Элегантная брюнетка с сильными, яркими чертами, актриса Фанни Ардан была однажды названа европейским аналогом Кэтрин Хэпберн. С момента своего кинодебюта Фанни Ардан стала самой популярной и уважаемой актрисой Франции. Её фильмография насчитывает более 50 картин, но самым известным в её карьере стала роль обольстительницы в фильме Франсуа Трюффо «Соседка».
Фанни Маргерит Жюдит Ардан родилась 22 марта 1949 года во Франции, в городе Сомюр. Но детство будущей актрисы прошло в Монако, где её отец служил военным атташе. «Он отличался от других военных», — говорит актриса, объясняя, что именно отец помог ей понять, что карьера не определяет судьбу человека. «Он был очень открытым, милым человеком, и огромным гуманистом, ему всегда удавалось добиться моего уважения. Ко всему, что он пытался объяснять, отец подходил с умом». Они были очень близки, и кончина отца в 1976 году стала для Ардан огромной потерей.
Всё свое детство Фанни Ардан провела в переездах по Европе. В обязанности её отца входило сопровождение высокопоставленных лиц. Фанни часто виделась в детстве с Грейс Келли. Такая жизнь оказала на будущую актрису огромное влияние.

Фанни Ардан в молодости
И всё же выбор актёрской профессии вызывал у Фанни Ардан тревогу, потому что это означало для неё некую неопределенность. И тогда отец сказал ей: «Иди в университет, получи работу и после этого, если тебе всё еще захочется выступать на сцене, сделай это, но при этом у тебя уже будет профессия». Так она и поступила, выбрав направление политологии только потому, что срок обучения там был самым коротким. А по окончанию учёбы будущая актриса получила свой пропуск на свободу.
Еще во время учёбы в университете Фанни Ардан начала параллельно посещать актёрские курсы Жана Пермони. И уже в 1974 году состоялся первый профессиональный дебют Фанни Ардан на сцене в драме Корнеля «Полиевкт». После ошеломительно успеха она решила полностью посвятить себя сцене и даже не планировала переходить в кинематограф. Спустя всего год Фанни Ардан уже играла главные роли в произведениях Мольера, Жана Расина, Августа Стриндберга, Луиджи Пиранделло, Рене де Обалдии, Поля Клоделя, Анри де Монтерлана и Маргерит Дюрас.

Фанни Ардан в фильме «Собаки»
Но кинематограф не смог обойти её стороной. В кино Фанни Ардан дебютировала в 1978 году в драме Алена Жессюа «Собаки». В конце 1970-х актриса часто появлялась на французском телевидении в различных фильмах и телесериалах. Одной из лучших работ того периода была роль в мини-сериале «Дамы побережья». Именно она привлекла внимание режиссера Франсуа Трюффо.
Как только он увидел её, то мгновенно был поражен её нетрадиционной красотой — тёмные глаза, большой рот, треугольное лицо и низкий голос. Трюффо немедленно связался с Фанни Ардан и предложил ей роль в своем следующем фильме «Соседка». Она ответила на его предложение согласием, и у них начался роман, длившийся вплоть до скоропостижной кончины режиссера в 1984 году. Фанни Ардан стала музой последних работ Трюффо.
«Франсуа Трюффо прислал мне синопсис фильма, довольно подробный — такой сценарий без диалогов. Я его прочла. Трюффо спросил, есть ли у меня вопросы. Я сказала: «Нет». И каждое воскресенье он мне порциями присылал диалоги — для работы. И снова спрашивал: «Есть вопросы?» — «Нет». Мне все казалось совершенно понятным и очевидным. А он говорил: «Господи, какая прелесть!» Помню первую сцену, которую мы снимали, — когда я жму руку Жерару Депардье. Я очень легко вошла в атмосферу фильма».

Фанни Ардан в фильме «Соседка»
В «Соседке», истории роковой любви и страсти, партером Фанни Ардан стал уже известный на тот момент Жерар Депардье, с которым актриса на долгие годы сохранила теплые отношения и еще не раз встречалась на съемочной площадке. Кстати, за эту роль Фанни Ардан получила свою первую номинацию на премию «Сезар».
Франсуа Трюффо успел снять Ардан еще в одном своем фильме — «Скорей бы воскресенье!». Это великолепна пародия на нуар-детективы, где её партнером был Жан-Луи Трентиньян.
«Хороший партнер – это тот, кто во время игры смотрит на тебя по-настоящему. То есть не играет в любовь, а действительно любит. Актрисе необходимо, чтобы мужчина на нее смотрел, что называется, в оба глаза. Если кто-то на тебя вот так смотрит, тогда ты забываешь о камере, о роли, о выдуманной истории, а попадаешь в настоящую жизнь. Мои партнеры, с которыми мне очень везло, а это и Депардье, и Трентиньян, и Делон, и Бельмондо, в полной мере обладают этой уникальной способностью – видеть женщину, а не только себя».

