Олега Янковского неоднократно называли одним из лучших актёров прошлого века. Благодаря внешности и ролям в таких фильмах как «Тот самый Мюнхгаузен» и «Обыкновенное чудо» его часто называли аристократом советского кино. Сегодня Олегу Ивановичу могло бы исполниться 72 года. Предлагаем вспомнить самые необычные моменты личной и творческой жизни непревзойденного Олега Янковского.
Звание «аристократа советского кино» Олег Янковский получил не случайно. Их род имеет польские и белорусские корни. Его отец, Ян Янковский, позже сменивший имя на Иван, был гвардейским офицером. Во время Первой мировой войны он служил вместе с Тухачевским, за что дважды был арестован. Иван Павлович Янковский был освобожден лишь в конце Второй мировой войны, после чего был отправлен на строительство на Кавказ, а позже переехал в Саратов.
Олег Янковский был третьим сыном в семье. Позже его старший брат Ростислав рассказал, что их мама, Марина Ивановна, очень хотела, чтоб их третьим ребенком была девочка. Поэтому она всячески пыталась сохранять детскую красоту сына и не упускала возможности украсить его белые локоны бантом.

Бабушка Янковского рассказывала ему, что в детстве дружила с Лениным. Когда её отец привез из заграницы куклу с закрывающимися глазами, по словам бабушки, маленький Ульянов пытался распотрошить игрушку, чтобы понять, как действует механизм, и почему кукла моргает. Интересно, что позже в спектакле «Синие кони на красной траве» Олег Янковский будет играть Ленина.

В кино Олег Янковский попал совершенно случайно. После окончания учёбы актёр устроился в труппу Саратовского театра. Когда театр был на гастролях во Львове, в это же время там находился Владимир Басов, который как раз искал кандидатуру на роль Генриха Шварцкопфа в фильме «Щит и меч». И вот однажды в ресторане ассистентка режиссера, Наталья Терпсихорова, обратила внимание на молодого человека за соседним столом. Но Басов на это ответил: «Таких лиц у актеров не бывает. Скорее всего, это какой-нибудь физик или филолог». Какого же было удивление Басова, когда в его кабинет на «Мосфильме» случайно заглянул Олег Янковский. Режиссеру ничего не оставалось, как наконец-то утвердить актёра на роль Генриха.

Режиссер Игорь Масленников уже утвердил Олега Янковского на роль в фильме «Гонщик», где его партнером был Евгений Леонов, когда выяснилось, что актёр не умеет водить. До этого Янковский ни разу не сидел за рулем. «Другой бы от роли отказался, - вспоминает режиссер, - ведь надо попасть в движения профессионального гонщика, но Янковский сел за руль и начал себя вести так, как повел бы шофер. Вспомнил свои наблюдения за водителями. И машина пошла», — рассказывал Масленников. Позже актёр всё-таки взял несколько уроков вождения, но, как он всегда повторял: «Научиться чему-либо можно даже у своего кота. У меня - кот, и я за ним наблюдаю». Увидев такой талант, Евгений Леонов посоветовал Марку Захарову сходить в Саратове на «Идиота», где в роли князя Мышкина был Янковский. После этого режиссер и пригласил его в «Ленком»

Роль в фильме «Тот самый Мюнхгаузен» является одной из самых ярких в фильмографии актёра, и сегодня уже трудно представить в роли Барона кого-то другого. Но изначально было множество проблем с утверждением Янковского. Худсовет считал, что актёр слишком молод для этой роли — на тот момент ему исполнилось только 35 лет. А потом начал протестовать и автор самой пьесы Григорий Горин, утверждавший, что «великолепный на вид барон Карл Фридрих Иероним разговаривает с каким-то саратовским акцентом». Но больше всего автора смущало то, что Янковский мог самостоятельно менять текст во время съемок. Например, фраза «Умное лицо - это еще не признак ума, господа» - изобретение Янковского. В оригинале было «серьезное лицо».
И всё-таки Марк Захаров настоял на своем.
«Я благодарен Марку Захарову за то, что он, поверив в меня, разглядел во мне ту нетипичную комедийность, способность передать грустную иронию персонажа, которой сам я, откровенно говоря, в себе не подозревал. Захаров предпочел взять известного зрителям актёра и использовать его в ином амплуа, в ином жанровом качестве. И для меня это стало действительно подарком судьбы»
Олег Янковский
Когда Янковского утвердили на роль Петра I в спектакле «Шут Балакирев», даже у самого актёра это вызывало немало сомнений. Телосложение у него было далеко не богатырское, да и грим решили наносить минимальный. А вот как утверждает его партнерша Александра Захарова: «В образе Петра Олег казался громадным и масштабным без всяких трюков и грима».

В 2000 году вышел фильм «Приходи на меня посмотреть», режиссированный Олегом Янковским и Михаилом Аграновичем. И во время съемок одной из сцен у них случился конфликт. Янковский, который помимо прочего исполнял в фильме главную мужскую роль, отказывался дать пощечину своей партнерше Ирине Купченко. Агранович всячески пытался его убедить, что это необходимо для сюжета, сцена будет символизировать: «Бьет - значит любит». Но Янковский так и не смог ударить женщину. Поэтому сцену пришлось снимать издалека, а актрису даже не было видно — она стояла за дверью и зрители слышали только хлопок.

Среди последних планов Олега Янковского были съемки фильма по мотивам «Героя нашего времени», но только Печорину было бы там 60 лет и жил он в современном мире. Янковский уже играл человека с кризисом среднего возраста в «Полётах во сне и наяву», а здесь хотел показать, как происходит переход в возраст старший. Автором сценария должен был стать Михаил Агранович.

Последней ролью Олега Янковского в кино был митрополит Филипп в картине Павла Лунгина «Царь». Специально для фильма был изготовлен нательный крест, который точно соответствовал тому, что носил митрополит. После съемок Янковский освятил крест и оставил его себе.

«Счастливый случай послал мне профессию, которая помогает быть не только самим собой... Моя профессия - любить. В актерской профессии это главное - любовь к жизни, к сыну, к внукам, к жене, к друзьям, к зрителям, к театру, к прекрасным женщинам. Я не представляю себя без любви. Без Любви в самом высоком значении этого слова в нашем деле невозможно...»
Олег Янковский
автор: Елена Яковлева