Клод Моне создавал фигуры и пейзажи из световых пятен, избегая чётких контуров. Они выходили будто смазанными вибрацией воздуха, и эффект этот значительно усиливался благодаря фактурности работы, состоящей из отдельных пятен-мазков.
Клод Оскар Моне родился 14 ноября 1840 года в Париже. Когда мальчику было пять лет, его семья переехала в Нормандию, в Гавр. Отец хотел, чтобы Клод стал бакалейщиком и продолжил семейное дело, но сын с детства увлекался изобразительным искусством, в частности – с удовольствием рисовал смешные карикатуры и выставлял их в витрине гаврского окантовщика. Первые уроки живописи получил у пейзажиста Э. Будена, скитаясь с ним по побережью и постигая приемы работы на открытом воздухе.
 |
Клод Моне, “Водные лилии”, 1815 |
Вопреки желанию родителей, чтобы сын получил образование в парижской Школе изящных искусств, молодой Клод Моне, оказавшись во французской столице, начинает вести богемную жизнь и заводит знакомства среди людей искусства. Но отсутствие материальной поддержки со стороны родных вынуждает его отправиться служить в армию, в Алжир. Но из-за брюшного тифа и благодаря финансовой помощи своей тетушки художник в 1862-м году возвращается в Париж и в корне меняет образ жизни.
Внемля просьбе родителей, Клод Моне некоторое время работает у живописца Тульмуша, а позже − в мастерской известного в то время Ш. Глейра. Но формирование индивидуального стиля Клода Моне происходит не в стенах студии, а на природе, бок о бок с близкими ему по духу художниками. Среди них, конечно же, О. Ренуар, Ф. Базиль, А. Сислей, которые, следуя примеру Э. Мане, искали свой собственный оригинальный способ фиксации правды жизни.
Начавшаяся в 1870-м году Франко-прусская война вынуждает Клода Моне уехать в Англию, где он открывает для себя полотна Джона Констебла и Уильяма Тёрнера. Там же, весной 1871 года работам Моне было отказано в разрешении на участие в выставке Королевской академии. И уже в мае 1871 года художник переезжает жить в Нидерланды, где создаёт 25 своих полотен.
 |
Клод Моне, “Завтрак на траве”, 1865-1866 |
Первой выдающейся работой Моне был “Завтрак на траве” (1865-1866), созданный по одноимённому полотну Э. Мане. К сожалению, сама работа до нас не дошла. Художник оставил ее в счет уплаты за жилье в деревушке Шайи, где она пострадала от сырости. Сохранились лишь её фрагменты, а также уменьшенная копия, позволяющая сделать выводы о работе в целом. В отличие от программного полотна Э. Мане, на картине Клода Моне персонажи, сидящие на опушке леса, нарядно одеты. Не смотря на тёмную палитру пейзажа, полотно наполнено лёгким и поразительно реальным воздухом.
Чтобы изобразить светлую и прозрачную среду, необходимо было выйти из студии на природу (кстати, именно с плэнерной работой под открытым небом связано появление металлических трубок для хранения и транспортировки краски наподобие современных тюбиков), отказаться от старых приёмов работы и всецело довериться своему зрению. Клод Моне создавал фигуры и пейзажи из световых пятен, избегая чётких контуров. Они выходили будто смазанными вибрацией воздуха, и эффект этот значительно усиливался благодаря фактурности работы, состоящей из отдельных пятен-мазков.
 |
Клод Моне, “Впечатление. Восходящее солнце”, 1865-1866 |
По возвращению во Францию в конце 1872 года Моне пишет свой знаменитый пейзаж “Впечатление. Восходящее солнце” (“Impression, soleil levant” – франц.). Эта работа была выставлена на первой импрессионистской выставке в 1874 году. Именно она дала название группе молодых художников и целому направлению в искусстве, включая музыку и литературу. Не последнюю роль в становлении термина сыграл критик журнала “Le Charivari” Луи Леруа, который саркастично озаглавил свой фельетон о Салоне Отверженных “Выставка импрессионистов”.
В то же самое время, когда у Ренуара завязались нежные отношения с его главной любовью и натурщицей 18-летней Лизой Трео, Моне увлёкся другой молоденькой девочкой – Камиллой Донсье, с которой они прожили вместе пятнадцать лет. Камилла служила моделью для многих полотен художника: “Завтрак на траве”, “Дамы в саду”, “Дама в зеленом” и “Женщина в японском костюме”. С неё Моне писал большую часть женских образов.
 |
Клод Моне, “Дама в зеленом” (Камилла) |
Красивая, но скромная девушка, Камилла одинаково спокойно переживала как взлёты, так и падения своего мужа-художника, не сетовала, когда в их доме было холодно или не было еды. Умерла Камилла после рождения их второго ребёнка, сына Мишеля (одни источники указывают причиной смерти туберкулёз, другие – рак матки).
Даже в такой трагический момент Моне оставался верным своему призванию, решив написать Камиллу на смертном одре, настолько впечатлила его красота умершей жены. Так появилась одна из самых волнующих работ импрессионистов – “Камилла на смертном одре”.
 |
Клод Моне, “Камилла на смертном одре” |
Несколько лет спустя Клод Моне заключает брак с Алисой Годеше, которая принимается за воспитание его детей, но и заставляет художника уничтожить всё, связанное с его покойницей женой. Вследствие чего – даже могила Камиллы была заброшена.
В поздний период творчества Клод Моне много времени проводит в созданном им самим саду в деревне Живерни. Именно поэтому на смену фигуративному миру приходит загадочный мир воды и флоры (“Ирисы в Живерни” – Музей Мармоттан, Париж; “Плакучие ивы”, 1923 – частное собрание). В самой знаменитой серии его поздних декоративных панно представлены виды прудов с плавающими в них кувшинками (“Белые кувшинки. Гармония синего и фиолетового”, 1918-1921 – Музей Мармоттан, Париж).
В начале 1920-х годов у Клода Моне развивается катаракта, из-за чего ему пришлось перенести две операции. Художник скончался 5 декабря 1926 года в Живерни и был похоронен на местном церковном кладбище.
автор: Юлия Каминская, галерист