Клод Моне: невыносимая лёгкость бытия Print

Твитнуть

Клод Моне создавал фигуры и пейзажи из световых пятен, избегая чётких контуров. Они выходили будто смазанными вибрацией воздуха, и эффект этот значительно усиливался благодаря фактурности работы, состоящей из отдельных пятен-мазков.

Клод Оскар Моне родился 14 ноября 1840 года в Париже. Когда мальчику было пять лет, его семья переехала в Нормандию, в Гавр. Отец хотел, чтобы Клод стал бакалейщиком и продолжил семейное дело, но сын с детства увлекался изобразительным искусством, в частности – с удовольствием рисовал смешные карикатуры и выставлял их в витрине гаврского окантовщика. Первые уроки живописи получил у пейзажиста Э. Будена, скитаясь с ним по побережью и постигая приемы работы на открытом воздухе.

 Клод Моне Водные лилии 1915 фото Моне картины
Клод Моне, “Водные лилии”, 1815

 

Вопреки желанию родителей, чтобы сын получил образование в парижской Школе изящных искусств, молодой Клод Моне, оказавшись во французской столице, начинает вести богемную жизнь и заводит знакомства среди людей искусства. Но отсутствие материальной поддержки со стороны родных вынуждает его отправиться служить в армию, в Алжир. Но из-за брюшного тифа и благодаря финансовой помощи своей тетушки художник в 1862-м году возвращается в Париж и в корне меняет образ жизни.

Внемля просьбе родителей, Клод Моне некоторое время работает у живописца Тульмуша, а позже − в мастерской известного в то время Ш. Глейра. Но формирование индивидуального стиля Клода Моне происходит не в стенах студии, а на природе, бок о бок с близкими ему по духу художниками. Среди них, конечно же, О. Ренуар, Ф. Базиль, А. Сислей, которые, следуя примеру Э. Мане, искали свой собственный оригинальный способ фиксации правды жизни.

Начавшаяся в 1870-м году Франко-прусская война вынуждает Клода Моне уехать в Англию, где он открывает для себя полотна Джона Констебла и Уильяма Тёрнера. Там же, весной 1871 года работам Моне было отказано в разрешении на участие в выставке Королевской академии. И уже в мае 1871 года художник переезжает жить в Нидерланды, где создаёт 25 своих полотен.

 Клод Моне Завтрак на траве фото Моне картины
Клод Моне, “Завтрак на траве”, 1865-1866

 

Первой выдающейся работой Моне был “Завтрак на траве” (1865-1866), созданный по одноимённому полотну Э. Мане. К сожалению, сама работа до нас не дошла. Художник оставил ее в счет уплаты за жилье в деревушке Шайи, где она пострадала от сырости. Сохранились лишь её фрагменты, а также уменьшенная копия, позволяющая сделать выводы о работе в целом. В отличие от программного полотна Э. Мане, на картине Клода Моне персонажи, сидящие на опушке леса, нарядно одеты. Не смотря на тёмную палитру пейзажа, полотно наполнено лёгким и поразительно реальным воздухом.

Чтобы изобразить светлую и прозрачную среду, необходимо было выйти из студии на природу (кстати, именно с плэнерной работой под открытым небом связано появление металлических трубок для хранения и транспортировки краски наподобие современных тюбиков), отказаться от старых приёмов работы и всецело довериться своему зрению. Клод Моне создавал фигуры и пейзажи из световых пятен, избегая чётких контуров. Они выходили будто смазанными вибрацией воздуха, и эффект этот значительно усиливался благодаря фактурности работы, состоящей из отдельных пятен-мазков.

 Клод Моне Впечатление. Восходящее солнце 1872 Музей Мармоттан-Моне, Париж Моне картины фото
Клод Моне, “Впечатление. Восходящее солнце”, 1865-1866

 

По возвращению во Францию в конце 1872 года Моне пишет свой знаменитый пейзаж “Впечатление. Восходящее солнце (“Impression, soleil levant” – франц.). Эта работа была выставлена на первой импрессионистской выставке в 1874 году. Именно она дала название группе молодых художников и целому направлению в искусстве, включая музыку и литературу. Не последнюю роль в становлении термина сыграл критик журнала “Le CharivariЛуи Леруа, который саркастично озаглавил свой фельетон о Салоне Отверженных “Выставка импрессионистов”.

В то же самое время, когда у Ренуара завязались нежные отношения с его главной любовью и натурщицей 18-летней Лизой Трео, Моне увлёкся другой молоденькой девочкой – Камиллой Донсье, с которой они прожили вместе пятнадцать лет. Камилла служила моделью для многих полотен художника: “Завтрак на траве, “Дамы в саду, “Дама в зеленом” и “Женщина в японском костюме”. С неё Моне писал большую часть женских образов.

