Французский эквивалент Стивена Спилберга, режиссер Люк Бессон известен своими уникальными фильмами — динамичными, ультра-стильными и высокобюджетными картинами, которые при этом привлекают чем-то куда большим, чем зрелищностью. Предлагаем вам 5 лучших фильмов Люка Бессона, которые определенно заслуживают внимания.
Люк Бессон — режиссер, продюсер и сценарист. Он родился в Париже в семье инструкторов по подводному плаванию компании. А вырос в Средиземном море, путешествия у берегов Италии, Греции и Югославии. И в детстве Люк Бессон мечтал вовсе не о кино, а о карьере морского биолога. Но в 17 лет в результате несчастного случая во время одного из погружений он потерял возможность осуществить свою мечту.
Прекрасно понимая, что его жизненные планы были разрушены, Бессон записал на бумаге то, чем он всё еще в силах заниматься. Как рассказывает режиссер: «Я увидел, что я люблю писать, люблю изображения и начал гораздо больше фотографировать. Поэтому я подумал, что может кино мне подойдет». С того момента прошло почти 40 лет, а фильмография режиссера уже насчитывает более 50 работ. Юношеское решение оказалось верным.
САМЫЙ АНДЕГРАУНДНЫЙ
ПОДЗЕМКА / SUBWAY (1985)

Вторая полнометражная работа Бессона «Подземка» — это сюрреалистическая картина, её сюжет столь же извилист, сколь и коридоры парижского метро. После кражи компрометирующих документов у теневого бизнесмена, профессиональный медвежатник Фред (Кристофер Ламберт) находит убежище в тайных тоннелях метрополитена. Там он встречает подземное общество эксцентричных персонажей, которые тоже скрываются от закона. Но Фред украл нечто очень важное, и полиция всерьез занялась его поисками, Впрочем, всё, что беспокоит самого героя — жена бизнесмена, Хелена (Изабель Аджани), которую он начинает шантажировать.
Благодаря атмосфере Новой волны «Подземка» собрала более 3 миллионов зрителей и стала прорывом в карьере Бессона. Он был номинирован на премию «Сезар» в 13 категориях, включая «Лучший фильм», «Лучшую режиссуру», а Кристофер Ламберт получил награду за «Лучшую мужскую роль».
САМЫЙ ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЙ
ГОЛУБАЯ БЕЗДНА / THE BIG BLUE (1988)

Жак Майоль (Жан-Марк Барр), молодой свободный ныряльщик, твёрдо настроен победить рекордсмена в этом деле Энцо Молинари (Жан Рено), с которым они знакомы с детства. Но Майоля раздирают три страсти: любовь к Джоанн (Розанна Аркетт), отношения с дельфином и страсть к голубой бездне моря. Несмотря на то, что Бессон здесь очень детально сфокусировался на прекрасных кадрах моря, этот фильм для него очень личный — как обычно, он также выступил автором сценария и участвовал в подводных съемках — это стремление к более глубокому смыслу, за пределами человеческих границ. После выхода в прокат «Голубая бездна» стала знаковым фильм для целого поколения поклонников, которые, не переставая, слушали музыку Эрика Серра, который удостоился за свою работу премии «Сезар». Двадцать восемь лет спустя, эта история борьбы и дружбы между двумя мужчинами, поглощенными общей страстью, до сих пор считается одним из лучших культовых французских фильмов.
САМЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
НИКИТА / LA FEMME NIKITA (1990)

Захватывающий фильм о молодой наркоманке по имени Никита (Анн Парийо), признанной виновной в убийстве полицейского, которой предстоит непростой выбор: либо жизнь в тюрьме, либо работа в качестве тайного убийцы для французского правительства. Выбрав второе, она получила новую личность, образование и обучение различными наставниками (среди которых Жанна Моро и Чеки Карио), после чего отправляется на серию смертельных миссий. Но когда она встречает симпатичного клерка в продуктовом магазине (Жан-Юг Англад), то понимает, что есть и третий вариант. Остроумная и элегантная Никита как нельзя лучше раскрыла талант Анн Парийо — её персонаж эволюционирует от тощего, потерянного подростка до уверенной в себе женщины в центре психологического триллера. Она получила «Сезар» за лучшую женскую роль, а сам фильм удостоился «Золотого глобуса» как лучший фильм на иностранном языке.
САМЫЙ ЗАХВАТЫВАЮЩИЙ
ЛЕОН / LÉON: THE PROFESSIONAL (1994)

Помните, когда Натали Портман еще не была мировой знаменитостью, а только маленькой 12-летней начинающей актрисой? В «Леоне» она показала великолепную игру наряду с такими знаменитостями как Жан Рено и Гэри Олдмен. Первый американский фильм Люка Бессона оказался настоящим классическим шедевром. История двух одиночеств в Нью-Йорке: отстраненного и безграмотного иммигранта Леона и сироты Матильды, у которых развиваются своеобразные отношения, запятнанные кровью и желанием отомстить коррумпированному агенту по борьбе с наркотиками, который убил семью Матильды. Поднимая противоречивые темы наркомании и детской сексуальности, фильм весьма шокировал первоначальных зрителей, но с годами фильм возрос до уровня культового. Сейчас в это трудно поверить, но всего за 30 дней Люк Бессон написал сценарий к «Леону», а съемки фильма заняли — 90. Если вам удастся найти, то обязательно посмотрите полную режиссерскую версию (или, как её называет Бессон, расширенную) — дополнительные 26 минут лучше раскрывают отношения Леона и Матильды.
САМЫЙ ФУТУРИСТИЧЕСКИЙ
ПЯТЫЙ ЭЛЕМЕНТ / THE FIFTH ELEMENT (1997)

Успех «Леона» позволил Люку Бессону осуществить его давнюю мечту — снять блокбастер с множеством звезд и спецэффектов. «Пятый элемент», чье действие разворачивается в XXIII веке, это великолепное научно-фантастическое кино, которое соединило в себе американских актёров и техническую команду французов (включая музыку Эрика Серра и костюмы от Жана-Поля Готье). Водитель такси, бывший спецагент спецназа, Корбен Даллас (Брюс Уиллис) должен защищать рыжеволосую девушку Лилу (Милла Йовович), «совершенное существо», посланную из космоса и свалившуюся главному герою буквально на голову, чтобы предотвратить вторжение зла и уничтожение Земли. Визуально ошеломляющий — особый поклон за пробки в небе Нью-Йорка, а также взрыв в главном Флостонском зале, который на момент съемок был самым масштабным в истории кино — «Пятый элемент» остается самым большим хитом Бессона, собравшим более $260 миллионов в прокате. Люк Бессон всё пытается вновь повторить этот подвиг.

К сожалению, Люк Бессон считается, относительно, недооцененным. Его имя не так известно, как должно было быть. Если мы представляем режиссеров, продюсеров и сценаристов его поколения, то видим перед глазами фильмы, которые они сняли. И в этом плане, даже самые невзрачные кинематографисты более известны. Но фильмы Люка Бессона, как и он сам, заслуживают к себе гораздо большего внимания. Он создал несколько культовых фильмов, несколько фильмов, завоевавших множество наград, и несколько поистине фантастических лент.
автор: Елена Яковлева