Этот человек совершил настоящий прорыв в мировой мультипликации. Его фильмы удостоились нескольких международных премий и были показаны даже в США. А его технологией спецэффектов пользовался сам Кубрик. 19 апреля 1900 года родился режиссер, мультипликатор и мастер сказочного жанра Александр Лукич Птушко. Именно он подарил миру такие замечательные фильмы, как «Новый Гулливер», «Садко», «Руслан и Людмила» и множество других великолепных сказок.
Ранние годы
Несмотря на то, что Александр Птушко был одним из первых людей, которые начали использовать в кино спецэффекты, а также повлиял не только на советскую, но и на мировую анимацию, о его жизни известно очень мало. Александр Лукич Птушко родился 19 апреля 1900 года в Луганске. Родители его были простыми крестьянами. До того, как будущий мультипликатор нашел своё призвание, он попробовал не одну профессию: корреспондент, актер, художник-декоратор, кукольный мастер. А с 1923 по 1926 год даже учился в Московском институте народного хозяйства.
Кукольник
В кинематограф Александр Птушко приходит в 27 лет, но не как режиссер, а как конструктор кукол, а позже художник-мультипликатор. Ему повезло работать на «Мосфильме» у Юрия Меркулова, который в те годы был главным энтузиастом объемной анимации. Проникшись талантом кукольника, Юрий Александрович передает свою мастерскую Александру Птушко, который, в свою очередь, продолжает традиции Меркулова, и создает студию, в которую приглашает лучших мастеров своего дела.
В 1928 году в качестве режиссера-аниматора Александр Птушко выпускает серию мультфильмов с участием кукольного персонажа Братишкина, которого позже перенес и в рисованные мультфильмы. Именно здесь он впервые использует свою кино-иллюзию.
"Новый Гулливер"
После такого дебютного успеха, уже через четыре года, в 1932 года, Александр Птушко снимает первый звуковой полнометражный мультипликационный фильм «Властелин быта», который можно смело назвать подготовкой к его художественному прорыву - фильму «Новый Гулливер», по мотивам произведений Джонатана Свифта.

Кадр из фильма «Новый Гулливер»
Фильм с объемной анимацией, который советский зритель увидел в 1935 году, был на то время прорывом в кинематографе - Александр Птушко использовал в нём множество новых и оригинальных приемов. Режиссер пользуется необычным методом комбинированной съемки, чтобы органически совместить на экране «игру» 1500 кукол с игрой живых актеров. Да и для создания самих кукол Птушко пришлось немало потрудиться. И, так как мультипликатор обладал тягой к технике, он сам лично разрабатывал конструкции кукол и позже долго экспериментировал с их движением и мимикой в кадре.
Олег Анофриев, который принимал участие в съемках «Нового Гулливера», позже рассказывал: «Вы знаете, Чаплин хвалил Птушко за его фильм, и в этом фильме я принимал участие. Замечательный, кукольный фильм, «Новый Гулливер». Сделана была такая фантастическая, кропотливая, талантливейшая работа! Он ведь сам все резал, вырезал куклы, не без помощи, конечно, мастеров… И как-то он позвонил и говорит: «Я тебя очень прошу озвучить... Там есть странный эстрадный певец, лилипут, который поет замечательную песню, её надо восстанавливать, она пришла в полную негодность».
Создание "кукольного" голоса
Именно эта песня «Моя лилипуточка, приди ко мне!» в сопровождении лилипутского кордебалета безумно полюбилась зрителю. Но, как превратить человеческий голос в кукольный? Здесь Александр Лукич тоже был первооткрывателем. Он использовал прием изменения частоты прохождения звука в момент записи голосов актеров. Таким образом, Птушко изменил тембр речи, доводя его до предельно высокого, почти писклявого звучания, которое и ассоциировалось у зрителя с малюсенькими лилипутами. Особенно хорошо этот эффект был заметен в сценах, где актер-Гулливер разговаривает с куклами-лилипутами.

