50 фильмов за 50 лет творчества. Это достаточно много для одного человека, каким бы неутомимым и плодотворным он ни был. Но не для Вуди Аллена. Дав себе обещание, не выпускать менее одного фильма в год, даже в 80 лет режиссер не перестает создавать новые шедевры. Аллен имеет репутацию человека, который забывает о своих фильмах сразу после их съемки, у него нет времени копаться в своей собственной истории. И, чтобы вы могли лучше разобраться в обширной фильмографии режиссера, предлагаем вам список из 10 лучших фильмов Вуди Аллена, с которых стоить начать знакомство с его творчеством.
10. МАНХЭТТЭН / MANHATTAN(1979)

Если бы всё решал только Вуди Аллен, то мир никогда не увидел бы «Манхэттен». После того, как режиссер увидел конечный результат, то был подавлен тем, что создал, и умолял «United Artists» не выпускать ленту (ходят слухи, что он даже предложил студии сделку, что снимет два фильма бесплатно). Но, нам повезло, и его желание так и не исполнилось.
Этот опус представляет собой сборник живописных зарисовок, связанных между собой любовью, точнее, это то, как бы мы все хотели влюбиться. Мы видим одну из лучших завязок в истории кино под музыку Джорджа Гершвина. А затем мы можем наслаждаться великолепными кадрами Гордона Уиллиса, оператора картины. Скамейка под Бруклинским мостом; ливень, который заставляет Исаака (Вуди Аллен) и Мэри (Дайан Китон) спрятаться в Планетарии; произношение Мэри и отрицание Бергмана; лицо Мариэль Хемингуэя — все эти компоненты делают «Манхэттен» фильмом, который хочется пересматривать снова и снова.
9. БАНАНЫ / BANANAS (1971)

Это одна из лучших комедий в ранней фильмографии Вуди Аллена. Нью-йоркский контролёр за качеством потребительских товаров отправляется отдохнуть в Латинскую Америку, где совершенно неожиданно попадает к повстанцам и становиться лидером нации, возглавляющим восстание против Америки. Сценарий был написан Вуди Алленом и его давним другом Микком Роуз. Блеск этого фильма в его полнейшей абсурдности. Уже тогда в 1971 году кинематографический взгляд Аллена начал понемногу просачиваться в сознание зрителей.
8. ПОЛНОЧЬ В ПАРИЖЕ / MIDNIGHT IN PARIS (2011)

Какое-то время в 2000-х мы бы хотели, как и главный герой этого фильма, избежать реальности современных фильмов Вуди Аллена и вернуться в прошлое его работ. На тот монет, за исключением «Матч Пойнт» и «Вики Кристина Барселона», Аллен потерял своё остроумие, скотился вниз к личным противостояниям, ему перестало хватать страсти, которая в прошлом была у режиссера в изобилии. К счастью, этому пришел конец в 2011 году, когда «Полночь в Париже» напомнила всем, каким на самом деле может быть великий Вуди Аллен.
История Аллена окунается в фантазии, рассказывая о писателе, чью душу раздирают противоречия, и которому удается переместиться в прошлое, в Париж 1920-х, где он обсуждает профессиональные и личные проблемы с Эрнестом Хемингуэем, Скоттом Фицджеральдом и Гертрудой Стайн — литературная мечта воплоти. Но, наступает момент, когда Гил (Оуэн Уилсон) вместе с аудиторией вынужден вернуться в настоящее и понять, что романтизация прошлого, какой бы утешительной она не была, всего лишь краткая остановка, а не пункт прибытия нашей жизни.
7. ДНИ РАДИО / RADIO DAYS (1987)

Вдохновленный детскими воспоминаниями, фильм «Дни радио» становится «Амаркордом» фильмографии Аллена. Картина рассказывает о периоде расцвета радио посредством изображения жизни обычной бруклинской семьи. Режиссер наполнил фильм песнями своего детства: «Каждая из этих песен несет частичку памяти». Именно таким и предстает перед нами фильм — серия с любовью выстроенных воспоминаний, связанных вместе семейной любовью к радио. Это не первый и не последний раз, когда Вуди Аллен попробовал себя в экстремальной ностальгии, но это самый сильный фильм, в котором режиссер с любовью лелеет вещи и людей, которые так близки его сердцу.
6. ХАННА И ЕЁ СЁСТРЫ / HANNAH AND HER SISTERS (1986)

Когда говорят о невероятной способности Аллена прописывать роли для женщин, то обычно имеют в виду фильм «Ханна и её сестры». Эта классическая картина 80-х рассказывает историю трех совершенно разных сестер, каждая из которых в течение определенного периода в 12 месяцев испытывает новые виды любви. Между Ханной (Миа Фэрроу), Холли (Дайан Уист) и Ли (Барбара Херши) Аллен сумел создать триумвират сложных женщин, состоящий в идентификации их страхов и желаний. Для Аллена, как для последовательного меланхолика, это фильм заканчивается почти оптимистично. За год женщины узнают, чего же они в действительности ждут от себя и своего партнера. В конце концов, «Ханна и её сестры» убеждает нас в том, что, возможно, любовь — во всех её интерпретациях — можно найти и сохранить.
5. БРОДВЕЙ ДЭННИ РОУЗ / BROADWAY DANNY ROSE (1984)

