19 июня 2015 в Москве стартовал 37-й Московский международный кинофестиваль. В 2015 году он продлится меньше, чем обычно: всего 8 дней. В программе кинофестиваля представлено огромное количество разнообразных программ и фильмов, среди которых втиснулись и скандальные работы мировых классиков.
Среди всех международных кинофестивалей Московский, пожалуй, можно назвать самым маленьким, и не только для мира, но и для самой Москвы. Дело в том, что практически все события ММКФ и все кинопрограммы проходят на территории одного единственного кинотеатра «Октябрь». На этой платформе всего одиннадцать залов, девять из которых очень маленькие. В дополнение к кинотеатру «Октябрь» показы также будут проходить в двух летних открытых кинотеатрах, которые расположены в парке, но и этих платформ не достаточно для "международного" кинофестиваля.
Несмотря на то, что Московский международный кинофестиваль выглядит, как событие местного масштаба, устроенное молодежью в поддержку отечественного кино, программа его более, чем насыщенна. Среди официальных программ ММКФ: «Конкурс», «Конкурс документального кино» и «Конкурс короткометражного кино». Но, помимо этого, еще есть внеконкурсная программа, на которой запланировано 20 различных тематических конкурсов.

37-й Московский международный кинофестиваль 19 июня откроет фильм «Тотем волка» (Le Dernier Loup) режиссера Жан-Жака Анно. Картина рассказывает о пекинском студенте Сене, который отправляется жить к пастухам во Внутреннюю Монголию. Его завораживают почти мистические отношения пастухов и зверей, но вскоре Чену придется стать на защиту обитателей степей, так как у властей по поводу судьбы этого региона свое мнение.

Кадр из фильма «Тотем волка»
Но не стоит забывать, что это не только самый короткий за всю историю Московский международный кинофестиваль, но это еще и фестиваль периода санкций. И, если смотреть на внеконкурсные программы, то можно найти фильмы, которые бы раньше на этот фестиваль никогда бы не попали.
Даже сделали отдельную программу «Фильмы, которых здесь не было». В рамках этой программы, на ММКФ-2015 будет показан фильм Питера Гринуэя «Эйзенштейн в Гуанахуато». Когда эта лента демонстрировалась на Берлинале, российские критики буквально взбунтовались - как так, классика из кинематографа и в таком свете? Теперь сами привезли фильм в Москву. Помимо этого, в рамках той же программы, будут показаны фильмы «Наш запах» Ларри Кларка и «Пазолини» Абеля Феррары, которые своей скандальностью и распущенностью уж явно никак не вписываются в линию семейных ценностей и морали.

Кадр из фильма «Эйзенштейн в Гуанахуато»
Программа «8 1/2 фильмов» Петра Шепотинника уже давно прославилась среди киноманов, но в этом году порадует их двумя отечественными фильмами, правда тоже достаточно необычными. Примечательной является работа под характерным названием «Крымнаш» режиссера Василия Сигарева смонтирована из различных туристических видео. А также - «Такси» Джафара Панахи. Этот фильм - инструкция по выживанию в профессии в условиях тоталитарного государства, ведь её создателю кино снимать запретили. Вот и выкрутился он, катая сограждан за рулем такси и выслушивая их истории, параллельно записывая их на камеру видео-регистратора. «Такси» - это что-то на грани художественного и документального кино.

Кадр из фильма «Такси»
Кстати, еще один постдокументалист, который не вошел в основную программу документального кино, но, зато получил свою собственную — «Грани метода» — Ульрих Зайдл. На фестивале будут показаны его «Звериная любовь» (1996), «Собачья жара» (2001) и последняя работа режиссера «В подвале», которая буквально заглядывает в души соотечественников Зайдля.

Кадр из фильма «Собачья жара»
А теперь об основном конкурсе. Сюда, конечно, андеграунду и иностранной пропаганде дорога заказана. Но, не смотря на это, два фильма в этой категории заслуживают отдельного внимания. Это «Милый Ханс, дорогой Петр», новая режиссерская работа Александра Миндадзе. Здесь речь пойдет о взрыве на советском заводе перед началом Второй мировой. В центре сюжета — советский рабочий и немецкий инженер, командированный в СССР. А второй фильм - «Орлеан» Андрея Прошкина по сценарию Юрия Арабова про маленький городок, в котором появляется незнакомец и заставляет местных вспомнить все их грехи.

Кадр из фильма «Милый Ханс, дорогой Петр»

Кадр из фильма «Орлеан»
В 2015 году в жюри основного конкурса вошли Жан-Жак Анно (режиссер и сценарист), Жаклин Биссет (актриса), Фред Брайнерсдорфер (сценарист), Алексей Федорченко (режиссер) и Фернандо Соколович (продюсер).
На ММКФ-2015 заявлено рекордное количество российских картин в основном конкурсе - целых три (помимо двух, описанных выше, «Арвентур» Ирины Евтеевой). А среди государств, которые всегда отличались высоким качеством кинематографа, на фестиваль приехали лишь Испания, Франция и Япония. Обычно Московский международный кинофестиваль славится показами крупнейших хитов международных фестивалей Европы и мира, но на этот раз их почти не будет. Среди эксклюзивов 2015 года — программы «Вокруг Фассбиндера», «Женский взрыв», «Феномен курдского кино», а также циклы, посвящённые 100-летию геноцида армян и 100-летию кино Болгарии.
Напомним, что 37-й Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 июня.
автор: Елена Яковлева