Кадр из фильма «Новый Гулливер»
Для проведения такого объема работ Александр Птушко объединил в своей мастерской практически всех художников, которые в то время работали с объемной мультипликацией, среди которых были И. Никитченко, С. Мокиль, Ф. Красный, Ю. Швец, Р. Гуров и оператор Н. Ренков. Вместе эти люди совершили невероятное и удивили тогдашнего зрителя не меньше, чем Эйзенштейн красным флагом в «Броненосце Потемкине».
Даже сам Иван Иванов—Вано, мэтр советской мультипликации, позже сказал: «В «Гулливере» он применил столько новых, оригинальных приемов съемки, создал столько занимательных конструкций и приспособлений, что ими до сего времени пользуются на кукольных студиях нашей страны».
Не обошла «Нового Гулливера» и мировая слава. Трудно представить, но этот мультипликационный фильм вышел четырьмя годами ранее знаменитой «Белоснежки» Уолта Диснея. Самого Александра Птушко сравнивали с Марио Бава, Уильямом Кэмероном Мензисом и Джорджем Палом, и даже удостоили его фильм специальным призом на Международном кинофестивале в Милане.
Такой успех приносит Александру Лукичу место руководителя художественно-производственного объединения объемной мультипликации «Мосфильма». А также место преподавателя во ВГИКе, во время которого он выпускает несколько научных книг, посвященных мультипликации, съемкам трюков и комбинированным съёмкам. В это время Птушко работает в качестве режиссера-мультипликатора над картинами «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Веселые музыканты». И в 1939 году выпускает еще одно своё чудо - фильм «Золотой ключик».

Кадр из фильма «Золотой ключик»
"Золотой ключик"
Кажущийся мультфильмом «Золотой ключик», на самом деле, только частично кукольный. В основном, мультипликационный эффект здесь достигнут за счет совмещенных и комбинированных съемок. Для зрителя это осталось незаметным, но большая часть кукол в фильме - это, на самом деле, переодетые в кукольные костюмы актеры. А чтоб создать разницу в размере, когда актеры-люди совмещались с актерами-куклами, режиссер использовал визуальное совмещение дальнего и ближнего плана. И по сей день «Золотой ключик» используется, как пример, в кинематографических школах, для демонстрации студентам, как путем минимальных затрат возможно создать настоящие спецэффекты.
В годы Второй мировой
С началом войны Александр Птушко оставляет своих кукол, а мастерская без его лидерства распадается (возродится она только в 1950-е годы). В те времена Александр Лукич работает на киностудии в Алма-Ате, где, в основном, занимается комбинированными съемками и созданием трюков в фильмах «Парень из нашего города», «Небо Москвы», «Зоя». Но, в те времена это не приносит ему достаточного дохода на содержание семьи, и он решает применить свой творческий талант в создании обуви. И в этой области он тоже добивается успеха, придумав наклеивать на свою обувь лейбл «Eldorado&K°», что делало их невероятно популярными.
По окончанию войны Александр Птушко решает применить свои анимационные навыки в игровом кино - наряду с Александром Роу он берется за экранизации сказок. Первой работой в этом жанре для Александра Лукича стал «Каменный цветок» (1942 год), за которую он сразу получил Государственную премию и приз за цвет на I Международном кинофестивале в Каннах. Не меньшей славы снискал и его следующий шедевр «Садко». Он завоевал «Серебряного льва» в Венеции, а исполнитель главной роли Сергей Столяров был назван одним из лучших актеров мира полувековой истории кино.

