За съемками культового фильма непременно стоит немало историй. Предлагаем вам интересные факты, связанные с фильмом «Место встречи изменить нельзя», в котором сыграл Владимир Высоцкий.
Высоцкий застолбил за собой роль Жеглова
Существует легенда, что именно Высоцкий предложил снимать фильм по роману «Эра милосердия» после того, как братья Вайнеры подарили ему свой роман. Якобы писатели даже изменили внешность Жеглова под Высоцкого, потому что в романе герой был высоким и плечистым красавцем.
Из воспоминаний Аркадия Вайнера о разговоре с Владимиром Высоцким:
«Я пришел застолбить Жеглова! — сказал он. — Никто вам не сыграет Жеглова так, как я его сыграю». «А у меня печень разболелась, и вообще, характер достаточно ехидный, я и говорю ему: «Ну уж, так и никто…» — «А кто сыграет?!» — «Ну, начнем с Николая Губенко. Мужественный, красивый, пластичный, талантливый… Чем плохой Жеглов?» — «Знаешь, ты прав, он замечательный актер». — «Ну, а вот сейчас бушует повсюду новая звезда — Сережа Шакуров. Такой красивый, обаятельный. Чем не Жеглов?» — «У-у-у! И его я забыл… И он сыграет Жеглова». Тут я сел на стул, потому что еще ни от одного артиста в жизни не слышал, что он может предположить, будто кто-то сыграет какую-то роль лучше его… Высоцкий постоял, перекачиваясь с ноги на ногу и произнес: «Да, он сыграл лучше бы… Но вам-то с Жорой лучше не надо, вам надо так, как только я сыграю. Тут я расхохотался, обнял его».
Пробы на роль Жеглова
Несмотря на то, что все прекрасно понимали, что роль Жеглова идеально подходила Владимиру Высоцкому, всё же решено было провести пробы:
«Володю я мог бы утвердить и без проб, потому что для меня, как и для всех нас, было ясно, что эту роль должен играть только он. Но это происходило в те времена, когда он еще ни разу не появлялся на телеэкране, а тут — такая одиозная фигура — в пятисерийном фильме! Поэтому я сделал на эту роль несколько проб других актеров, которые заведомо не могли тягаться с Высоцким. И когда показывал руководству пробы, я показал и эти пробы, которые были, конечно, гораздо хуже проб Высоцкого. Начальство это очень убедило».

Как-то Говорухин рассказывал, что однажды Владимир Высоцкий и Марина Влади приехали к нему еще до съемок, и Высоцкий отказался от участия в фильме:
«Я не могу терять год жизни на кино! Чувствую, что мне мало осталось, хочу и должен писать…».
Но Станиславу Говорухину всё же удалось его переубедить, так как без Высоцкого фильма «Место встречи изменить нельзя» просто бы не было.
Но и во время съемок всё было не очень гладко. Сцену погони за грузовиком Фокса снимали без Высоцкого, так как он сильно разругался с Говорухиным. А крупные планы Жеглова («Ваня Пасюк, держи меня! — Как? — Нежно!») доснимали уже позже, когда актёр всё-таки вернулся.
У Глеба Жеглова не было никакого реального прототипа, его образ был собран из разных знакомых братьев Вайнеров. А вот прообразом Володи Шарапова был вполне реальный начальник отдела МУРа Владимир Арапов. Кстати, у Владимира Конкина с ним чуть ли не портретное сходство. Правда, характер Арапова был ничуть не похож на литературный образ скромного Шарапова — реальный начальник всегда был балагуром.
Шарапов
Однако братья Вайнеры были недовольны кандидатурой Конкина. Сами они пригласили на эту роль Евгения Герасимова, но он был очень занят в другом проекте. Станислав Говорухин пригласил Сергея Иванова, но тот как раз снимался в фильме «Рожденная революцией». Также на роль Шарапова пробовались Александр Абдулов, Сергей Никоненко, Евгений Леонов-Гладышев (сыгравший здесь роль Вани Векшина), Юрий Шлыков, Александр Курепов и даже Станислав Садальский.

Во время создания сюжета были использованы настоящие уголовные дела. К примеру, случай, о котором Жеглов рассказывает в первой серии Шарапову — об убийстве, которое было инсценировано под бандитское нападение — действительно случился в Москве, и расследовал его тот самый Владимир Арапов. Дело Груздева также основывалось на реальной истории: в 1944 году Евгения Миркина, кандидата медицинских наук, обвинили в убийстве жены, но, к его счастью, работники МУРа смогли доказать обратное и спасли его от смерти.
Банда «Чёрная кошка»
Банда «Чёрная кошка» также существовала в действительности, но проходила в МУРе как «Банда Ивана Митина». Её членами были работники Красногорского механического завода в Подмосковье, основной доход которым приносили грабежи сберкасс.

