«Дневник горничной»: вычурное обаяние буржуазии Print

15 июля 2015 года на Одесском кинофестивале состоялась украинская премьера мелодрамы Бенуа Жако «Дневник горничной». До этого фильм был представлен в основном конкурсе кинофестиваля в Берлине, где претендовал на Гран-при - «Золотого медведя». Это уже не первая экранизация романа Октава Мирбо «Дневник горничной». Каким вышел новый фильм, читайте в нашей статье.

Селестина (Леа Сейду) — своенравная и амбициозная горничная. Дерзость и неумение скрывать извечную обиду на своё положение в обществе стали причиной того, что никто не хочет видеть её в качестве служанки в своём доме. Селестине выпадает последний шанс — работать в провинции, но эта работа принесет ей еще больше разочарования. Постоянные ухаживания со стороны хозяина дома и придирчивость его сварливой жены постоянно выводят девушку из себя. А вот молчаливый садовник Жозеф (Венсан Линдон) так и манит горничную своей брутальностью.

Бенуа Жако, режиссер фильма, уже не первый, кто решил экранизировать роман Октава Мирбо «Дневник горничной». В конце девятнадцатого века это произведение пользовалось необычайной популярностью, и даже Лев Толстой назвал его автора «величайшим из современных французских писателей». «Дневник Горничной» экранизировали дважды (если не считать порно-пародии «Селестина»), и оба раза классиками европейского кинематографа: в 1946 году Жаном Ренуаром и в 1964 году Луисом Бунюэлем. Оба фильма пользовались огромным успехом. Но, невзирая на это, Жако, всё же, решил взяться за рисковую затею экранизации этого сатирического романа.

dnevnik-gornicsnoi

Отметим, что задумка режиссера не была так уж плоха, как кажется на первый взгляд. Жако, как и его предшественники, выделил из романа «Дневник горничной» лишь близкую себе, лежащую на поверхности тему. Поэтому «Дневник горничной» 2015 года — это не ремейк предыдущих фильмов, а виденье романа режиссёром.

В экранизации 2015 года режиссер уделил особое внимание теме феминизма. Буквально каждый кадр этой картины пронизан состраданием к положению главной героини. Все мужчины (впрочем, как и некоторые женщины), окружающие Селестину, прямо-таки, самые гнусные негодяи, воры и обманщики, иногда даже убийцы, которые так и норовят подстеречь бедную девушку, чтобы унизить или воспользоваться ею.

dnevnik-gornicsnoi

Такое рвение режиссера, безусловно, не самое плохое, вот только сама главная героиня немного подкачала. Она жалуется на свою нелёгкую долю коллегам из соседних семей, но при этом ведет себя так, как абсолютно не подобает прислуге. С первой же минуты в новом доме Селестина всем своим видом выказывает недовольство своей должностью и параллельно демонстрирует свою привлекательную внешность. Смысл второй цели неясен, так как позже она будет жаловаться на чрезмерное внимание со стороны противоположного пола. Общая концепция фильма у режиссера не до конца продумана.

А Леа Сейду и вовсе не убедительно выглядит в роли Селестины. В романе ей было 35 лет, и у предыдущих режиссеров актрисы были именно такого возраста. Но Жако предпочел 28-летнюю Сейду 35-летней Марион Котийяр, которую изначально планировал снимать. Сейду с её слегка инфантильной внешностью смотрится абсолютно не убедительно в этой роли. Из-за этого и теряется основная концепция истории, в которой Селестина выступает не просто жертвой обстоятельств, а такой же участницей всего, что происходит с ней. А Леа Сейду подчас выглядит и вовсе девочкой, поэтому у зрителя складывается еще большее негативное впечатление по отношению ко всем окружающим её мужчинам.

dnevnik-gornicsnoi

Таким образом, режиссер разрушил образы авторских персонажей: изначально ни один из них не был достоин сострадания, и все они на страницах книги выглядели как обычные люди с множеством пороков. Но, Жако решил предоставить зрителям классический вариант мелодрамы, что перевернуло общий смысл «с ног на голову».

Более того, три четверти фильма «Дневника горничной» просто стоят на месте. Жако предоставляет зрителю зарисовки из нелегкой жизни горничной, напрочь забывая о том, что в книге есть какой-то логически развивающийся сюжет. В конце концов, Мирбо ведь писал книгу с какой-то целью? Развивать сюжет режиссер начинает только в последней четверти фильма, да так быстро, что и зритель и сам не совсем понимает, что собственно произошло, и почему так случилось. А в конце фильм просто останавливается. Создается впечатление, что либо режиссеру денег не хватило еще сцену доснять, либо дальше интересующая его тема кончилась.

Единственный абсолютно бесспорный плюс «Дневника горничной» — это художественное оформление. Красивые места и не менее красиво изготовленные наряды, которыми пестрит каждый кадр фильма, безусловно, радуют глаз. Как костюмированный фильм «Дневник горничной» состоялся, но вот смысловой нагрузки от этого не прибавилось.

dnevnik-gornicsnoi

В рейтинге IMDb «Дневник горничной» получил 5,7 из 10, в рейтинге KinoPoisk — 5,3. Такая средняя оценка и вправду заслужена, ведь если не читать роман Мирбо и не искать в фильме ничего особенного, то как историческая мелодрама он весьма терпим.

Но, еще лучше попробовать воспринять всю эту историю с веселой стороны. Любая попытка воспринять новый «Дневник горничной» серьезно обречена на крах. Если вы решили посмотреть эту картину, то настройте себя заранее от души посмеяться. Попробуйте посмотреть на эту ленту как на попытку режиссера скорее пародировать тогдашнее общество, чем акцентировать внимание на теме сексизма. Возможно, тогда вы получите больше удовольствия.

автор: Елена Яковлева

 

«Один дома»: интересные факты о любимом новогоднем фильме

«Один дома»: интересные факты о любимом новогоднем фильме

1 Комментарий

Новогодняя неделя в самом разгаре и ни один праздничный киномарафон не обойдется без фильма «Один дома», который превратил Маколея Калкина в одного из самых больших

Новогодние и рождественские фильмы, о которых вы могли не слышать

Новогодние и рождественские фильмы, о которых вы могли не слышать

10 великолепных фильмов, без которых не обходится Рождество и Новый год за рубежом.

КОММЕНТАРИИ
Добавить отзыв о фильме: «Дневник горничной»: вычурное обаяние буржуазии
  ИМЯ:    
    
E-mail:    
необязательно    
  ВАШИ КОММЕНТАРИИ:*    
Осталось символов: 

* На портале приветствуется самостоятельное мышление и не приветствуется оскорбление других пользователей. Просим максимально воздерживаться от ненормативной лексики.

Добавить Cancel
Кинотеатр

 

НОВОЕ

История искусства рождается сегодня   О ПРОЕКТЕ

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Центр Української культури та мистецтва

АВТОРСКИЕ ПРАВА

Копирование материалов портала 2queens.ru разрешается при наличии гиперссылки, открытой для индексации поисковыми системами, и уведомления о копировании материалов редакции портала 2queens.ru через почтовый ящик info@2queens.ru.