Михаил Козаков — актёр и режиссер театра, кино и телевидения. Его многогранный талант подарил зрителям множество прекрасных ролей, в числе которых Педро Зурита из фильма «Человек амфибия» и полковник Фрэнсис Чесней из комедии «Здравствуйте, я ваша тётя!». Но в полной мере талант Михаила Козакова раскрылся в режиссуре, когда он снял фильм «Покровские ворота», ставший культовой советской классикой. 14 октября этому талантливому человеку могло бы исполниться 82 года, но уже пять лет Михаила Козакова нет с нами.
Решение стать актером пришло к Михаилу Козакову в старших классах. И тогда молодой парень решил замахнуться на один из самых престижных театральных вузов страны — Школу-студию МХАТ. Конкурс был 75 человек на место и сам Козаков позже признался, что слабо верил в свой успех. Но, смелым сопутствует удача, и в 1952 году Михаил Козаков стал студентов актерского факультета. Во время учёбы будущий актёр понял, что попал в свою стихию и его талант стал стремительно развиваться. Это не прошло ни мимо преподавателей, ни мимо режиссеров, и на третьем курсе Козаков дебютировал в кино.
Военная драма Михаила Ромма «Убийство на улице Данте» подарила актёру возможность воплотить сложный образ Шарля Тибо, главного антагониста картины. Козакову посчастливилось сыграть рядом с Еленой Козыревой и Максимом Штраухом, которые и помогли начинающему актёру лучше показать психологические переживания его героя. Эта первая роль сразу принесла Козакову признание публики. Кстати, «Убийство на улице Данте» стало дебютом и в карьере таких знаменитых актёров как Валентин Гафт и Иннокентий Смоктуновский.

Михаил Козаков в фильме «Убийство на улице Данте»
С отличием окончив учёбу, Михаил Козаков устроился работать в театр имени Владимира Маяковского. И здесь его талант долго не пылился на полке. Уже в первый год работы 22-летний актёр получил одну из самых сложных ролей в карьере многих актёров — Гамлета.
«Я долго готовился и мучил всех монологами так, что люди от меня бегали. Но труднее оказалось другое — не сорвать голос на сцене, потому что спектакль был шумный, громкий — в нем участвовал живой оркестр. Мне надо было переорать музыку. После театра Маяковского я не раз играл в «Гамлете». В 1986 году в «Ленкоме» был Полонием. А в конце 1990-х годов режиссер Петер Штайн пригласил меня на роль Тени отца. Получается, что в этой пьесе мне остается сыграть лишь череп бедного Йорика».

Михаил Козаков в образе Гамлета
Во время работы в театре имени Маяковского Козаков познакомился со своим первым учителем Николаем Охлопковым. Этот человек обучил его первым нюансам режиссуры — пластике мизансцены и режиссерской постановки, которыми Михаил Михайлович воспользуется годами позже. Но главного своего учителя актёр встретит в 1957 году, перейдя работать в «Современник». Им был никто иной, как педагог школы-студии МХАТ и художественный руководитель театра Олег Ефремов.
В «Современнике» Козаков исполнил свои лучшие театральные роли. И одной из лучших в его карьере стала роль Сирано де Бержерака. А роль Камергера из сказки Евгения Шварца «Голый король» стала чуть ли не легендарной, и постоянно приносила театру аншлаги. Впрочем, на этой сцене Михаил Михайлович сыграл во многих знаменитых спектаклях: «Всегда в продаже», «Обыкновенная история», «На дне» и многих других.

Олег Ефремов, Михаил Козаков, Олег Табаков
Но театр не занимал всё профессиональное время Козаков. Актёр также продолжал пополнять свою фильмографию всё новыми и интересными работами. Он сыграл в трилогии Григория Рошаля «Восемнадцатый год», снятой по мотивам трилогии «Хождение по мукам» Алексея Толстого, в мелодраме Столпера «Трудное счастье» и «Золотой эшелон» Ильи Гурина.

Михаил Козаков в фильме «Трудное счастье»
Ролью, которая была настоящим кинематографическим прорывом и прославила его на весь Союз, стал Педро Зурита в фантастическом фильме Геннадия Казанского «Человек-амфибия». Несмотря на то, что его герой был отрицательным, эта роль принесла актёру множество поклонников, а в особенности поклонниц, которые сопереживали не положительному и милому Ихтиандру, а напротив отрицательному Зурито. В очередной раз Козаков доказал, что способен воплотить любую роль, даже ту, которая полностью противоречит его внутренним принципам.
«Актер действительно очень странная профессия. Как это ни глупо и отвратительно звучит, актер должен, ну просто обязан быть влюблен в себя. Парадокс, если он не любит себя, не считает себя уникальной, неповторимой индивидуальностью, если он теряет эту нарциссическую любовь к себе, к дару, к «неповторимой» манере чувствовать, мыслить, говорить, двигаться, играть, то он смело может бросать ремесло».

