С предысторией столь же своеобразной, сколь и его фильмы, Ларс фон Триер оказался в числе самых выдающихся режиссеров, которые вошли в мировой кинематограф. Непростительно уверенный в своей артистичности и беззастенчиво провокационный, фон Триер создал своим творчеством отдельный кино-мир, благодаря которому на экраны вышли такие шедевры как «Танцующая в темноте», «Рассекая волны», «Догвилль» и другие работы. Ниже вы найдете список из 7 лучших, по нашему мнению, фильмов Ларса фон Триера.
«Я лучший кинорежиссер в мире», — так однажды заявил о себе в Каннах Ларс фон Триер. Самопровозглашенный «enfant terrible», провокационный как за камерой в качестве сценариста и режиссера, подстрекающего зрителей и критиков, так и перед ней, бросая вызов журналистам в многочисленных интервью. Сомнений нет: фон Триер один из самых смелых и поляризующих режиссеров в современном кинематографе.
И, говоря о таком режиссере, как Ларс фон Триер, очень сложно определить лучшие работы режиссера, так как каждый его фильм содержит нечто уникальное. Представленный ниже список фильмов это, скорее, то, с чего бы стоило начать знакомиться с фон Триером, но, если уж он придется вам по вкусу, то вы не оставите без внимания ни единой его работы.
7 ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ ЛАРСА ФОН ТРИЕРА
ЕВРОПА / EUROPE (1991)
IMDb — 6.50
Kinopoisk — 6.372

Третий театральный фильм фон Триера из европейской трилогии. Действие происходит вскоре после окончания Второй мировой войны. Молодой американец приезжает в Германию в надежде принести счастье этой стране. Но там герой заводит роман с роковой красоткой и оказывается втянутым в пронацистский заговор. Но, как всегда, Ларс фон Триер не позволяет фильму развиваться в ожидаемую строну, и вновь использует экспериментальный стиль. На черно-белых кадрах с редкими проблесками света наблюдается некая сюрреалистичность, которая вскоре станет ключевым элементом его режиссерского почерка.
РАССЕКАЯ ВОЛНЫ / BREAKING THE WAVES (1996)
Rotten Tomatoes — 86%
IMDb — 7.90
Kinopoisk — 7.911

Часто этот фильм называют лучшим в фильмографии фон Триера, и не только благодаря режиссерскому мастерству, то также и великолепной игре Эмили Уотсон. Этот фильм был создан под вдохновением написанного фон Триером и его коллегой манифеста «Догма 95», хотя соблюдал он далеко не все его предписания. «Рассекая волны» — это история религиозной женщины, чей муж стал инвалидом после аварии. Теперь он уговаривает жену искать сексуальное удовлетворение на стороне, с другими мужчинами. Как и во многих фильмах фон Триера, здесь подняты вопросы секса, религии и безысходности.
ТАНЦУЮЩАЯ В ТЕМНОТЕ / DANCER IN THE DARK (2000)
Rotten Tomatoes — 68%
IMDb — 8.00
Kinopoisk — 7.935

Съемки фильма сопровождались постоянными конфликтами между режиссером и исполнительницей главной роли, Бьорк, но, возможно именно эти разногласия и привели к созданию совершенства. Музыкальная драма рассказывает историю чешской эмигрантки, которая постепенно теряет зрение, она и её сын приезжают в Америку. Фильм был снят при помощи ручной цифровой камеры, благодаря чему «Танцующая в темноте» становится похожей не на фильм, а на съемки настоящей жизни. И эта реалистичность делает финал картины еще более разрушающим. За эту картину Ларс фон Триер получил «Золотую пальмовую ветвь» на кинофестивале в Каннах.
ДОГГВИЛЬ / DOGVILLE (2003)
Rotten Tomatoes — 70%
IMDb — 8.10
Kinopoisk — 7.920

В то время как некоторые считают создание «Догвилля» просто бессмысленным трюком, другие рассматривают его как гениальную методику, которая позволяет зрителям глубже рассмотреть тему и проблемы, поднятые в фильме. Позаимствовав элементы театра Брехта, в котором на пустой сцене были просо обозначены места, где должны были бы находиться реквизит и двери, Ларс фон Триер экспериментирует с реакцией аудитории также сильно, как и с техникой создания кино. Догвилль рассказывает историю женщины, которая скрывается от гангстеров в городе, где вскоре ей предстоит выполнять любую просьбу жителей города. Но ни она, ни горожане, не осознают последствий этих действий.
АНТИХРИСТ / ANTICHRIST (2009)
Rotten Tomatoes — 50%
IMDb — 6.60
Kinopoisk — 6.543

Еще один смелый эксперимент Ларса фон Триера. В некотором смысле можно назвать его фильмом ужасов, в котором смерть ребенка приводит его родителей к жутким видениям и постепенной утрате рассудка. Они отчаянно пытаются бороться со своей болью, но со временем их чувства лишь усугубляются. Жесткость, увечья и психологическая травма — они царят в этом ужасающем фильме, снятом в период постдепрессивного состояния режиссера. На премьере в Каннах в 2009 году Шарлотта Генсбур получила приз за лучшую женскую роль. «Антихрист» не стал источником разногласий среди критиков и зрителей, у которых вызвало сомнение содержание фильма, хотя талант самого фон Триера никогда не ставился под сомнение.
МЕЛАНХОЛИЯ / MELANCHOLIA (2011)
Rotten Tomatoes — 79%
IMDb — 7.10
Kinopoisk — 7.004

В этом фильме Ларс фон Триер гораздо больше соприкасается с личным, чем в любой другой его картине. Объявление о конце света и две сестры, одна из которых выходит замуж в это время. Жюстин и Клэр совершенно не похожи, но в преддверии конца девушки начинают всё сильнее нуждаться друг в друге. Одна из них впадает в клиническую депрессию, а другая пытается сохранить спокойствие и приготовиться к неизбежному концу. Но постепенно они меняются ролями. Этот фильм основан на собственном опыте режиссера, который также долгое время боролся с депрессией. Он пытается показать, что, порой, страдающие от стресса люди, могут оказывать куда более сильную поддержку другим в моменты, когда весь мир, в буквальном или переносном смысле, рушится на части.
НИМФОМАНКА / NYMPHOMANIAC (2013)
Rotten Tomatoes — 74%
IMDb — 7.00
Kinopoisk — 7.057

Никаких табу или смущенных сексуальных сцен в «Нимфоманке» вы не найдете. Все неудобные моменты камера захватит крупным планом. Но, помимо откровенности, в фильме вы услышите сложную историю о существовании секса, любви, тоски и решительности. Это история Джо, женщины, которая достаточно рано осознала себя нимфоманкой. И сейчас после многих лет интенсивных и частых сношений она потерял свой «животный» сексуальный аппетит. Джо рассказывает вам о своем опыте честно, и мы видим, что она на самом деле ничем не отличается от всех остальных. С помощью её рассказа, угнетающего, противоречивого и полного отчаяния, Ларс фон Триер вторгается и задает вопросы самым потаенным уголкам человеческого разума и эмоций.
Тревожный, впечатляющий, психологический, противоречивый, увлекательный, уникальный — эти прилагательные лишь начинают описывать всю сложность фильмов Ларса фон Триера. Датский режиссер не упускает возможность поэкспериментировать и восстать против обычного с новыми идеями и проектами в каждом из своих фильмов. Использует ли он профессиональную технику или худшую камеру на земле, снимает ли истории о вымышленных или реальных событиях, Ларс фон Триер бросает миру вызов.
автор: Елена Яковлева