«Эра милосердия»
«Эра милосердия» — так называется роман братьев Вайнеров, который лёг в основу фильма. И также изначально должен был называться сам фильм. Но слово «милосердие» звучало несколько претенциозно для советских чиновников, поэтому название пришлось изменить.
Основное отличие фильма от книги заключается в финале. По сюжету романа в конце Левченко и Варя умирают. Как вспоминает Говорухин:
«Нам сказал шеф телевидения Лапин, что всю неделю люди будут смотреть фильм по телевизору, закончится он, скорее всего, в воскресенье, и с каким же настроением они пойдут в понедельник на работу, если ещё и Варя (кроме Левченко) погибнет? Пришлось оставить Варю в живых».

Сцены, которые были удалены при монтировании фильма
Изначально планировалось снять шестисерийный телефильм, но по требованию Гостелерадио СССР, несмотря на ранее заключенный договор с Одесской киностудией, было снято только пять. Таким образом, некоторые серии перемонтировали, а остальной материал просто убрали из фильма. В числе удаленных сцен была история дружбы Шарапова и Левченко. Изначально планировалось, что сцены с воспоминаниями Шарапова с фронта показывались в начале сериала, а потом периодически повторялась, как его воспоминания при различных событиях, в том числе, когда Шарапов узнал Левченко, и при их разговоре ночью. А также были удалены фрагменты, объясняющие, кто такой «Сенечка „Тузик“» из сцен с Васей Векшиным до его убийства.
Также в титрах можно увидеть имя Пьер Оссейн. Это сын Марины Влади и Робера Оссейна, но по его словам, хоть он и участвовал в съемках, себя в фильме он так и не нашел. А причина в том, что он участвовал в тех военных эпизодах, которые не вошли в фильм.

«Облигация или Аблигация?», — эта фраза, ставшая крылатой, появилось в фильме совершенно случайно. Актриса Лариса Удовиченко призналась, что совершенно искренне задала этот вопрос, так как во время съемок действительно не знала правильного написания.
Еще одна знаменитая фраза «Значит, будет сидеть!», которую Жеглов выкрикнул после слов «Вор должен сидеть», Высоцкий сымпровизировал, так как в сценарии её не было.

Владимир Высоцкий внес в фильм немалый вклад и в качестве режиссера. Когда Говорухин отсутствовал, то всегда оставлял его за главного. Благодаря этому в фильме появилась сцена допроса Груздева, эпизоды с шепелявым карманником Кирпичом, чей образ создал Высоцкий, а также фотография Вари на двери подвальной каморки, которая помогла Шарапову спастись. Также, когда снимался эпизод со Светланой Светличной, она не знала, куда девать свои руки, и поэтому вся сцена выглядела неестественно. Высоцкий придумал выход: занять руки Светличной механическим протиранием тарелки.
Виктора Павлова на роль Левченко также пригласил Высоцкий:
«Сниматься мне предложил Владимир Высоцкий. Роль бывшего фронтовика, ныне заблудившегося человека была не очень большая, но чрезвычайно важная для понимания общего строя картины. Володя Высоцкий сказал мне тогда: «Соглашайся, – режиссёр тебе не знаком, роль сделаешь такой, какой ты её увидишь». Так и получилось. Я испытал большое творческое удовлетворение от участия в съёмках фильма «Место встречи изменить нельзя».

Когда в ресторане Фокс танцует с официанткой, а Жеглов за ним наблюдает, за его столиком сидит Наталья Дарьялова, дочь писателя Аркадия Вайнера, а сын друга Высоцкого в это время танцует с Ларисой Гузеевой. Также в оркестре на заднем плане можно увидеть Сергея Мазаева, играющего на саксофоне. Он же в составе оркестра исполняет песню «Неудачное свидание» в финальной серии.
В фильме Высоцкий исполняет несколько строк из «Лилового негра» Вертинского, один из немногих моментов, когда он поет не свою песню. Сам же музыкант написал для фильма песню «О конце войны», но Говорухин отказался включать её в киноленту, так же, как и предложенную «Балладу о детстве». Впрочем Высоцкий, которому очень не понравилось то, что режиссер просит его петь чужую песню, постоянно перерывал исполнение обращениями к Шарапову.
Краткое содержание предыдущих серий, которое появляется начиная со второй, на самом деле является неудачными дублями, которые не вошли в фильм.
Владимира Высоцкого настолько увлекла эта работа, что после съемок он даже предложил братьям Вайнерам проект сценария к продолжению картины. Он долго лежал в их столе, но когда речь зашла о съемках продолжения, то Станислав Говорухин отказался от этой идеи: «Жеглов умер, Шарапов стар, с кем и зачем продолжать?».

Почти сорок лет прошло с момента выхода на экраны фильма «Место встречи изменить нельзя», но фильм по прежнему остается самым любимым и не только в фильмографии Станислава Говорухина, но и во всём советском кино.
автор: Елена Яковлева