10 сентября – День рождения великого украинского и советского режиссёра Александра Довженко, которому удавалось превратить жёсткий, идеологический и неоспоримый госзаказ товарища Сталина в кино-шедевр, срывающий овации на Западе. Что успел и что не успел сотворить этот великий режиссёр за свои недолгие и нелёгкие 62 года?
«Вася-рефоматор» (1926) - первый фильм, снятый А. Довженко по собственному сценарию. 50-минутная чёрно-белая немая комедия о сыне работницы фабрики, у которого за один день случается масса приключений.

Кадр из к/ф А. Довженко "Вася-реформатор"
«Ягодка любви» (1926) - вторая чёрно-белая и немая комедия Довженко, от которой сам он открестился. Повествует о внебрачном ребёнке парикмахера Жана Ковбасюка, от которого тот всеми силами пытается избавиться. Но решение народного суда заставляет его изменить своё решение и отправиться на поиски покинутого ребёнка.

Кадр из к/ф А. Довженко "Ягодка любви"
«Сумка дипкурьера» (1927) – приключенческий детектив, снятый Довженко в лучших традициях жанра. Наполнен шпионами, агентами, кокотками и посетителя портовых кабачков. При этом сюжет основан на реальной истории нападения за границей на советских дипломатических курьеров в 1926 году. Публика восприняла фильм на ура.

Кадр из к/ф А. Довженко "Сумка дипкурьера"
«Звенигора» (1929) – полуторачасовая чёрно-белая немая драма о двух тысячах лет истории Украины, от скифов и варяг до белоукраиской эмиграции. Поделена на 12 эпизодов, объединённых личностью одного деда – олицетворения патриархального крестьянства. Не смотря на кажущийся триумф строительства социалистической страны в фильме «Звенигора», именно за него Довженко получает клеймо «буржуазный националист». При этом, именно он считается одним из лучших режиссёрских работ Довженко, который с успехом был показан в Париже, Голландии, Бельгии, Мексике, Аргентине, Канаде, Великобритании и США.

Кадр из к/ф А. Довженко "Звенигора"
«Арсенал» (1928) – историко-революционная чёрно-белая немая лента о рабочем восстании на киевском заводе «Арсенал» простив Центральной Рады и войск УНР. Кое-кто считает фильм уступкой режиссёра и попыткой смягчить отношение к себе большевистской верхушки. Тем не менее, другие причисляют «Арсенал» к шедеврам украинского экспрессионистического кино. Фильм был показан даже в США.

Кадр из к/ф А. Довженко "Арсенал"
«Земля» (1930) – чёрно-белая немая драма-ода украинской земледельческой нации, где человек издревле спокойно работает на земле и является частью космического ритма бытия. Фильм был признан соответствующим линии партии и выпущен на экраны (правда, после купюр), но уже через 10 дней показа – раскритикован и запрещён, что стало ударом для Александра Довженко. Вместе с тем «Земля» имеет успех в Европе, о режиссёре выходят многочисленные статьи, его даже называют «Гомером кино». В СССР фильм реабилитируют в 1958 году после того, как по результатам международного референдума в Брюсселе его оглашают одним из 12 лучших фильмов мировой истории кино.

Кадр из к/ф А. Довженко "Земля"
«Иван» (1932) – первый звуковой фильм Довженко о строительстве Днепрогэс. Выстраданный вопреки собственной совести сценарий призван воспевать безвозвратный путь индустриализации. Одна из тех работ, которыми сам автор не гордится.

Кадр из к/ф А. Довженко "Иван"
«Аэроград» (1935) – чёрно-белая повесть о строительстве нового города на Дальнем Востоке, в тундре. В основе сюжета – конфликт между молодыми чукчами, которые приветствуют советское строительство и советское будущее, и старыми, которые этому противостоят. Фильм снят по заказу лично Сталина после того, как он вызывает Довженко работать в Москву в тяжёлые времена Голодомора в Украине.

Кадр из к/ф А. Довженко "Аэроград"
«Щорс» (1939) – двухчасовая историческая драма, также снятая Александром Довженко по заказу Сталина. Сценарий построен по маршрутам боёв Щорса, многие исторические моменты были изменены ради большевистской идеи, правки в сценарий вносил лично Сталин. При этом Довженко умудряется снять такой идеологический фильм на чисто украинском фоне – в фильме щедро звучат украинские песни, показаны народные обычаи, танцы. В 1941 году Довженко получает за этот фильм Сталинскую премия 1-й степени, а также Премию за лучший сценарий 1-й степени в Москве. Также Довженко стал руководителем Киевской киностудии, стал депутатом и членом президии комиссии по присуждению Сталинской премии.

Кадр из к/ф А. Довженко "Щорс"
«Освобождение» (1940) – исторический и документальный фильм, снятый Довженко на Западной Украине после присоединения Галичины к СССР в 1939 году. Главная идея фильма – показать зрителю пути шествия освободительной Красной Армии и радость освобождённых из-под польского гнета украинцев. Не смотря на идеологическую подоплёку, режиссёру удалось показать, что «освобождённым» жилось гораздо лучше до «освобождения». Позитивных отзывов картина получила мало, и долго на экранах не продержалась.

Кадр из к/ф А. Довженко "Освобождение"
«Битва за нашу Советскую Украину» (1942) – документальный пропагандистский фильм, в США прошёл под названием «Украина в огнях». Рассказывает о южных фронтах немецко-советской войны, в фильме слышны голоса бойцов и философские размышления самого Довженко.
«Мичурин» (1948) – первый цветной фильм Александра Довженко, историко-биографический опус о жизни и деятельности одного из основоположников материалистического направления в науке, российского учёного-биолога И. Мичурина. Фильм вызвал множество похвал и одобрений.

Кадр из к/ф А. Довженко "Мичурин"
«Прощай, Америка!» (1951) – последний незавершённый фильм Довженко, съёмки которого остановил Сталин. Отснятые 6 частей долгое время считались утраченными, пока не был найден в архиве Госфильмфонда, реставрирован и впервые показан с комментариями в 1996 году.

Кадр из к/ф А. Довженко "Прощай, Америка!"
Ещё многие кино-замыслы Александру Довженко так и не удалось воплотить. Среди них киноповесть «Зачарованная Десна», «Украина в огне», «Открытие Антарктиды» - одиссея российских моряков в южных морях, «В глубинах космоса» - фильм о трёх советских инженерах, которые 8 лет блуждают по звёздной Вселенной. Но главное, всю жизнь Александр Довженко мечтал снять «Тараса Бульбу», но неоспоримые заказы товарища Сталина так и позволили ему это сделать.
Некоторые фильмы Александра Довженко уже после его смерти сняла его жена и соратница актриса Юлия Солнцева – «Поэма о море» (1956), «Повесть пламенных лет» (1961), «Зачарованная Десна» (1964), «Незабываемое» (1968), «Золотые ворота» (1969).