверенность в себе и точно знала, что похвала этой публики дорого стоит, что она куда важнее легковесных комплиментов. Но все это пришло намного позже. А в ту пору я чувствовала себя чужой, всеми покинутой и одинокой».

Марика Рёкк и Георг Якоби
Настоящая слава ждала Марику Рёкк с появлением эскапистской концепции Геббельса, которая предполагала, что людям требуется как можно больше развлечений, чтобы не думать о трудностях жизни. Поэтому все киностудии стали выпускать огромное количество фильмов и, преимущественно в развлекательном жанре. Наконец-то на экране пригодились танцевальные таланты Марики Рёкк, в то время как Царе Леандер удалось блеснуть великолепным голосом.
Особенно любили приглашать Марику Рёкк в кино-оперетты, кино-ревю и музыкальные комедии. Актриса идеально вписывалась в лёгкие фильмы, а вот в идеологическом кино, несмотря на правильную арийскую внешность и образ порядочной женщины, Марику не приглашали. Начиная с 1935 года, её часто снимает супруг в своих фильмах. Способности жены петь и танцевать Якоби использует вовсю. Критики хвалят Рёкк, отмечая её «грациозность и пластичность».
Они создали вместе с Якоби немало великолепных фильмов. В своих мемуарах Марика Рёкк вспоминала работу над такими их совместными фильмами: «Гаспароне», «Ночь в мае», «Хелло, Жанин», «Кора Терри» и «Женщины – все же лучшие дипломаты».

Марика Рёкк в фильме «Гаспароне»
Как вы помните, Марика Рёкк обожала танцевать чечетку. Однажды она увидела невероятные танцевальные движения американки Элеоноры Пауэлл, и решила во чтобы то ни стало добиться такого же уровня. Впервые она попробовала свои силы в картине «Гаспароне». А уже в «Хелло, Жанин», который стал любимым для самой актрисы, Марика свободно отстукивала степ на высоченной лестнице, украшенной ракушками. Сцена, в которой Марика Рёкк начинала танец на самом верху и, отбивая ритм, медленно спускалась с одной ракушки на другую, стала одной из классических опереточных сцен в кинематографе. Благодаря мастерству оператора и работе со светом, создавалось впечатление, что сама Марика просто парит в пространстве.

Марика Рёкк в фильме «Хелло, Жанин»
Фильм «Хелло, Жанин» приняли с огромным успехом, и после премьеры Марика Рёкк была приглашена на ужин к Адольфу Гитлеру. Вместо обычного фашистского приветствия, которое в вечернем платье казалось актрисе немыслимым, она сделала книксен, фюрер ответил ей тем же, поцеловав руку. В этот вечер Рёкк выслушала немало комплиментов от Гитлера. По одной из версий, фюрер поинтересовался, нет ли у Марики дублёрши, которая бы выполняла за неё сложные трюки, но актриса ответила отрицательно. После чего Гитлер поинтересовался: «Скажите же мне в таком случае, милая чудесница, чего вы не умеете делать?» И получил в ответ: «Говорить правильно по-немецки!».
Карьера занимала все мысли Марики, и актриса отказывалась видеть происходящие вокруг неё вещи. А когда все понимали необратимость происходящего, то Рёкк оставалось либо продолжать работу в Германии, либо отказаться от актёрской карьеры навсегда. И она выбрала первое.