Михаил Козаков в фильме «Человек амфибия»
В последующие несколько лет Козаков снимался немного, но всё-таки именно на 60-е припали одни из самых интересных работ в его карьере. Первая из них в фильме «Выстрел», поставленном по мотивам одной из повестей в цикле «Повести Белкина». А вторая в картине Виктора Соколова «День солнца и дождя». О второй актёр вспоминал:
«Я играю самого себя, артиста Михаила Козакова, снимающегося в кинооперетте «На рассвете» в роли опереточного комика Мишки-Япончика. Таким образом, в роли две роли: я и персонаж, которого я играю. Я страшно признателен режиссеру Виктору Соколову за эту мою работу. С его помощью в пародийном ключе я сыграл небольшой этюд о работе актера в кино».

Михаил Козаков в фильме «Выстрел»
В 1971 году Михаил Козаков вместе со своим учителем Олегом Ефремовым ушел из «Современника» в МХАТ, где проработал год. Впрочем, даже за это время ему удалось исполнить несколько интересных ролей: Лорд Горинг в «Идеальном муже» и Гусев в пьесе «Валентин и Валентина». Но спустя год Козаков, по совету Ефремова, перешел в театр на Малой Бронной. В этом театре Козаков познакомился со своим третьим учителем — Анатолием Эфросом. Их совместная работа давалась нелегко, так как у Эфроса были очень суровые методы работы, но именно это сотрудничество помогло Михаилу Козакову развить не только актерский, но и режиссерский талант.
70-е открыли новую веху в кинематографической карьере актера. Именно в эти годы он принял участие в таких культовых советских фильмах как «Вся королевская рать», «Соломенная шляпка», а также великолепной комедии режиссера Виктора Титова «Здравствуйте, я ваша тетя!».

Михаил Козаков в фильме «Здравствуйте, я ваша тетя!»
Именно в этот период Михаил Михайлович впервые попробовал себя в режиссуре. Его дебютной работой в этой сфере стал телевизионный спектакль «Ночь ошибок», снятый Козаковым по пьесе Оливера Голдсмита. А в 1978 году на экраны вышел его фильм под названием «Безымянная звезда», которая стала истинным началом его режиссерской карьеры. В ней он также исполнил небольшую роль Грига. Дело в том, что замысел этой картины Козаков вынашивал целых семь лет, но из-за смены руководства никак не мог приступить к съемкам картины.

Михаил Козаков в фильме «Безымянная звезда»
Но настоящим шедевром в карьере Козакова-режиссера стали, конечно же, «Покровские ворота». Впервые он поставил пьесу Леонида Зорина на сцене театра на Малой Бронной, где она семь лет шла с неизменным успехом. У Михаила Козакова было особое отношение к «Покровским воротам», ведь и его молодость прошла в Москве 50-х годов, и он понимал, насколько близко ему это произведение. Но особенно нравилось Козакову, что пьеса описывает жизнь реальных людей, ставших прототипами героев, и самого Зорина, который воплотил себя в главном персонаже. Вскоре родилась идея снять экранизацию, но на деле это оказалось не так просто.
«Когда я принес этот сценарий Борису Михайловичу Хейсину, который возглавлял «Экран», начались сложности. Он сказал: «Нет, Миша. Что-то жмет…» Я говорю: «А что жмет, собственно?» Он: «Нет, давайте так: давайте мы повременим». Я говорю: «А что такое?» Очевидно, у него было какое-то совещание, поняли, что пьеса не так проста, как кажется – для тех времен. Для тех времен… Потому что там есть подводные рифы и течения. То есть, рассказываем мы в фильме о времени надежд хрущевской оттепели, и при всем жанре этого… комедии, водевиля – называйте, как хотите… там есть подводные течения».

Кадр со съемок фильма «Покровские ворота»
В конечном итоге получить разрешение Михаилу Михайловичу помогла актриса Софья Пилявская, которая была хорошо знакома с Лапиным. Козаков долго выбирал актёров для этой картины, но всё-таки решил не сосредотачивать внимание на знаменитостях и пригласил в то время никому не известных Инну Ульянову и Анатолия Равиковича.
«Коммуналка – неизвестные лица. И среди них – одно известное лицо, Велюров. Он – артист»
Роль Велюрова исполнил Леонид Броневой, кроме него в фильме также снялись Елена Коренева, Татьяна Догилева, Евгений Моргунов, Наталья Крачковская, и тогда еще начинающий актёр Олег Меньшиков. Фильм увенчался ошеломительным успехом. Лёгкий, веселый, с нотками грусти, он прекрасно передавал дух 50-х.

