Есть множество великолепных режиссеров, работавших в жанре ужаса. Всякий раз, когда речь заходит о шатающихся зомби в поисках вкусных мозгов, мы благодарим Джорджа Ромеро. Если речь заходит о бессмысленном итальянском фильме без какого-либо приметного окончания, мы с любовью вспоминаем Лючио Фульчи. А если речь заходит о низко-бюджетных чудовищах, мы снимаем шляпу перед Роджером Корманом. Но когда мы говорим о снах наяву, убийцах в черных перчатках и жестоких кровавых смертях, есть только один человек, к которому можно обратиться. Это Дарио Ардженто.
Родившийся в Риме в 1940 году, этот 75-летний режиссер сделал себе достаточно внушительную карьеру, охватившую кинематограф и телевидение. Для любителей более мейнстримового кино, Ардженто более известен как человек, без которого никогда бы не было «Рассвета Мертвецов» Джорджо Ромеро, так как именно Ардженто финансировал 50 % фильма и получил право на собственную монтажную версию. Также многие его знают как участника музыкальной группы «Goblin» и отца актрисы Азии Ардженто. Но для киноманов Дарио Ардженто — это режиссер, который подарил миру поджанр известный как «джалло» (он сочетает в себе элементы криминального триллера и эротики). Название своё этот поджанр получил от серии дешевых криминальных рассказов, выпущенной в ярко-жёлтых обложках в начале 1929 года.
Конечно, последние работы Дарио Ардженто - это бледная тень его ранних творений, в них не хватает магии, которая и делала его лучшие фильмы такими неповторимыми. Связано ли это с возрастом, с изменением взглядов на кинематограф, с перемещением сил в сторону более реалистических жанров или же с тем, что его дочь сейчас куда более популярна, чем он, мы никогда не узнаем. И по правде говоря, это уже не имеет большого значения, так как Ардженто успел создать достаточно хорошего материала, и уже только за это его можно благодарить. И, говоря о таком количестве отснятого материала, для кого-то нового в мире Дарио Ардженто может быть нелегко решить, с чего же лучше начать знакомство. Поэтому в честь 75 Дня рождения режиссера предлагаем вашему вниманию 5 лучших фильмов Дарио Ардженто.
1. СУСПИРИЯ/ SUSPIRIA (1977)

Мечтая о балетной карьере, молодая девушка Сьюзи приезжает из Америки в Рим в старинную балетную школу. Но заграничная поездка складывается не так, как представляла себе девушка. В ночь приезда в школу её не пускают, но Сьюзи отчетливо видит, как оттуда выбегает девушка, которую потом найдут жестоко убитой. Наутро всё становится на свои места, вот только Сьюзи должна обязательно жить в школе. Но что-то тут не так: на ночь все обязательно пьют вино с примесью какого-то снотворного. И не смотря на это, девушка всё равно понимает, что ночью здесь что-то происходит.
«Суспирия» лучше всех других работ демонстрирует навыки Ардженто в качестве режиссера, и безумного сценариста. Дарио Ардженто всегда умел написать такую историю, которая бы запутала и обманула зрителя. Самая первая сцена фильма как бы приглашает зрителя в мир смысловой путаницы и искажений, которые являются ядром картины. Вам кажется, вы знаете маршрут, по которому он ведет вас, но как только вы думаете, что подобрались к разгадке, сюжет резко меняет курс. И «Суспирии», безусловно, удается держать зрителей на самом краю различными способами.
Rotten Tomatoes — 95%
IMDb — 7.5
Kinopoisk — 7.1
2. КРОВАВО—КРАСНОЕ/ PROFONDO ROSSO (1975)

Учитель музыки Маркус Дэли, оказывается в самом водовороте неприятностей, когда ему не удается остановить убийство медиума. На своей лекции медиум сама предрекла свою погибель. Позже, Маркус узнает, что в доме медиума пропала картина. И именно это обстоятельство толкает его на разгадку тайны её убийства. В то время как он всё ближе подбирается к истине, кажется, что убийца (который имеет пристрастие к детской музыке и играм) также идет по его следу и быстро заботится об устранении любых людей, которые хоть как-то могли бы указать на его личность.
Фильму «Кроваво-красное» удается использовать детские символы как части одного ужасного набора. Постоянное звучание детских колыбельных, которые успокаивают большинство людей, станет тем, чего вы будете бояться, ведь они будут сопровождать убийства и травмы. А благодаря отличной работе оператора, Ардженто добивается эффекта присутствия. Детские игрушки, в особенности куклы, добавляют еще более жуткой атмосферы. «Кроваво-красное» — фактически эталон джалло: эффектная операторская работа, безупречная игра светом, цветом и деталями, интересный и увлекательный сюжет с непредсказуемым финалом.
Rotten Tomatoes — 95%
IMDb — 7.7
Kinopoisk — 7.3
3. ДРОЖЬ/ TENEBRAE (1982)