Кадр из фильма «Каменный цветок»
"Илья Муромец" и "Книга рекордов Гиннесса"
Но режиссер и не планировал на этом останавливаться. В 1956 году он выпускает первый советский широкоэкранный фильм со стереозвуком «Илья Муромец», который попадает в Книгу рекордов Гиннесса за самую масштабную массовку, в которой участвовало более 106 тысяч статистов одновременно. До Птушко никто из мировых режиссеров не рискнул собрать в кадре одновременно 106 тысяч статистов и 11 тысяч лошадей (правда, уже в 1967 году этот рекорд побил Сергей Бондарчук в фильме «Война и мир»).
Роджер Корман, американский продюсер, после просмотра фильмов Александра Птушко, приобретает права на «Садко» и «Илью Муромца», чтобы демонстрировать их в кинотеатрах США. Конечно, фильмы пришлось слегка перемонтировать и изменить названия, ведь наши народные герои абсолютно ничего «не говорили» американским зрителям. Перемонтажем «Садко» занялся сам Фрэнсис Форд Коппола, и фильм вышел в прокат под названием «Волшебное путешествие Синдбада», а «Илью Муромца» решили переименовать в «Камень и дракон». Удивительно, но сам Птушко ничего не имел против таких преобразований. Леван Шенгелия рассказывал: «Я стал свидетелем его разговора с американскими прокатчиками, купившими «Илью Муромца». Они несколько сократили картину, убрали некоторые затяжные вещи, с которыми сам Птушко не мог расстаться. И Александр Лукич был в восторге от их редакции, он благодарил за талантливый монтаж его собственной картины. Такое в мире кино встретить невозможно». Но показ фильмов Птушко был не единственным его вкладом в американский кинематограф. Такие режиссеры, как Стэнли Кубрик и Терри Гиллиам, позаимствовали его спецэффекты для создания своих собственных фильмов.

Кадр из фильма «Садко»

Кадр из фильма «Илья Муромец»
"Алые паруса"
В 1960 году Александр Птушко стал художественным руководителем творческого объединения детских фильмов при киностудии «Мосфильм». И в 1961 году на экраны выходит экранизация «Алых парусов» Александра Грина. Несмотря на популярность фильма среди зрителей, критики его ругали за «чрезмерную аляповатость и тяжеловатость игры актеров». К тому же, из феерического повествования фильм превратился в обычную мелодраму. Но, несмотря на это, все отметили удачный выбор режиссером актрисы на роль Ассоль - её сыграла Анастасия Вертинская.
Леван Шенгелия – художник-постановщик фильма «Алые паруса», рассказывал: «Он пригласил меня на «Алые паруса» и начал сомневаться, не совершил ли ошибку. Дело в том, что из-за неожиданных проблем я долго не показывал ему эскизы. И когда в один прекрасный день привез целый грузовик рисунков, его радость была настолько искренна, что скоро наши отношения переросли в настоящую творческую дружбу. Лишь однажды мы чуть не поссорились. Мы по-разному представляли себе главную героиню - Ассоль. Я настаивал на Насте Вертинской и даже в своих эскизах использовал ее образ. В конце концов, набрался смелости и заявил: «Если героиня будет не такая, я уйду из картины». Рассудил нас худсовет, сделав выбор в пользу Вертинской. Надо сказать, что, будучи непревзойденным мастером комбинированных съемок, Птушко хотел и «Алые паруса» насытить спецэффектами, фантазиями, а мы с операторами этого боялись. Все эти выдумки могли разрушить гриновскую драматургию. И Александр Лукич к нам прислушивался, он не был упрямым, что и спасло фильм».