За длительный период карьеры Вуди Аллена всегда представляли двое талантливых менеджеров, Чарльз Х. Иоффе и Джек Роллинс. Эти парни вспоминают ночи, когда им буквально приходилось толкать Аллена на сцену, чтоб он выступил со «Stand Up». Так что, во многих отношениях, «Бродвей Денни Роуз», который вращается вокруг несчастного агента, который делает всё возможное, чтоб удовлетворить скандальный талант — это дань двоим мужчинам, перед которыми он навсегда в долгу. Более того, фильм может похвастаться нетипичной игрой Мии Фэрроу, которая играет неряшливую, вечно курящую любовницу ревнивого бандита — персонаж, воистину, достойный гангстерских фильмов Мартина Скорсезе.
4. ПУРПУРНАЯ РОЗА КАИРА / THE PURPLE ROSE OF CAIRO (1985)

Больше чем любой другой из его фильмов, «Пурпурная роза Каира» стала настоящей одой магии кино. Романтическая фантастическая комедия рассказывает об одинокой официантке, которая страдает от бедности и нелюбимого мужа. Но, у неё появляется шанс на счастье, когда герой её любимого фильма сходит с экрана в реальную жизнь. Этот милый, веселый и остроумный фильм сам Вуди Аллен называл одной из своих лучших работ. Трогательный и немного грустный фильм о любви и кино.
3. ПРЕСУПЛЕНИЯ И ПРОСТУПКИ / CRIMES AND MISDEMEANORS (1989)

Если внимательно взглянуть на фильмографию Вуди Аллена, то вы увидите, что он, по сути, неустанно рассказывает нам одну и ту же историю с небольшой вариацией персонажей и мест. Конечно, вы скажете, что его сюжеты совершенно разные, но, когда речь идет о Вуди Аллене, сюжеты уже не имеют значения в сравнении с тем, что он так усердно исследует. Философский вопрос, поднятый в «Преступлениях и проступках» является смесью вожделения, любви, морали и смертности. Каким-то образом Аллену удалось переплести историю документалиста (Вуди Аллен), который вынужден снимать фильмы о напыщенном телепродюсере (Алан Алда ), с историей офтальмолога (Мартин Ландау), который нанимает киллера для своей любовницы, чтоб та не раскрыла тайну их связи его жене. Когда эти два отдельных пути переплетаются, фильм наклоняется, но не ломается. Это в равной степени смешной и пугающий фильм.
2. ЛЮБОВЬ И СМЕРТЬ / LOVE AND DEATH (1975)

Этот фильм, пожалуй, является вершиной раннего периода творчества Вуди Аллена. Его даже можно назвать основным переходным фильмом режиссера, который ознаменовал переход от молодых и смешных работ к более зрелым драматическим комедиям. Но «Любовь и смерть» это всё же нечто большее, чем просто разделение «Бананов» и «Энни Холл». С одной стороны этот фильм смешнее обоих, учитывая его пародийный концепт, построенный на основе русской литературы. Но с другой стороны это, наверное, самая сильная попытка примерить переполняющий интеллектуализм Аллена с популистской комической чувствительностью, которая и сделала его знаменитым.
1. ЭННИ ХОЛЛ / ANNIE HALL (1977)

Да, этот выбор был ожидаемым. Самый любимый и самый лучший фильм Вуди Аллена, по мнению многих. Этот фильм принес режиссеру множество наград, в числе которых «Оскар», «BAFTA» и «Золотой глобус». Было бы сложно найти в фильмографии Аллена что-то более технически изысканное и сюжетно влиятельное чем «Энни Холл». Это фильм с лёгкость выдержал течение времени и кинематографа. Чувства, показанные между героями Элви (Вуди Аллен) и Энни (Дайан Китон), стали чем-то невероятным, самобытным во всей истории кино. В их романе, казалось бы, нет ничего необычного, за исключением того, что они отожествляют вселенные человеческие отношения. «Энни Холл» рассказывает историю двух людей, входящих в и из любви. Не удивительно, что именно этот фильм закончил сугубо комедийный период в творчестве режиссера. Это был переломный момент в его карьере, когда он понял, что хочет создавать нечто стоящее, а не просто заставлять людей смеяться.
Он построил свою карьеру на абсурде и стал одним из самых уважаемых режиссеров современности. Говоря сегодня о кино, Вуди Аллен — одно из первых имен, которое приходить на ум. И, несмотря на то, что найдется мало людей, которые смогли осилить всю его фильмографию, о нём знают, его уважают, и с нетерпением ждут выхода нового фильма от Вуди Аллена.
автор: Елена Яковлева