И вновь в центре сюжета американец, приезжающий в Рим. На сей раз это писатель, мастер жанра триллер, приехавший с рекламной акцией для своей книги. Но простая рабочая поездка начинает превращаться в один из его самых страшных кошмаров: город охватывает волна жестоких убийств, совершенных точь в точь по его новой книге. Вскоре и самому автору начинает угрожать неизвестный. Главному герою не остается ничего, кроме как начать собственное расследование.
В «Дрожи» есть явные отсылки к «Птице с хрустальным оперением» и «Кроваво-красному», и это дает зрителю не один, а целых два поворота сюжета. Это абсолютная ода жанру джалло, и самому режиссеру, переосмыслившему ранние работы. Но также это, пожалуй, один из самых кровавых фильмов Ардженто. Интерес будет усиливаться с каждым трупом, потому, что этот труп — ваш подозреваемый. Реалистичная картинка, закрученный сюжет и совершенно неожиданная развязка вызывают желание возвращаться к этому фильму снова и снова.
Rotten Tomatoes — 73%
IMDb — 7.2
Kinopoisk — 6.7
4. УЖАС В ОПЕРЕ/ OPERA (1987)

Молодой и невероятно талантливой оперной певице Бетти наконец-то выпадает шанс петь главные арии, потому что предыдущая прима, исполнявшая главную партию в «Макбете», была сбита машиной. Но вдруг в вокруг девушки начинается череда жестоких убийств, а палачу главное, чтоб Бетти была свидетелем всех его игр.
Пожалуй «Ужас в опере» можно назвать самым красивым фильмом Дарио Ардженто, так как стилизация и декорации затмевают всё вокруг. Здесь использована уже привычная камера от первого лица, но, тем не менее, и этот прием мы ощущаем по-новому. «Ужас в опере» достоин просмотра хотя бы ради эстетического наслаждения: прекрасная съемка, классическая музыка и виды оперы. Даже пересмотрев несколько фильмов Дарио Ардженто до этого, и будучи готовыми к неожиданному финалу, после титров вы всё равно воскликните: «Что это было?»
Rotten Tomatoes — 83%
IMDb — 7.1
Kinopoisk — 6.8
5. ФЕНОМЕН/ PHENOMENA (1984)

В начале фильма мы видим жестокое убийство швейцарских туристов. После этого режиссер перемещает нас на 8 месяцев вперед и представляет нам Дженнифер Корвино, красавицу студентку, которую родители отправили в престижный женский пансион в Швейцарии. И только здесь выясняется, что девушка сомнамбула. И в то время как Джениффер прогуливается по ночам, вокруг неё происходят жестокие убийства. На помощь полиции приходит биолог, который изучает трупных червей и насекомых, и может определить время убийства.
Этот фильм от и до Ардженто построил на контрасте невинности с извращением. Картина приезда Дженифер в пансионат сменяется кровавой резней. Можно даже сказать, что фильм рассказывает нам с любовью о мерзости, одновременно объединяя и противопоставляя их. Но на этом двойственность картины не заканчивается. С одной стороны Ардженто предоставляет нам интригующий триллер, но с другой — это страшная сказка, пугающая притча, наполненная разными символами. Кстати, именно «Феномен» стал первой серьезной ролью актрисы Дженнифер Коннелли, и она справилась с ней блестяще.
Rotten Tomatoes — 75%
IMDb — 6.9
Kinopoisk — 6.9

Фильмы Дарио Ардженто уже давно заняли почетное место в истории кинематографа в одном ряду с культовыми фильмами ужаса. И все это благодаря шарму B-movie и струящейся со всех сторон крови. Все картины Ардженто — это индивидуальное путешествие для каждого зрителя в чарующий и жестокий мир, созданный режиссером при помощи света, декораций и превосходной музыки. И благодаря снятым им фильмам, Дарио Ардженто в жанре ужасов получил почетное звание мастера саспенса и тайны.
автор: Елена Яковлева