Кадр из фильма «Покровские ворота»
Параллельно развивалась и очень успешная актерская карьера Михаила Козакова. Он сыграл роли Дзержинского в фильмах «Двадцатое декабря» и «Товарищ Иннокентий», а также сыграл в приключенческом фильме «Шестой», в историческом фильме «Демидовы» исполнил роль Бирона, сыграл в трагикомедии «Невероятное пари», лирической комедии «Герой её романа» и мистической драме «Господин оформитель».
Но свое истинное призвание Михаил Михайлович теперь видел в режиссуре. За «Покровскими воротами» последовала детская «Если верить Лопотухину», экранизация спектакля «Маскарад» и фильм «Визит дамы». Уже со времени первых картин у работ Козакова начал проглядываться особый почерк.
«Я вообще всегда снимаю телепродукцию и никогда не снимал ни одной картины для большого экрана. Заметьте, все, что я поставил на экране, - это пьесы».

Михаил Козаков в образе Дзержинского
Позже Михаил Козаков переехал в Израиль, но в 1996 году вернулся в Москву, где открыл свой театр «Русская антреприза Михаила Козакова». Несмотря на то, что театр пользовался успехом и был в своем роде уникальным на тот момент, Козакову очень трудно давались поиски финансирования.
«Да, я держал антрепризу, но она лопнула. Хотя даже на Бродвее играли в зале на полторы тысячи мест. У нас были хорошие спектакли, хорошие актеры, но не было своего здания… Я очень долго боролся за то, чтобы государство выделило в Москве для всех антрепризных трупп одно здание и мы могли бы его арендовать, чтобы не зависеть от директоров стационарных театров, которые то дадут тебе играть, то не дадут, то цены поднимут, то еще что-то придумают…Я уже не говорю о спонсорах. В какой-то момент я не выдержал, нервы сдали…».

Михаил Козаков
В 90-х годах карьера Михаила Козакова пошла на спад. Он почти не снимался — за три года сыграл только в одном фильме Алексея Учителя «Мания Жизели». А в 1999 году поставил два фильм по пьесам, которые ранее шли в его театре: драма «Ужин в четыре руки» по спектаклю «Возможная встреча» и телеспектакль «Чествование».
В 1999 году Козаков впервые попробовал себя в эстрадном чтении стихов. Среди его любимых поэтов были Александр Пушкин и Иосиф Бродский, чьи стихи он читал блестяще. Актёр стал выступать с чтением стихов не только на сцене, но также на радио и телевидение, а также записывал диски. При помощи Алексея Козлова и Игоря Бутмана в 1999 году был поставлен спектакль-концерт по стихам Иосифа Бродского «Концерт для голоса и саксофона», которая стала настоящим успехом для Козакова. Он неизменно завершал концерт знаменитым «Я входил вместо дикого зверя в клетку…»,
— вскидывал вверх указательный палец и несколько раз повторял заключительные слова:
«Но пока мне рот не забили глиной,
из него раздаваться будет лишь благодарность.
Лишь благодарность! Лишь благодарность!..».
Михаил Козаков читает «Я входил вместо дикого зверя в клетку…» И. Бродского
В зрелом возрасте одной из коронных ролей актёра стал король Лир на сцене театра имени Моссовета. Там же он сыграл еще одну прекрасную роль — Шейлока в «Венецианском купце». Козаков продолжал снимать фильмы, и в 2004 году вышла картина «Медная бабушка» по пьесе Леонида Зорина.
Еще в 1997 году Михаил Козаков издал «Актёрскую книгу», в который рассказывал о своей жизни и самых интересных моментах его работы:
«Многое в этой жизни у меня не получалось: или не давали, или сам не смог... Я очень сожалею о том, что натворил в своей жизни. О несправедливости, которую совершал по отношению к своим близким, друзьям. Полно грехов, полно. Но сказать «жалею, что пошел в актеры» - не могу».
Михаил Козаков в спектакле «Король Лир»
В 2010 году у Михаила Козакова обнаружили рак, и актер уехал на лечение в Израиль. Михаил Михайлович Козаков скончался 22 апреля 2011 года в одной из больниц города Рамат-Ган близ Тель-Авива. Тело актёра перевезли в Россию, чтобы похоронить рядом с родными на Введенском кладбище.

«Перед человеком всегда стоял и стоит один вопрос: зачем он родился и есть ли Бог? Это главный вопрос. Он может быть как-то иначе сформулирован, но смысл тот же. «Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана?» - писал Пушкин. Да и до него писали. Я не знаю, есть ли тот свет? Я не очень представляю себе Бога, хотя я - христианин, в 16 лет крестился в Ленинграде. Но это совершенно не означает, что для меня нет Магомета или Будды. Есть слово «Бог». И он - един. Дальше начинаются сложности с конфессиями, убеждениями. Но воцерковленным человеком я так и не стал. Уже позже я сформулировал свое отношение к религии: «Пока я жив - Бог есть. Меня не будет - и Его не станет».
автор: Елена Яковлева