Кадр из фильма «Алые паруса»
В 1964 году Александр Птушко снимает комедию «Сказка о потерянном времени», а в 1966 году выпускает фильм «Сказка о царе Салтане» - одну из лучших экранизаций сказок Пушкина.
В это же время он приступает к написанию сценария фильма «Вий» по повести Николая Гоголя. Реализовать его Птушко поручает молодым режиссерам Константину Ершову и Георгию Кропачеву, открывая им дорогу в мир большого кино, а сам выступает в роли художественного руководителя. Но, создание первого советского фильма ужасов оказалось непосильным для молодых режиссеров, поэтому Александру Лукичу пришлось позже самому доснимать и монтировать фильм. Скорее всего, именно из-за этого картина настолько впечатлила зрителей и вошла в классику советского кинематографа. После этого фильма, в 1969 году, Александру Птушко присудили звание Народного артиста СССР.
"Руслан и Людмила"
Лучшей работой Александра Птушко, по праву, может называться его последний фильм, который вышел на экраны незадолго до смерти режиссера. На создание «Руслана и Людмилы» у режиссера ушло целых четыре года, но эта работа стоила того. Были построены невероятных размеров декорации и сшито множество великолепных костюмов, и всё это венчал талант Птушко создавать волшебство. Говорящая голова, летающий карлик Черномор и подземные гиганты - все это творения рук Александра Лукича. А когда для съемок «Руслана и Людмилы» понадобились 300 попугаев, то режиссер использовал всего десять настоящих, а все остальные - это перекрашенные голуби.
Исполнитель роли Черномора в фильме, Владимир Федоров, рассказывал: «Он был достаточно требователен и жесток к окружающим, и его возмущала любая несостоятельность в профессии, но, обрушив на голову несчастного гром и молнии, он с удовольствием показывал лично, как можно и нужно делать. Он не просто требовал, а доказывал! Помню, никак не могли заполнить декорацию водой, она все время просачивалась. И Александр Лукич возмутился: «Это же так просто! Постелить брезент, насыпать конский навоз, а потом залить водой. Все поры будут забиты!» Он ни минуты не мог сидеть без дела. Будучи уже далеко не молодым человеком, обремененным множеством болезней, на площадке он занимался несколькими делами сразу. И еще один забавный эпизод. Поначалу в роли Наины снималась легенда Вахтанговского театра Цецилия Мансурова. К одной из первых сцен готовились очень ответственно - выстроили сложные декорации, привезли пиротехнику, собрали массовку, отрепетировали сто раз и зажгли факелы… Предполагалось снять все с одного дубля, чтобы не строиться заново. Напряжение колоссальное. Команда «мотор!». Вспыхивает декорация, и Мансурова неожиданно выходит из образа: «Александр Лукич, я тут подумала… может, я встану вот здесь?..» Птушко выдерживает долгую паузу, мысленно прощаясь с декорациями и потерянным временем, а потом взрывается и говорит такие слова, которые я не решусь повторить. После чего актрису заменили, так как режиссера заменить намного труднее».

Кадр из фильма «Руслан и Людмила»
Коллеги Александра Птушко по съемочной площадке вспоминали его как человека простого и доброго, но в то же время он мог и легко выйти из себя, когда огромная работа над кадром шла насмарку, и уж тогда доставалось всем: «Бизоны! Кретины! Носороги! Работать не умеете!».
Александр Птушко четырежды был женат, и всегда всё оставлял своим семьям. Одна из его дочерей, Наталья, так же ставшая режиссером - рассказывала: «На съемочной площадке папа был чутким, внимательным, но очень жестким и требовательным. Мне доставалось от него больше других. С ним я прошла хорошую школу: чтобы все было готово к работе, все было на своем месте, и если что - с меня первой спрос. Его очень любили все вокруг, вплоть до рабочих. Александр Лукич мог лично принять участие в сооружении декораций, показать, как лучше забить гвоздь. Он был единственным режиссером, которого называли «мастер - золотые руки». Действительно, он умел все. Во время войны научился шить обувь. Мастерил из дерева босоножки, сверху покрывал их кожей или замшей, и в эвакуации весь наш «лауреатник» ходил в этих модных обувках. Затем стал вышивать знамена, и в тяжелые времена это спасало семью в материальном плане. Он создавал чудесные эскизы для Большого театра. Уникальный был человек, при этом очень общительный и веселый».
Александр Лукич Птушко умер 6 марта 1973 года. Его смерть поставила точку в целой эпохе сложных сказочных постановок советского кинематографа. В Москве на Новодевичьем кладбище могилу режиссера украшает сказочное дерево, в ветвях которого таятся герои фильмов Александра Птушко.

Могила Александра Птушко
О жизни Александра Птушко осталось очень мало сведений, и, пожалуй, именно это характеризует его путь лучше всего. Он никогда не любил много говорить, а всегда предпочитал всё делать своими руками. Каждую свою работу он сам сопровождал от начала и до конца. Именно благодаря своему энтузиазму и незаурядной фантазии Александр Птушко смог создать шедевры, которые по сей день считаются примерами великолепной мультипликации и спецэффектов. А на все похвалы он отвечал, как мудрый волшебник из сказок: «Ничего удивительного, ведь я - обыкновенный гений».
автор: Елена Яковлева