 Клод Моне Камилла Дама в зеленом платье Моне картины фото
 Клод Моне, “Дама в зеленом” (Камилла)

 

Красивая, но скромная девушка, Камилла одинаково спокойно переживала как взлёты, так и падения своего мужа-художника, не сетовала, когда в их доме было холодно или не было еды. Умерла Камилла после рождения их второго ребёнка, сына Мишеля (одни источники указывают причиной смерти туберкулёз, другие – рак матки).

Даже в такой трагический момент Моне оставался верным своему призванию, решив написать Камиллу на смертном одре, настолько впечатлила его красота умершей жены. Так появилась одна из самых волнующих работ импрессионистов – “Камилла на смертном одре”.

 Клод Моне Камилла на смертном одре Моне картины фото
Клод Моне, “Камилла на смертном одре”

 

Несколько лет спустя Клод Моне заключает брак с Алисой Годеше, которая принимается за воспитание его детей, но и заставляет художника уничтожить всё, связанное с его покойницей женой. Вследствие чего – даже могила Камиллы была заброшена.

В поздний период творчества Клод Моне много времени проводит в созданном им самим саду в деревне Живерни. Именно поэтому на смену фигуративному миру приходит загадочный мир воды и флоры (“Ирисы в Живерни” – Музей Мармоттан, Париж; “Плакучие ивы”, 1923 – частное собрание).  В самой знаменитой серии его поздних декоративных панно представлены виды прудов с плавающими в них кувшинками (“Белые кувшинки. Гармония синего и фиолетового”, 1918-1921 – Музей Мармоттан, Париж).

В начале 1920-х годов у Клода Моне развивается катаракта, из-за чего ему пришлось перенести две операции. Художник скончался 5 декабря 1926 года в Живерни и был похоронен на местном церковном кладбище.

автор: Юлия Каминская, галерист

 

Твитнуть
КОММЕНТАРИИ

Green Queen от 18 марта 2012 г. 16:55

А давайте обсудим тему смерти в искусстве здесь на форуме
/ShowThread.aspx?ID=638

Юлия Каминская от 18 марта 2012 г. 15:26

Alice, спасибо. Приятно.

Alice от 18 марта 2012 г. 14:56

Пастельные тона и легкая дымка - визитная карточка Моне. Статья - просто класс!

Юлия Каминская от 17 марта 2012 г. 17:12

Лера, "Камилла на смертном одре" находтся в Музее Орсэ в Париже.

А на счёт необычности сюжета... Ну не скажите... Смерть всегда привлекала людей, не менее, чем пугала их. А тем более, она привлекала художников - людей тонкой душевной организации. Вспомните, к примеру, распятие и оплакивание Христа, смерть литературных героев (той же Офелии), изображение погибших на поле боя....
http://artdeath.ru/main.html - здесь можете ознакомиться с темой подробнее.

А на счёт того, что у Моне рука не дрогнула рисовать усопшую жену.... Наверное, в этом все импрессионисты...

Лера от 17 марта 2012 г. 15:03

кстати, а где находится эта "Камилла на смертном одре" ? В музее или всё же есть гурманы, которые приобретают для частных коллекций подобные сюжеты? Юлия, как галерист - что Вы об этом думаете? Согласитесь, это необычный сюжет.

Лера от 17 марта 2012 г. 14:59

Боже, какие лилии - аж хочется в воду нырнуть!...
А зелёное платье? - это же надо - платье написано изумительно, каждая складочка выписана, как вроде бы это наиглавнейший элемент картины.
А вот с сюжетом на смертном одре - явный перебор у художника. Есть в мире такие вещи, которые изображать просто не рекомендуется - так же, как и фотографировать на кладбищах.

2 от 17 марта 2012 г. 13:27

Вот как бывает - критик саркастично озаглавил фельетон - и вошел в историю как творец термина одного из направлений в искусстве. Здорово!

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИИ
ИМЯ ИЛИ НИК:*    
E-mail:    
не обязательно    
ВАШИ КОММЕНТАРИИ:*    
Осталось символов: 

На портале приветствуется самостоятельное мышление и не приветствуется оскорбление других пользователей. Просим максимально воздерживаться от ненормативной лексики.

Добавить Отмена




САМОЕ ЧИТАЕМОЕ

ИСТОРИЯ

Когда и сколько заплатили Иуде Искариоту

Игорь Мельниченко
Скачать книгу в формате

Cкачать бесплатно книгу в формате EPUB     Cкачать бесплатно книгу в формате FB2     Cкачать бесплатно книгу в формате PDF     Cкачать бесплатно книгу в формате TXT     Cкачать бесплатно книгу в формате DOC
СЕЙЧАС ОБСУЖДАЮТ

Культурный мир глазами зрителей, читателей и посетителей   О ПРОЕКТЕ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Центр Української культури та мистецтва

ИДЕЯКАЯ ПОДДЕРЖКА

ЮФ «Авеллум Партнерс»

АВТОРСКИЕ ПРАВА

Копирование материалов портала 2queens.ru разрешается при наличии гиперссылки, открытой для индексации поисковыми системами, и уведомления о копировании материалов редакции портала 2queens.ru через почтовый ящик info@2queens.ru.