Эдуард Мане: импрессионизм как метод переосмысления классики Print

Твитнуть

“Надо быть современником и писать то, что видишь”, - сказал Мане в юности и никогда не отступал от этого. Создавая свои образы, пользовался мотивами, почерпнутыми у старых мастеров, − таков был свойственный художнику метод утверждения современного человека в искусстве.

Эдуард Мане родился 23 января 1832 года в Париже, в семье Огюста Мане, чиновника Министерства юстиции, и Эжени-Дезире Фурнье, дочери дипломата. Его родители надеялись, что сын получит престижное юридическое образование и сделает блестящую карьеру государственного чиновника. В 1839 году Эдуард Мане был отдан в пансион аббата Пуалу, а в 1844-1848 годах учился в коллеже Роллен. С согласия отца Мане даже намеревается стать моряком. И, не смотря на то, что дважды проваливается на конкурсе в Борда, ему всё же удалось в качестве юнги совершить круиз в Рио-де-Жанейро. Но, в конце концов, тяга к творчеству победила.

В течение шести лет (1850-1856) Эдуард Мане занимался живописью в мастерской известного на то время исторического художника Тома Кутюра. Но в занятиях этих сразу появился сильный антагонизм: трудно было найти что-то более несочитаемое, чем стремление Мане к живому искусству и академический “историзм” Кутюра. Но, как говорится, нет худа без добра. Именно в мастерской Кутюра, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, Мане открыл для себя классическое наследие.

Оставив рутину школы Кутюра, 24-летний Мане активно занялся самообразованием, регулярно посещал Лувр. Позже совершил путешествие по музеям Италии, Германии, Австрии, Голландии, Испании, где, как любой начинающий художник, копировал работы великих мастеров – Тициана, Веласкеса и Рембрандта.

 Натюрморт Эдуард Мане импрессионизм картины фото
Эдуард Мане, “Натюрморт”

 

В 1859 году Мане вместе с друзьями попытался выставить свои работы в Салоне, который проходил тогда раз в два года. Но его картина “Любитель абсента” (1859) была отвергнута. Кстати, работа эта создавалась не без влияния дружбы с поэтом Шарлем Бодлером, и, кажется, была иллюстрацией к его сборнику “Цветы зла”.

Первой успешной работой Мане стал “Завтрак на траве” (1862). Вот что рассказывал о ней Мане своему другу, журналисту А. Прусту: “Когда я был в ателье, я копировал Джорджоне, нагую женщину с музыкантами. Но у меня все будет по-другому − я перенесу сцену на воздух, окружу ее прозрачной атмосферой, а люди будут такими, какими мы их видим сегодня”.  Это очень важно, ведь именно открытое обращение художника к старой живописи подчёркивало новизну его стиля.

 Завтрак на траве 1862 Эдуард Мане импрессионизм картины фото
Эдуард Мане, “Завтрак на траве”, 1862

 

На картине изображены парижане 60-х годов XIX века, непринуждённо расположившиеся на месте классических героев. Дерзкий и непосредственный взгляд обнажённой женщины (художник написал её со своей любимой натурщицы Викторины Меран) устремлён прямо на зрителя. В работе видны характерные для Мане тенденции: стремление к мгновенной фиксации увиденного и, в то же время, к статичной манере письма. Если пейзаж написан легкими, стремительными мазками, то фигуры и натюрморт представлены в более сгущенных и контрастных тонах. Но эта работа Мане была отвергнута Салоном и экспонировалась в так называемом “Салоне отвергнутых”. С этого и начался непримиримый конфликт Мане с официальным искусством.

Конфликт усугубился с появлением следующего произведения Мане – знаменитой “Олимпии”, которая также стала своего рода пощёчиной общественному вкусу. В ней художник также модернизировал классические мотивы (прототипом служила “Венера Урбинская” Тициана). Вместо Венеры Мане изобразил “голую женщину на неприбранной постели и возле нее негритянку с букетом цветов и черную кошку с выгнутой спиной”. Между персонажами не видно явной связи, но от их сочетания рождаются неоднозначные ассоциации. Моделью для Олимпии также служила Викторина Меран.

 Олимпия 1863 Эдуард Мане импрессионизм картины фото
 Эдуард Мане, “Олимпия”, 1863

 

Картина была принята в Салон и потрясла публику. Возле неё собирались толпы людей, некоторые норовили проткнуть её зонтиками, и охранники вынуждены были призывать всех к порядку. Новизна этих двух полотен вызывала критику со всех сторон. Но более проницательными оказались Эмиль Золя, Виктор Гюго и Шарль Бодлер – они приняли сторону Мане. Золя активно защищал Мане в прессе: Поскольку об этом никто не говорит, говорить буду я. И буду кричать об этом с крыш домов. Я настолько убежден, что господин Мане − художник завтрашнего дня, что, будь я богат, я бы скупил сегодня все его полотна, и это было бы выгоднейшим капиталовложением. Место господина Мане − в Лувре, как и Курбе, как любого художника, наделенного сильным, бескомпромиссным талантом”.