Марика Рёкк в фильме «Кора Терри»
До советского зрителя фильмы с участием Марики Рёкк, как и многие другие немецкие и американские картины попали лишь после войны. Плёнки были захвачены в качестве трофеев, поэтому при просмотре в кинотеатре не было указано ни имен создателей, ни актёров, даже названия фильмов писались на плакатах вручную и часто были изменены. Также, перед началом таких картин всегда была надпись: «Этот фильм взят в качестве трофея после разгрома Советской Армией немецко-фашистских войск под Берлином в 1945 году».
Самым известным фильмом Марики Рёкк с СССР стала лента «Женщина моих грез», которая вышла в прокате под названием «Девушка моей мечты». Большую известность ленте и самой Марике Рёкк принесло упоминание фильма и имени главной исполнительницы в популярном сериале «Семнадцать мгновений весны». Голос Екима Копеляна, озвучивавший все мысли Штирлица в фильме, произнес: «Штирлиц пришел в кинотеатр на встречу со связником. Давали «Девушку моей мечты» с Марикой Рёкк в главной роли. Происходившее на экране не трогало его и даже где-то раздражало: Штирлиц смотрел этот фильм в двадцать седьмой раз. Связник не появился и теперь...».
Во время войны это фильм считался символом немецкого тыла, а песня «In der Nacht bleibt der Mensch nicht gern allein…» («Ночью человек неохотно остается один…») в исполнении Марики Рёкк все знали наизусть.
Это время стало звездным, как в карьере, так и в личной жизни Марики Рёкк. Во время съемок актриса уже была беременна, но, тем не менее, они с Георгом не отказались от идеи воплотить задуманное в жизнь. Фильм имел ошеломительный успех, и даже сам Геббельс, до этого критиковавший работы звездной пары, снисходительно отнесся к фильму, хотя некоторые сцены всё равно пришлось переснять.
Во время съемок главной танцевальной сцены фильма «Девушка моей мечты», где Вилли Фроман сажает Марику себе на плечи, и они кружатся среди облаков, произошел забавный инцидент. По такому случаю Фроман принес на съемки свой собственный фрак, так как его не устраивали студийные костюмы. Но вот про беременность своей партнерши актёр позабыл. Облака, бесконечно мелькавшие перед лицом актрисы, вызвали у неё головокружение и тошноту. И, когда она закричала, что вот-вот не выдержит, Вилли онемел от ужаса, ведь даже и представить не мог, что его фрак будет тот час испорчен. И он побежал. От страха он даже не сообразил, что Марику можно опустить на пол. Так они и влетели в уборную: Рёкк на плечах партнера.

Марика Рёкк в фильме «Девушка моей мечты»
После войны многие недоснятые фильмы с участием Марики Рёкк были доработаны уже на «Мосфильме», и позже принесли стране союзов немалый доход. Туда же отправились и сценические костюмы Рёкк. Инна Макарова в «Молодой гвардии» исполнила свой знаменитый танец именно в одном из этих нарядов. Правда исполнительница роли Любы Шевцовой была немного ниже немецкой кинозвезды, так что костюм пришлось перешивать.
После войны положение Марики Рёкк и её семьи сильно ухудшилось. На роли в кино любимицу Гитлера никто не приглашал. А её мужу, Георгу Якобу, был выписан запрет пять лет снимать фильмы, за то, что состоял в нацистской партии. Хотя, как члену киностудии «UFA», ему даже не оставили выбора — тогда все работники киноиндустрии вступали в партию. На Марику легла тяжелая ноша — содержать маленькую дочь, мужа и престарелых родителей. Она ездила по всей стране и давала около трех концертов каждый день, чтоб семья могла хоть как-то свести концы с концами.

Марика Рёкк с дочерью Габи
Но, после того как Якоби вступил в компартию Австрии, у него вновь появилась возможность снимать фильмы. К тому же Марика Рёкк привлекала внимание не только нацистов, но и советских чиновников, поэтому без труда нашлось финансирование на новый совместный проект творческой четы. Их новой совместной картиной стало «Дитя Дуная». Последующие работы: «Королева чардаша», «Ночью в Зеленом какаду», «Маска в голубом», снятые по хорошо отработанной Якоби схеме, были очень популярны среди европейской публики.

Марика Рёкк в фильме «Дитя Дуная»
В 1965 году Георг Якоби скончался. Но Марика Рёкк недолго оставалась в трауре по супругу и вскоре повторно вышла замуж. Новым избранником актрисы стал режиссер, с которым Рёкк работала над спектаклем «Министерство оскорблено» — Фред Рауль. Вместе с ним она переехала в Австрию, где навсегда обосновалась в городе Баден. Но и второму мужу было не суждено пережить Марику. Рауль скончался спустя 17 лет. Только неуемное желание актрисы работать дальше, помогло ей пережить эту трагедию.