Фанни Ардан в фильме «Скорей бы воскресенье!»
Зарекомендовав себя в качестве блестящей киноактрисы, Фанни Ардан стал получать множество предложений от самых выдающихся режиссеров. Андре Дельво снял её в фильме «Бенвенута», Фолькер Шлёндорф дал ей роль в своей адаптации романа Пруста «Любовь Свана», а Ален Рене снял её сразу в трех своих фильмах: «Жизнь — это роман», «Любовь до смерти» и «Мелодрама». С Джереми Айронсом они снялись в фильме «Австралия» Жан-Жака Андрие.
Но не только роли сильных, независимых женщин составили амплуа актрисы. Фанни Ардан также попробовала себя в комедии, снявшись вместе Джонни Холлидей в «Семейном совете» Коста-Гавраса и в «Ничтожестве» Мишеля Девиля. Достаточно необычными в карьере актрисы стали экранизация новеллы Стефена Цвейга «Амок» и драма Пьера Бело «Приключения Катрин К.».

Фанни Ардан в фильме «Приключения Катрин К.»
Очевидную сексуальную привлекательность Ардан особенно любили использовать в 1990-е. В частности, Габриэль Агион в «Распутнике» и Патрис Леконт в «Насмешке». Последний удостоился высокой чести открывать своим показом Каннский кинофестиваль, а позже был номинирован на «Оскар». Одной из самых популярных ролей стала хозяйка гей-клуба в фильме «Вечерний прикид». За свою необычную и весьма эпатажную героиню Ардан получила еще одну номинацию на премию «Сезар».

Фанни Ардан в фильме «Вечерний прикид»
Одной из самых знаменитых и интересных ролей в фильмографии Фанни Ардан стала работа в фильме о жизни знаменитой оперной певицы Марии Каллас, снятом Франко Дзеффирелли, — «Каллас навсегда». Картина описывает выдуманный эпизод из жизни оперной дивы - о её отношениях со своим продюсером Ларри Келли в исполнении Джереми Айронса, который помог ей вновь вернуться на сцену. За эту роль на Московском кинофестивале актриса получила почетный приз имени Константина Станиславского «Верю».
«Я не могу быть иконой! Я всего лишь актриса. Я ничего больше не сделала! У меня такое ощущение, что я постоянно все начинаю с нуля и всегда говорю себе, что завтра будет лучше. Я постоянно повторяю себе, что завтра найду человека, который меня возродит. И это как раз будет любимый и наилучший режиссер. Но могу сказать: я любила всех своих режиссеров. Я очень легко входила в атмосферу фильма. Думаю, истинным, обязательным свойством великих режиссеров являлось то, что никакого напора с их стороны никогда не чувствовалось. Просто я попадала в некую атмосферу, в пространство этих людей, в нем жила — и чувствовала себя прекрасно!».

Фанни Ардан в фильме «Каллас навсегда»
В 2008 году Фанни Ардан сняла свою дебютную режиссерскую работу «Прах и кровь» по роману албанского писателя Исмаила Кадаре. По её собственным словам эта работа открыла перед ней новые возможности и, невзирая на минимальный бюджет и сложность съемок в Румынии, подарила ей счастье.
«Правда, честность — вот в чем смысл. Надо хотеть в жизни всего — любви, искусства, успеха. Надо хотеть что-то создать и уметь за это платить. Конечно, я бы очень хотела быть счастливой, но если требуется оплачивать счастье какими-то частями себя — ну, вы меня понимаете, как-то себя продавать, менять, идти на серьезный компромисс, — я не согласна. Понимаете, я не верю в счастье как в некий процесс. Для меня счастье — миг, как вспышка. И надо уметь поймать, уйти в него, отдаться и покориться. Будто ангел прилетел, похлопал вас по плечу и сказал: «Давай, чувствуй!» И я всегда помню о каждом таком моменте».

Кадр из фильма Фанни Ардан «Прах и кровь»
Последней ролью в фильмографии актрисы стал фильм 2013 года «Лучшие дни впереди». Сейчас Фанни Ардан живет в Париже. Она никогда не была замужем, но родила трех дочерей — Люмир, Жозефину и Баландин — от трех разных мужчин: актёра Доминика Леверда, режиссера Франсуа Трюффо и продюсера Фабио Конверси. Ни одна из них не стала актрисой.

«Я очень люблю жизнь и поэтому не боюсь смерти. Я живу в полную силу, словно всё еще очень молода. Я всегда кокетничала со смертью. Смерть за каждым столбом, так что любовь к жизни полностью разделяет ожидание смерти. Я никогда не скрывалась от старости. Меня не заботят журналы, которые пишут, как трудно сохранить молодость. Мы живем только раз и не имеем права делать то, что нам не нравится».
автор: Елена Яковлева
Читайте также:
Фанни Ардан сняла Жерара Депардье в роли Сталина