 Голова собаки Эдуард Мане импрессионизм картины фото
Эдуард Мане, “Голова собаки” 

 

Любопытно писал об Эдуарде Мане А. Пруст: Глаз Мане был наделен поразительной зоркостью, Париж не знал фланера, который бы извлекал столько наблюдений из своих прогулок по городу”. Мане писал парижские улицы и кафе, скачки, морские сцены, обнажённых женщин за туалетом, портреты и натюрморты. Именно это стремление облагородить саму окружающую действительность привлекало к Мане молодых новаторов, за которыми вскоре утвердилось название импрессионистов. Местом, где собирались художники нового направления, стало кафе “Гербуа” в квартале Батиньоль, откуда произошло первое название группы – “батиньольская”. Но, хотя Эдуард Мане во многом способствовал зарождению импрессионизма, сам он не слился с этим движением. Своеобразным итогом импрессионистических поисков и всего творчества Мане становится его работа “Бар в Фоли-Бержер” (1882).

В 1860-х годах Мане создавал преимущественно портреты современников. Фигуры эти удивительны простотой движений и поз, запечатлённых быстрыми и решительными мазками. В них читается тончайший психологизм, проникновенность и наблюдательность художника, умение в нескольких штрихах передать характер героя.

 Нана 1877 Эдуард Мане импрессионизм картины фото
 Эдуард Мане, “Нана”, 1877

 

Если где-то происходило интересное событие, Мане отправлялся туда и фиксировал его  подобно фоторепортёру. Он был единственным импрессионистом, рисовавшим батальные сцены. Примером может служить написанная в открытом море работа “Битва “Кирсаджа” и “Алабамы” (1864) – изображающая североамериканский корвет “Кирсадж” и помогающий южанам капер “Алабама”.

Битва Кирсаджа и Алабамы 1864 Эдуард Мане импрессионизм картины фото
Эдуард Мане, “Битва “Кирсаджа” и “Алабамы”, 1864

 

В 1874 году, когда его друзья-импрессионисты решили выставиться вместе, Мане отошёл от них, оставив место главы движения за Клодом Моне.

В поздний период своего творчества Эдуард Мане окончательно отдалился от импрессионизма и возвратился к своему прежнему стилю. В середине 1870-х годов увлеченно работал пастелью (“Женщина, подвязывающая чулок”, 1880).

 Женщина, подвязвающая чулок, пастель, 1878 - 1879 Эдуард Мане импрессионизм картины фото
Эдуард Мане, “Женщина, подвязывающая чулок”, 1880

 

Официальное признание Эдуард Мане получил в 1882 году, когда ему был вручен орден Почетного Легиона − главная награда Франции. Большая выставка его работ прошла в 1983 в Париже (Гран Пале) и Нью-Йорке (музей Метрополитен).

30 апреля 1883 года после перенесенной операции Эдуард Мане умер в возрасте 52-х лет.

Несмотря на то, что Мане регулярно изменял своей жене, он был превосходным мужем для Сюзанны, своей первой возлюбленной, и питал к ней самые нежные чувства. Между супругами было заключено джентльменское соглашение: она не держала его в узде, а он каждый вечер добросовестно возвращался домой, к своей роли крупного буржуа, отца семейства, где он принимал друзей совсем иного рода, нежели в мастерской: респектабельных любителей музыки с безупречной репутацией.

“Надо быть современником и писать то, что видишь”, - сказал Мане в юности и никогда не отступал от этого. Создавая свои образы, пользовался мотивами, почерпнутыми у старых мастеров, − таков был свойственный художнику метод утверждения современного человека в искусстве.

автор: Юлия Каминская, галерист

 

Твитнуть
КОММЕНТАРИИ

Alice от 18 марта 2012 г. 15:05

Все-таки, пастелью можно создать просто живописный шедевр...

Юлия Каминская от 16 марта 2012 г. 14:44

Ой, ошибка системы... Это Дега не был женат... Но об этом позже...

Юлия Каминская от 16 марта 2012 г. 14:43

И что странно, что при такой любви к женщинам, он не был женат...

Лера от 16 марта 2012 г. 8:15

С какой любовью Эдуард Мане изображает женщин - Нана, Женщина, подвязывающая чулок, Завтрак на траве - вообще шедевр, кстати, кто читал Эмиль Золя "Нана" - я её представляла именно такой, по-моему, там даже на обложке была эта иллюстрация - я не знала, что это картина признаного художника такого уровня!

2 от 16 марта 2012 г. 6:54

Отличный метод, беспроигрышный вариант для любого жанра! Надо брать на вооружение!

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИИ
ИМЯ ИЛИ НИК:*    
E-mail:    
не обязательно    
ВАШИ КОММЕНТАРИИ:*    
Осталось символов: 

На портале приветствуется самостоятельное мышление и не приветствуется оскорбление других пользователей. Просим максимально воздерживаться от ненормативной лексики.

Добавить Отмена




САМОЕ ЧИТАЕМОЕ

ИСТОРИЯ

Когда и сколько заплатили Иуде Искариоту

Игорь Мельниченко
Скачать книгу в формате

Cкачать бесплатно книгу в формате EPUB     Cкачать бесплатно книгу в формате FB2     Cкачать бесплатно книгу в формате PDF     Cкачать бесплатно книгу в формате TXT     Cкачать бесплатно книгу в формате DOC
СЕЙЧАС ОБСУЖДАЮТ

Культурный мир глазами зрителей, читателей и посетителей   О ПРОЕКТЕ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Центр Української культури та мистецтва

ИДЕЯКАЯ ПОДДЕРЖКА

ЮФ «Авеллум Партнерс»

АВТОРСКИЕ ПРАВА

Копирование материалов портала 2queens.ru разрешается при наличии гиперссылки, открытой для индексации поисковыми системами, и уведомления о копировании материалов редакции портала 2queens.ru через почтовый ящик info@2queens.ru.