Марика Рёкк со вторым мужем
Еще больше положение Марики Рёкк было осложнено слухами о том, что она якобы была шпионкой. Причем актрисе приписывали как поддержку нацистов, так и советской стороны. В книге «Мой отец – Лаврентий Берия» Серго Гегечкори писал: «Работала на Советский Союз и другая известная актриса, венгерка по национальности, Марика Рёкк (сохранена орфография автора). Если Ольга Чехова была человеком, близким к семье Гитлера, то Марика Рёкк была своим человеком в доме Геббельса, рейхсминистра пропаганды. Магда Геббельс была в быту довольно суровой женщиной, но знаменитой актрисе симпатизировала. С такой же симпатией относился к подруге жены и сам Геббельс. Впрочем, Марика не была особым исключением, – рейхсминистр вообще увлекался женщинами. Гитлер долгое время не принимал его, скажем, из-за любовной интрижки с одной чешской кинозвездой. Но как бы так ни было, Марика Рёкк имела доступ, без преувеличения, к ценнейшей разведывательной информации, которая и шла по линии советской стратегической разведки в Москву. Когда наши части вошли в Германию, она перебралась в Австрию, где ей помогли создать кинофирму. Позднее, насколько знаю, Марика Рёкк уехала в Венгрию».
Некоторые из исследователей считают, что Марика Рёкк была частью советской группы агентов Яна Чернякова. Якобы существует официальное признание ГРУ о том, что актриса состояла в данной группе и не имела никакого отношения к НКВД. Будучи приближенной к Геббельсу, ей удавалось бы добывать особо важную информацию. Но, однозначного мнения по вопросу участия Марики Рёкк в шпионаже до сих пор не существует.

Печальная слава нацистской звезды не оставила Марику Рёкк и через двадцать лет после окончания войны. Режиссер Петр Шамони, снявший актрису в одном из своих фильмов, был тут же осужден коллегами. Долгое время Рёкк боялись звать на роли в кино. Тем не менее, актрисе всё же удалось получать какие-то роли на киностудиях ФРГ и Австрии. Последний раз Марика снялась в фильме «Замок Кенигсвальд», где она сыграла баронессу фон Беме. В 1981 году Марика Рёкк окончательно распрощалась с кинематографом, и посвятила свою карьеру исключительно оперетте. Впрочем, в 80-е годы её и упоминали лишь как «известную венгерскую опереточную актрису».

«Задача человека, от рождения обладающего талантом, подчинить ему свою жизнь», — часто любила повторять Рёкк. Она никогда не переставала работать над собой. Даже в семьдесят девять лет актрису не сложно было увидеть на сцене театра оперетты в Будапеште, лихо отплясывающей чечетку. По слухам, один из зрителей даже усомнился в том, что перед ним сама Марика Рёкк, а не её дублерша. Но, неуемная жизненная сила всегда влекла актрису на сцену.

Пожалуй, самой известной арией для Марики Рёкк стала Марица в постановке знаменитой оперетты её соотечественника Имре Кальмана. Более 700 раз она появлялась на сцене в облике графини. Такая бурная театральная деятельность продолжалась до того дня как Марику Рёкк забрали в больницу Бадена. Но даже тогда журналисты не переставали удивляться, как ей удавалось сохранять себя в такой форме, на что актриса отвечала: «Господь Бог даровал мне это лицо и это тело, а о морщинах он запамятовал». Такой позитивный настрой Марика Рёкк сохранила до последних дней своей жизни. Актриса скончалась 16 мая 2004 года от инфаркта в возрасте 90 лет.

Ей удалось пленить сердца нацистских и советских зрителей. Марика Рёкк снялась в более чем сорока фильмах, но на наших экранах актриса так и осталась «Девушкой моей мечты». Её жизнь не была ни лёгкой, ни трудной, она всегда стремилась ввысь. Многогранность таланта Марики Рёкк помогла ей оставаться на высоте до последних дней своей жизни, несмотря на славу любимицы Гитлера.
автор: Елена Яковлева